«Сенсорные эталоны»
методическая разработка

Попова Анна Олеговна

Методическая разработка по изучению  особенностей сенсорного воспитания глухих и слабослышащих детей в формировании знаний об окружающем мире.

Методическая разработка соджит: понятие, значение и виды сенсорных эталонов в дошкольном возрасте, методические рекомендации, методики по изучению и развитию сенсорной деятельности данной категории детей, а так же игры и упражнения, направленные на сенсорное воспитание (развитие) детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony.docx26.42 КБ
PDF icon Приложение (презентация) 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад «Кудесница» Поповой Анны Олеговны

«Сенсорные эталоны»

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного.

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание — система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

По мнению Ананьев Б.Г. Сенсорная культура — это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества (А.В. Запорожец).

Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах и качествах предметов окружающей среды, их обследования и установления взаимосвязи между ними.

В дошкольном возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.

В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие геометрических фигур, цвета, величины.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета.

С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Дети легче запоминают цвета в процессе игры, поэтому все игрушки делают такими яркими и красочными. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.

Эталонами формы служат геометрические фигуры, ознакомление с ними происходит в процессе формирования элементарных математических представлений. Их усвоение предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.

Особое значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета, его контур и могут быть использованы в качестве образцов для восприятия формы и объемных и плоскостных предметов. Введение же объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.

С самого раннего возраста дети играют с игрушками-вкладышами, кубиками и деталями конструктора. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина — относительное свойство, её точное определение производится при помощи условных мер. Усвоение системы мер и способов их использования — особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. А также служит основой для интеллектуального развития, способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления, воображения.

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте проявляет наиболее весомое влияние на будущее развитие дошкольника. В сложной системе развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным отсутствием слухового анализатора есть особенность в формировании его речи и других психических процессов.

Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушением слуха происходит по тем же законам, что и у слышащих детей, но более медленными темпами. Также дети этой категории характеризуются трудностями в формировании образов представлений, их расплывчатостью, неопределенностью и нестабильностью. Это приводит к высокой потребности детей раннего дошкольного возраста с нарушением слуха в специальном образовании, направленном на повышение уровня развития сенсорной сферы детей.

В диагностических методиках, направленных на изучение сенсорного развития слышащих дошкольников и детей с нарушениями слуха общие критерии оценки и курс методик.

Выявить уровень сенсорного развития глухих и слабослышащих детей возможно в ходе психолого-педагогического обследования, которое предложено А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард и описано в научном труде «Отбор детей в специальное дошкольное учреждение».

При выполнении методик направленных на изучение компонентов сенсорной активности детей с нарушением слуха особую важность следует уделять таким критериям как: фиксирование принятия задач дошкольником, способы выполнения действий, активность действий и возможность обучаемости ребенка с нарушением слуха.

Рассмотрим данные методики более подробно.

Методика «Почтовый ящик».

Цель: изучение способности ребенка c нарушением слуха соотносить предметы по форме.

Оснащение: пластиковая коробка с пятью прорезями – полукруглая, треугольная, прямоугольная, квадратная и шестиугольная («почтовый ящик»), 10 трехмерных геометрических фигур, в каждой из которых основание соответствует форме одной из прорезей.

Ход игры: воспитатель берет одну из фигур и бросает ее в соответствующий слот (ячейку, прорезь). Далее жестом подсказывает ребенку бросить остальные фигурки. В случае, когда дошкольник не в силах отыскать правильную ячейку, насильно толкает фигуру в первую доступную ячейку, ребенку необходимо помочь, показывая, что он может попробовать, прикладывать фигуру к разным ячейкам, пока не найдет нужную.

В процессе наблюдения за выполнением задания фиксируется:

  1. Как дошкольник принимает задачу:
  2. Каковы способы, которыми пользуется дошкольник при выполнении задания:
  • ребенок действует силой (т.е. толкает фигуру в первую попавшуюся ячейку или в ту, в которую воспитатель опустил предыдущую фигуру);
  • пробы (ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; при этом он не ориентируется на форму фигуры);
  • примеривание (ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры, он прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези);
  • зрительное соотнесение (ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе).

Возможно интерпретировать результаты в соответствии с каждым возрастом, то есть до трех лет шести месяцев возможно применять силу; у детей старше трех лет шести месяцев используются целевые тесты; дети старше четырех лет приступают к примериванию; после пяти лет к визуальному сравнению. Тем не менее, сохранение проб у детей четырех лет и примерка у детей пяти лет является допустимым. Дети старше шести лет должны использовать визуальное сравнение.

Методика «Разбор и складывание пирамиды».

Цель: изучение ориентировки детей c нарушением слуха на величину и цвет предметов.

Оснащение: пирамида из колец.

Ход игры: воспитатель жестом предлагает дошкольнику разобрать пирамиду. Если ребенок не действует, воспитатель сам разбирает пирамиду и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не действует после этого, воспитатель начинает подавать ему кольца один за другим, каждый раз указывая жестом, что кольцо следует надеть на основание.

При разборе и складывании пирамидки фиксируется:

  1. Как принимает задачу дошкольник.
  2. Складывает ли дошкольник пирамидку с учетом или без учета величины.
  3. В случае если ребенок складывает пирамидку с учетом величины, фиксируются способы:
  • примеривание (ребенок надевает кольца не в порядке величины, видит ошибку и исправляет её);
  • зрительное соотнесение (ребенок надевает кольца сразу правильно, в порядке величины).

Авторы указывают, что дети в возрасте двух – трех лет в силах разобрать и собрать пирамидку. Дети двух или трех лет могут собирать пирамидку без учета размера. Неправильно будет если дошкольник не пытается собрать пирамидку без соотнесения размера, а также закрывает её колпачком до продевания колец и пытается надеть кольца на колпачок. Учет величины при надевании колец на стержень пирамидки должен осуществляться детьми с нарушением слуха старше четырех лет, при этом допускается примеривания и пробы; дети старше пяти лет должны использовать визуальное соотнесение.

Методика «Складывание разрезной картинки».

Цель: изучение сформированности целостного образа у детей с нарушением слуха.

Оснащение: картинки, разрезанные на части.

Ход игры: Педагог предлагает дошкольнику составить из отдельных частей целостный образ изображения (предмета). На начальном этапе ребенку предлагается картинка, разрезанная на две части. Части разрезной картинки раскладываются в хаотичном порядке, чтобы ребенок не просто сдвинул их вместе, а создал цельное изображение. Справившись с поставленной задачей дошкольнику, предлагается изображение, разделенное на три части. Каждому дошкольнику предлагается два – три изображения, разрезанных на три части, с разной формой разреза. Далее педагог предлагает составить изображение, разрезанное на пять частей. При выполнении задания педагог должен направлять ребенка к самостоятельному пониманию смысла задания, т.е. педагог не должен называть предметы, которые предлагается составить дошкольнику, а лишь невербальными средствами коммуникациями (жестами) предложить это сделать. В случае, когда дошкольник не преступает к составлению первой из предложенных картинок, педагог наглядно демонстрирует как выполнить данное задание и показывает получившийся результат. Далее педагог повторно разъединяет на части целое изображение и предлагает ребенку по подражанию его составить.

При этом фиксируется:

  1. Как принимает задачу дошкольник.
  2. Способы, которыми пользуется дошкольник при выполнении задания:
  • ребенок совершает беспорядочные действия с половинками картинки, не анализируя полученное целое;
  • пробы с ориентировкой на целостный образ предмета (ребенок производит разворот частей с проверкой путем прикладывания);
  • зрительное соотнесение частей (ребенок производит разворот частей без прикладывания, из любого положения, действует безошибочно).

При интерпретации результатов указывается, что составление разрезанного изображения из двух частей по силам детям трехлетнего возраста. Неизбирательные действия указывают на неадекватность. Большая часть детей действуют путем проб, а некоторая часть путем визуального сравнения. Дети старше четырех лет выполнят задание путем визуального сравнения. Дети старше пяти лет получают задание только тогда, когда они не справляются с соединением цельного рисунка из трех частей.

При применении данных методик раскрывается не только уровень сенсорного развития ребенка, но и интеллектуальное развитие, которое зависит от способа выполнения поставленных задач. Самый простой метод - сила действия, без учета свойств предметов; наиболее сложный метод - визуальное сравнение предметов по цвету, форме, размеру, пространственному расположению. Промежуточными являются целенаправленные пробы и практическая подгонка объектов.

Из этого следует что, опираясь на данные методики возможно определить соответствие сенсорного развития возрастным нормам, умение ребенка сосредоточиться на основных особенностях изучаемого предмета, а также сформированности целостного образа. Эти методики хорошо подходят для детей с нарушениями слуха, потому что задачи по изучению сенсорного развития ребенка не основаны на устных инструкциях, где требуется обязательная слуховая концентрация. Задания предлагаются ребенку в практической форме, поэтому эти методы не вызовут неудобств или недоразумений у детей с нарушением слуха, что является положительной стороной для обучения. На основании полученных данных можно определить дальнейший путь обучения и воспитания каждого ребенка и осуществить выбор мероприятий, которые способствовали бы успешному сенсорному развитию детей с нарушениями слуха.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также источником умственного и речевого развития, с ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для обучения и дальнейшей жизни. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.

Для всестороннего сенсорного развития слабослышащих детей важно усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем мире. Игры можно использовать на разнообразных педагогических занятиях сурдопедагога и воспитателей, в свободное время в детском саду и дома.

С целью развития восприятия цвета у слабослышащих детей, можно использовать упражнение на классификацию «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Цель данного упражнения: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.

С целью развития восприятия формы предметов у слабослышащих детей, можно использовать игру «Волшебные рамки и вкладыши». 

Цель данной игры: совершенствовать умение выделять форму, зрительно соотносить рамку и вкладыш; развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, тактильно-двигательного восприятия (Приложение 2).

Представленные игры целесообразно проводить совместно с играми и упражнениями, направленными на развитие восприятия величины. Для этого, можно использовать игру «Три медведя». 

Цель данной игры: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.

Для совершенствования восприятия цвета и формы можно использовать игру «Палочки».

Цель данной игры: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.

В заключении проведения данных игр, благоприятное воздействие на сенсорное развитие детей будет оказывать игра «Флажки», которая направлена на развитие умения выделять различные качества предметов.

Цель данной игры: продолжать учить детей выделять основные цвета. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетов этих свойств.

При выполнении рассмотренных игр с слабослышащими детьми необходимо помогать ребенку правильно произносить устно-дактильно точное название сенсорных эталонов. А также следует поощрять дошкольника за каждое проделанное задание и оказывать помощь в случае возникновении трудностей при выполнении задания. В следствии этого, будет стимулироваться интерес и инициатива дошкольника с нарушением слуха, для дальнейшей продуктивной деятельности.

Важно отметить, что в этих играх всегда присутствует прямая речевая практика ребенка, что является положительным фактором для развития детей с нарушением слуха. В этих играх дети учат новые слова, обозначающие сенсорные эталоны, тренируют активное использование данных слов в речи и в целом пополняют свой словарный запас. Также важно отметить, что в этих играх всегда можно использовать таблички, что способствует успешному усвоению слов, обозначающих различные качества и свойства предметов, а также способствует развитию зрительного и слухового восприятия, закрепление правильных названий и формирование представлений о предмете.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...