Презентация "Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
презентация

Орликова Ольга  Владимировна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Ушинский К. Д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Орликова О.В. Сорочинск, 2022

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К. Д. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов. Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как: развитие познавательной активности; развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие ассоциативного мышления, воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие связной речи;

Слайд 3

Мнемотехнику в детском саду называют по разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - с енсоро-графическими схемами ; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов Вадим Петрович - блоками – квадратами; Большева Татьяна Васильевна - коллажем; Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

Слайд 4

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие;

Слайд 5

Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных - лес.

Слайд 6

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов . Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.

Слайд 7

Для 3 – 5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.

Слайд 8

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Слайд 9

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности. Этапы работы над стихотворением: 1. Воспитатель выразительно читает стихотворение. 2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . 3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок.

Слайд 10

Коррекционно – развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них : воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Слайд 11

Примеры м немотаблиц

Слайд 13

Занятие по мнемотаблицам на тему «Зима» в старшей группе

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...