Организованно-образовательная деятельность детей Развитие речи Тема: «Волшебница Весна» подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рубцова Елена Германовна

Цель: Способствовать развитию связной речи у детей путём обобщения представлений о весне и весенних явлениях живой и неживой природы, о жизни животных, птиц и насекомых.

      Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи:                                                                                                                                           

Познавательное развитие:  

       Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Научить видеть последующие изменения в природе: набухание почек, появление листьев, цветут некоторые деревья и кустарники, появляются первые весенние цветы; пробуждаются от зимней спячки некоторые животные  и насекомые. Уточнить названия  и последовательность весенних месяцев. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, память.  

     Речевое развитие:    

       Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок по теме «Весна». При составлении рассказа соблюдать логическую последовательность,  употреблять  в предложениях предлоги.  Формировать умение группировать предметы по общему признаку: «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Животные» (дикие, животные Севера и жарких стран).  Придумывать слова – синонимы. Упражнять в умении заканчивать предложения соответствующим действием. Определять первый и последний звуки в словах по теме весна. Прохлопывать слоговую структуру слов. Совершенствовать фонематическое восприятие.   

     Физическое развитие: Согласовывать выполнения движений с речью.

        Социально – коммуникативное развитие: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности. Формировать положительное эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

                                                  Методы и приёмы

       Наглядные: компьютерная презентация слайдов, рассматривание сюжетных картинок по теме «Весна», эмблемы с изображением насекомых.     Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок по теме «Весна». При составлении рассказа соблюдать логическую последовательность,  употреблять  в предложениях предлоги.  Формировать умение группировать предметы по общему признаку: «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Животные» (дикие, животные Севера и жарких стран).  Придумывать слова – синонимы. Упражнять в умении заканчивать предложения соответствующим действием. Определять первый и последний звуки в словах по теме весна. Прохлопывать слоговую структуру слов. Совершенствовать фонематическое восприятие.   

     Физическое развитие: Согласовывать выполнения движений с речью. Развивать мелкую моторику при складывании бумаги «гармошкой».   

        Социально – коммуникативное развитие: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности. Формировать положительное эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

                                                  Методы и приёмы: 

       Наглядные: компьютерная презентация слайдов, рассматривание сюжетных картинок по теме «Весна», эмблемы с изображением насекомых,  подбор сюжетных картинок по теме «Весна».                                                                                                                                      

Практические: физкультминутка,  пальчиковая гимнастика, подвижная игра,  игровые упражнения,  выполнение на коврике мини – этюд (танцевальное движение)  «Красивое насекомое».                                                                                                                            

Словесные: народные приметы, приветствие, беседа, обсуждение, составление рассказа.                                                                                                                                       Материал и оборудование: интерактивная доска, компьютор,  указка,  сюжетные картинки по теме: «Весна»,  вазы с  искусственными цветами, предметные картинки,  берёза,  макеты домиков с изображением картинок , эмблема насекомое для всех детей, азбука, белый лист.    

 

Ход занятия.

 

Воспитатель приглашает  детей.

  1.Воспитатель.  «Доброе утро говорю я вам,   как две ниточки протянем, доброту и теплоту друг другу мы         .»

Дети подходят к воспитателю, встают полукругом.

 Дети:   «Доброе утро ответим мы вам,  как две ниточки протянем   доброту и теплоту друг другу мы».

Воспитатель.  Возьмите цветок из вазы , передавайте его друг другу, называйте весенний месяц, характерный признак  или примету весеннего месяца и весны        

Дети передают цветок и называют приметы или признаки.

Воспитатель: Предлагает поиграть в  игру « Ручеек»

         Дети выходят на ковёр, встают в круг. Произносят текст и сопровождают его движениями.  «Ручеёк» . 

Тают снежные сугробы (имитация ходьбы).                                                                      

Быстро ручейки бегут, Вот возьму и догоню (бегут в разном направлении).    

  Ручеёк ловлю ногою (покачивание ногой).

Он балуется со мною. И вокруг моей ноги бежит (поворачиваться вокруг себя).                                   Чёткое проговаривания слов. Выполнение ритмических движений. Имитация движений под музыку.

Воспитатель: Продолжим играть. Игра называется «Назови действия, которые происходят весной».           Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать. Картинки вам будут хорошими помощниками.

 1. Сосульки под солнцем… (слайд)

2. Сугробы от солнечного тепла… (слайд).                                   

3. На деревьях почки… (слайд).                           

4. Весной птицы гнёзда …(слайд).

5. Весной лёд на реке… (слайд).                          

6. Весной в садах плодовые деревья … (слайд).                                      

7. На проталинах первые цветы… (слайд)     

Воспитатель: Игра «Назови ласково» Солнце-солнышко, птица-птичка, ручей-ручеек, белка-белочка, трава-травушка, ложка-ложечка. Дерево-деревце, цветы-цветочки, вода-водичка, жук-жучок, дуб-дубок, лист-листочек, небо-небушко, облако-облачко,береза-березонька.

 

Пальчиковая гимнастика.«Капель»                              

  «Кап-кап-кап», - капель звенит, (ритмично хлопать  в ладоши).                           

  Словно с нами говорит (ритмично хлопать ладонями по ногам).

Плачут от тепла сосульки,  (собирают «слёзы» в ладошку.                      

 И на крышах талый снег (ритмично гладят себя по голове).

А у всех людей весною Это вызывает смех (поворачиваются вокруг себя).

 

Воспитатель: - Поиграем в игру «Назови правильно».

  Большой (дуб)  - …,   душистый (ландыш) - …, быстрый  (ручеёк) - …, красивая (бабочка) – Дети:    - огромный, громадный, величавый;                                

- ароматный, приятный, нежный, сладкий;                                    

  ловкий, смелый, озорной;                                     

 приятная, особенная, симпатичная.

 Воспитатель: «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример:: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

Воспитатель. Посмотрите  внимательно на схему.  Сегодня мы будем составлять рассказ по схемам.  Рассказывать надо громко, предложения составлять интересные, не забывайте про предлоги.    

 Примерный рассказ:  Весна. На улице тепло. Ярко светит и греет  солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. На дорогах лужи. Люди сняли зимнюю одежду. На деревьях появляются молодые, зелёные листочки. Появляется трава.  Прилетели птицы из тёплых стран. Дети сделали кормушки и повесили их на деревья. От зимней спячки проснулся медведь, ёж, барсук, насекомые. Заяц и лиса поменяли шубки. Распустились первые весенние цветы: подснежник, мать- и – мачеха, ветреница, ландыш, незабудка.  Расцвела яблоня, вишня, черёмуха и сирень.     

                       

Воспитатель: Молодцы. У меня для вас ещё одна интересная игра. Пять больших дома есть у меня, но они пустые, никто в них не живёт. Помогите  мне заселить их. В первом доме живут животные жарких стран, во втором животные Севера, в третьем дикие животные наших лесов, а в четвёртом – кустарники, а в пятом – деревья. Правило игры: надо правильно подобрать картинку и положить её в домик. 

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево (макет берёзы). А на ветках дерева  красивый листок, на котором написано слово.

1. Предлагает его прочитать.    2. Затем определить первый и последний звук.                                          3. Прохлопать слоги.

Дети читают слово- весна.     Определяют первый и последний звук, называют гласные и согласные звуки.  Затем прячут слоги в ладошки (хлопками).  Умение анализировать слово, называя правильно гласные и согласные звуки, определять первый и последний звуки.

Развитие фонематического слуха                

 

Итог:      Что сегодня вам понравилось больше всего на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_razvitie_rechi_i_prir._mir.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90»

Организованно-образовательная

деятельность детей

Развитие речи

Тема: «Волшебница Весна»

подготовительная группа

Выполнила: воспитатель

Рубцова Е.Г.

Саранск,2020

Цель: Способствовать развитию связной речи у детей путём обобщения представлений о весне и весенних явлениях живой и неживой природы, о жизни животных, птиц и насекомых. 

      Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Задачи:                                                                                                                                          

Познавательное развитие:   

       Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Научить видеть последующие изменения в природе: набухание почек, появление листьев, цветут некоторые деревья и кустарники, появляются первые весенние цветы; пробуждаются от зимней спячки некоторые животные  и насекомые. Уточнить названия  и последовательность весенних месяцев. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, память.  

     Речевое развитие:    

       Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок по теме «Весна». При составлении рассказа соблюдать логическую последовательность,  употреблять  в предложениях предлоги.  Формировать умение группировать предметы по общему признаку: «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Животные» (дикие, животные Севера и жарких стран).  Придумывать слова – синонимы. Упражнять в умении заканчивать предложения соответствующим действием. Определять первый и последний звуки в словах по теме весна. Прохлопывать слоговую структуру слов. Совершенствовать фонематическое восприятие.    

     Физическое развитие: Согласовывать выполнения движений с речью.

        Социально – коммуникативное развитие: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности. Формировать положительное эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

                                                  Методы и приёмы:  

       Наглядные: компьютерная презентация слайдов, рассматривание сюжетных картинок по теме «Весна», эмблемы с изображением насекомых.     Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок по теме «Весна». При составлении рассказа соблюдать логическую последовательность,  употреблять  в предложениях предлоги.  Формировать умение группировать предметы по общему признаку: «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Животные» (дикие, животные Севера и жарких стран).  Придумывать слова – синонимы. Упражнять в умении заканчивать предложения соответствующим действием. Определять первый и последний звуки в словах по теме весна. Прохлопывать слоговую структуру слов. Совершенствовать фонематическое восприятие.    

     Физическое развитие: Согласовывать выполнения движений с речью. Развивать мелкую моторику при складывании бумаги «гармошкой».    

        Социально – коммуникативное развитие: Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности. Формировать положительное эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

                                                  Методы и приёмы:  

       Наглядные: компьютерная презентация слайдов, рассматривание сюжетных картинок по теме «Весна», эмблемы с изображением насекомых,  подбор сюжетных картинок по теме «Весна».                                                                                                                                      

Практические: физкультминутка,  пальчиковая гимнастика, подвижная игра,  игровые упражнения,  выполнение на коврике мини – этюд (танцевальное движение)  «Красивое насекомое».                                                                                                                            

Словесные: народные приметы, приветствие, беседа, обсуждение, составление рассказа.                                                                                                                                       Материал и оборудование: интерактивная доска, компьютор,  указка,  сюжетные картинки по теме: «Весна»,  вазы с  искусственными цветами, предметные картинки,  берёза,  макеты домиков с изображением картинок , эмблема насекомое для всех детей, азбука, белый лист.    

Ход занятия.

Воспитатель приглашает  детей.

  1.Воспитатель.  «Доброе утро говорю я вам,   как две ниточки протянем, доброту и теплоту друг другу мы        .»

Дети подходят к воспитателю, встают полукругом.

 Дети:   «Доброе утро ответим мы вам,  как две ниточки протянем   доброту и теплоту друг другу мы».        

Воспитатель.  Возьмите цветок из вазы , передавайте его друг другу, называйте весенний месяц, характерный признак  или примету весеннего месяца и весны        

Дети передают цветок и называют приметы или признаки.

Воспитатель: Предлагает поиграть в  игру « Ручеек»

        Дети выходят на ковёр, встают в круг. Произносят текст и сопровождают его движениями.  «Ручеёк» .  

Тают снежные сугробы (имитация ходьбы).                                                                      

Быстро ручейки бегут, Вот возьму и догоню (бегут в разном направлении).    

  Ручеёк ловлю ногою (покачивание ногой).

Он балуется со мною. И вокруг моей ноги бежит (поворачиваться вокруг себя).                                  Чёткое проговаривания слов. Выполнение ритмических движений. Имитация движений под музыку.

Воспитатель: Продолжим играть. Игра называется «Назови действия, которые происходят весной».           Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать. Картинки вам будут хорошими помощниками.

 1. Сосульки под солнцем… (слайд)

2. Сугробы от солнечного тепла… (слайд).                                    

3. На деревьях почки… (слайд).                            

4. Весной птицы гнёзда …(слайд).

5. Весной лёд на реке… (слайд).                          

6. Весной в садах плодовые деревья … (слайд).                                      

7. На проталинах первые цветы… (слайд)        

Воспитатель: Игра «Назови ласково» Солнце-солнышко, птица-птичка, ручей-ручеек, белка-белочка, трава-травушка, ложка-ложечка. Дерево-деревце, цветы-цветочки, вода-водичка, жук-жучок, дуб-дубок, лист-листочек, небо-небушко, облако-облачко,береза-березонька.

Пальчиковая гимнастика.«Капель»                              

  «Кап-кап-кап», - капель звенит, (ритмично хлопать  в ладоши).                            

  Словно с нами говорит (ритмично хлопать ладонями по ногам).

Плачут от тепла сосульки,  (собирают «слёзы» в ладошку.                      

 И на крышах талый снег (ритмично гладят себя по голове).

А у всех людей весною Это вызывает смех (поворачиваются вокруг себя).

Воспитатель: - Поиграем в игру «Назови правильно».

  Большой (дуб)  - …,   душистый (ландыш) - …, быстрый  (ручеёк) - …, красивая (бабочка) – Дети:    - огромный, громадный, величавый;                                

- ароматный, приятный, нежный, сладкий;                                    

  ловкий, смелый, озорной;                                      

 приятная, особенная, симпатичная.

 Воспитатель: «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример:: Солнце – что делает?-Светит, греет. Ручьи – что делают?-Бегут, журчат. Снег – что делает?-Темнеет, тает. Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?-Звенит, капает. Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

Воспитатель. Посмотрите  внимательно на схему.  Сегодня мы будем составлять рассказ по схемам.  Рассказывать надо громко, предложения составлять интересные, не забывайте про предлоги.         

 Примерный рассказ:  Весна. На улице тепло. Ярко светит и греет  солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. На дорогах лужи. Люди сняли зимнюю одежду. На деревьях появляются молодые, зелёные листочки. Появляется трава.  Прилетели птицы из тёплых стран. Дети сделали кормушки и повесили их на деревья. От зимней спячки проснулся медведь, ёж, барсук, насекомые. Заяц и лиса поменяли шубки. Распустились первые весенние цветы: подснежник, мать- и – мачеха, ветреница, ландыш, незабудка.  Расцвела яблоня, вишня, черёмуха и сирень.        

                       

Воспитатель: Молодцы. У меня для вас ещё одна интересная игра. Пять больших дома есть у меня, но они пустые, никто в них не живёт. Помогите  мне заселить их. В первом доме живут животные жарких стран, во втором животные Севера, в третьем дикие животные наших лесов, а в четвёртом – кустарники, а в пятом – деревья. Правило игры: надо правильно подобрать картинку и положить её в домик.  

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево (макет берёзы). А на ветках дерева  красивый листок, на котором написано слово.

1. Предлагает его прочитать.    2. Затем определить первый и последний звук.                                          3. Прохлопать слоги.

Дети читают слово- весна.     Определяют первый и последний звук, называют гласные и согласные звуки.  Затем прячут слоги в ладошки (хлопками).        Умение анализировать слово, называя правильно гласные и согласные звуки, определять первый и последний звуки.

Развитие фонематического слуха        

Итог:      Что сегодня вам понравилось больше всего на занятии?

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по развитию речи Тема: « Путешествие капельки» ( подготовительная группа)

Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой» Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представле...

НОД по развитию речи. Тема "Крепость знаний", подготовительная группа

В помощь педагогам по развитию речи для детей 6-7 лет. Совершенствовать монологическую речь, её интонационную выразительность,  умения составлять рассказ     по сюжетной карти...

Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.

Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, ико...

Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.

Конспект ОД  по  развитию  речи  . Тема  «Казачьи  посиделки».Подготовительная группа. Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; ...

Технологическая карта НОД по речевому развитию на тему: "Цветущая весна" подготовительная группа

Цель: закрепить знания детей o весне, весенних цветах, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к природе.Обучающие (образовательные):- закрепить и расширить словарь детей по теме «В...