Методика оценки уровня творческого потенциала личности.
консультация

Аносова Жанна Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика оценки уровня творческого потенциала личности.

Консультация для педагогов

Составил:

Музыкальный руководитель

Аносова Ж.В.

Озерск, 2020

Методика оценки уровня творческого потенциала личности.

Консультация для педагогов

«Дети должны расти в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, творчества…»

В.А.Сухомлинский

        Дошкольное образование на современном этапе — это раскрытие и развитие сущностных сил педагога, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала.

        Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации.

         Элементы творчества заключены в любой человеческой деятельности, в процессе ее решения человек сам открывает способ действия, подбирает ключи к ее решению.

        Творческий коллектив  педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, в формировании творческой личности.

        В слаженном творчески работающем коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги  не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе.

        Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и её совершенствования.

Понять, являются ли они творческими, можно, рассмотрев сами понятия  «творчество» и «творческие способности», относительно которых до сих пор среди  психологов нет единого мнения.

Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Творчество — это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый  путь  или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума,  такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить  связи  и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Творческая  деятельность  –  специфический  вид  активности  человека, направленный на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира, включая самого себя.

        Главную роль в развитии способностей педагога играют его профессиональная деятельность и его стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый воспитатель.

        Для развития творческого потенциала педагога необходимо  создание благоприятных условий. Именно создание условий на современном этапе является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания. а понятие креативности можно рассматривать как интегральный показатель качества дошкольного образования.

Креативность - это созидательные способности, направленные на преобразование, совершенствование, как окружающего мира, так и на самосовершенствование, саморазвитие личности, т.е. внешняя и внутренняя направленность созидательности.

Завоевание и поддержание авторитета воспитателем - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. К моральному облику воспитателя предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность именно воспитателя немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование воспитателя придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма.

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от детей элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в воспитателе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви воспитателя к другому человеку. Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя и как следствие, его творческого развития.

Быть воспитателем - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Воспитатель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, воспитатель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов, творческих подходов к их решению. Настоящий воспитатель, Воспитатель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его детей, но и со стороны всего общества. Педагогические ситуации в условиях рабочего дня воспитателя бывают столь различными и своеобразными, что порою требуют от воспитателя немедленных, стремительных и нередко виртуозных творческих решений.

Практика показывает, что в сфере образования до сих пор остаётся неразрешённым противоречие между потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему. Однако, при грамотно спланированной методической работе в ДОУ возможно улучшение обстановки в дошкольном образовании. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, их компетентности и эрудиции, - это чёткая организация методической работы на уровне образовательного учреждения, создание условий для творческой самореализации личности педагога, раскрытие творческого начала воспитателя.

Творческий потенциал (анкета):

Всего человек

значительный творческий потенциал

средний творческий потенциал

творческий потенциал ниже среднего

12

100%

11

92%

1

8%

-

-

Уровень творческого потенциала коллектива ДОУ :

Средний – 1 чел. – 8%

Чуть выше среднего – 3 чел. – 25%

Выше среднего – 4 чел. – 34%

Высокий – 3 чел. – 25%

Очень высокий – 1 чел. – 8%

Было обработано 12 анкет ( 8 – воспитатели, 3 – специалисты, 1 - руководитель).

Анализ данных, составляющих творческий потенциал личности педагога, показал, что в целом творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как значительный. Лишь один педагог определил свой потенциал, как средний. Нет ни одного педагога с показателем ниже среднего.  

        Исходя из высоких показателей по результатам анкетирования, ставится вопрос: объективности педагогов на собственную оценку творческого потенциала, с учетом проявления творчества во всех аспектах педагогической деятельности. Начиная с проявления творчества  на различных мероприятиях ДОУ ( утренниках, в НОД) режимных моментах, в быту и т.д.

На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация, которая и обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определённом виде деятельности, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности, формы проявления и меру его творческой активности.

Ведущим мотивом  является интерес к творческой деятельности, далее следуют мотивы материальной заинтересованности и альтруистические мотивы - выполнение социального долга, а также стремление к положительной оценке со стороны администрации, коллег по работе.

Пассивность или активность воспитателей в педагогической деятельности, формы проявления и меру творческой активности определяет его психологическое здоровье. Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания

Успешность в жизни, профессиональной деятельности зависит от степени развитости такой интегральной характеристики личности как креативность, понимаемая нами как способность к преобразовательной активности, способность порождать новые идеи, созидать, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. 

Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребёнка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника.

Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют  потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов  и приёмов без учёта индивидуальных способностей ребёнка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.

Список литературы:

  1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. - М.: СИНЕГ, 1998
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004
  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989
  4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995
  6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986
  7. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ. -2004 .- №4
  8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70
  9. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. -М.: институт общегуманитарных исследований, 2001
  10. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: 5 за знания, 2007
  11. Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное. - 1997.-№3.-с.46
  12.  Халперн Д. Психология критического мышления. - Спб.: Питер,2000
  13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998
  14. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде./ Под ред. В.И. Иванова. - М.: Молодая гвардия, 1997

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в...

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

Методика оценки уровня психологического климата коллектива  (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле...

Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет М. Безруких, Л. Морозова

Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет...