Технологическая карта НОД по речевому развитию на тему: "Цветущая весна" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей o весне, весенних цветах, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к природе.

Обучающие (образовательные):

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

- закрепить понятия «первоцветы», «капель», «проталина», «ледоход»;

- способствовать развитию связной речи;

- закреплять умение в образовании однокоренных слов;

- закрепить умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающие:

- развивать речевую активность детей;

- развивать умение составлять рассказы по схеме с последовательно развивающимися действиями;

- расширить и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_r.rechi_tsvetushchaya_vesna.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

по развитию речи

«Цветущая весна».

Воспитатель:

Николаева Лариса Валентиновна

г. Самара, 2022

Образовательная область: развитие речи

Вид занятия: интегрированное (речевое, коммуникативное, познавательное, физическое развитие).

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная

Цель: закрепить знания детей o весне, весенних цветах, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к природе.

Обучающие (образовательные): 

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

- закрепить понятия «первоцветы», «капель», «проталина», «ледоход»;

- способствовать развитию связной речи;

- закреплять умение в образовании однокоренных слов;

- закрепить умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и отвечать на вопросы полным предложением.  

Развивающие:

- развивать речевую активность детей;

- развивать умение составлять рассказы по схеме с последовательно развивающимися действиями;

- расширить и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

- закрепить умение вести диалог между ребенком и воспитателем;

- закрепить умение строить сложные предложения.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы, составление описательных рассказов по теме «Весна», «Весенние цветы».

Оборудование: картины с изображением весны, первоцветов, конверты с разрезными картинками. мнемотаблицы «Весна» разные варианты мнемотаблицы «Цветы», письмо в конверте, мяч, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте друг другу пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя в детский сад, у входа в группу, я нашла письмо. Без вас я его открывать не стала. А теперь, когда мы все вместе давайте откроем его и узнаем от кого оно что в нём написано?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я Белый медведь. Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Я слышал от людей, которые приезжают к нам на север, что где - то далеко наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам Белый медведь Умка.

Ребята, поможем Умке узнать, что такое весна?

Дети: поможем.

- дети обращают внимание на воспитателя.

- слушание воспитателя,

0,5 мин.

Создание мотива для детской деятельности (сюрпризный момент); Определение цели.

Выявление готовности детей к предстоящей работе

2.

Постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: - Ребята, а где живёт Умка? (Живёт он в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему белые медведи и другие обитатели Севера не видели весну? (потомлица с текстоу что Север,  это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.).

Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь ему? (Ответы детей)

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, послушать мелодии весны, нарисовать рисунок.

Для того чтобы интересно рассказать, подготовим наши язычки к работе, повторяйте все за мной:  

На-на-на наконец пришла весна,

да-да-да- кругом вода ,

ка-ка-ка- разлилась наша река ,

ель-ель-ель-с крыши капает капель.

ей-ей-ей- бежит ручей.

- вовлекаются в деятельность.

- слушают воспитателя, - отвечают на вопросы полным предложением.

2,5 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель: - Ребята, что же такое «весна»? (Это время года).

У меня в руках мяч, вы сейчас будете его передавать друг другу и составлять предложения о признаках весны.

Каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много признаков весны назвали.

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

Закапали сосульки с крыш домов,

 - Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки? - Это явление природы называется капель. Воспитатель: - Давайте вспомним, какое время года было перед весной? А какое будет после весны?

Дети: - Перед весной была зима, а после весны будет лето.

Воспитатель: - Назовите весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Выставляются картинки весенних месяцев.

Воспитатель: - Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому месяцу весны они относятся.

Воспитатель: Первая картинка к какому месяцу относится? Почему?

Правильно. Это март. (апрель, май). Поэтому в каждом месяце весна разная: в марте- ранняя, в апреле- середина весны, а в мае - поздняя  весна.

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

- ответы на поставленные вопросы.

10 мин

Беседа.

Игровые и занимательные

приемы,

упражнения.

Физкультурная пауза

- актуализация имеющихся знаний по данной теме;

- готовность детьми к принятию

новой информации.

4.

«Открытие» детьми новых знаний.

Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.)». Весной, как только растает снег, распускаются первые цветы, их называют первоцветом. 

Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились мы в цветы.

Физкультминутка «Цветы»

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (наклоны головы)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

Воспитатель: - Сегодня ребята, мы с вами вспомним, какие весенние цветы вы знаете. А что это за цветы вы узнаете, отгадав загадки. (Ребенку, назвавшему правильный ответ, нужно будет найти  изображение цветка из предложенных на столе и закрепить на доске)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь - шапки нет (Одуванчик)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и- мачеха)

Из луковки вырос,

Но в пищу он негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан)

Листья выпустил, как стрелы.

Он цветёт цветочком белым,

В серединке жёлт цветок,

Голову склоняет вбок,

Смотрит скромно-скромно вниз. Как красавца звать? (Нарцисс)

Воспитатель: Ребята, перед вами на столах картинки цветов. Вам нужно собрать из частей целую картинку. (на столе лежат разрезные картинки небольшого размера c изображением весенних луговых, полевых, лесных и садовых растений). Ребята, подходите, соберите каждый свою картинку и назовите название цветка.

 - Давайте посмотрим на картинки и назовем их. Дети, а где растут эти цветы?

Дети: Цветы растут на лугу, в саду, лесу.

Месяц Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.

Апрель-снегогон, потому что быстро разливаясь ручьями, тает снег. На ветвях деревьев начинают набухать почки, местами на открытых участках появляется первая трава.

Май-травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники.

Дети слушают музыку, отвечают на вопросы воспитателя

- Дети выполняют движения согласно текста

4 мин

- готовность детьми к воспроизведению полученных знаний

5.

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель: Давайте, расскажем Умке - какая бывает весна?

- Предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Умка запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

В этом нам помогут мнемотаблицы. Подойдите к столу и рассмотрите картинки о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

(Далее пересказ рассказа детьми о Весне по схеме). 

Ребята, а теперь давайте составим описательный рассказ о некоторых цветах с помощью мнемотаблицы.

Схема:

1. Название цветка.

2. Какого цвета и размера цветки.

3. Имеют ли запах.

4. В какое время года расцветает.

5. Части растения.

6. Где растет.

Далее пересказ рассказа  детьми по схеме.

Воспитатель: - Молодцы. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне и первоцветах Умке. А сейчас я вам раздам раскраски о весне. Предлагаю после занятия их раскрасить и отправить подарок Умке, чтобы он рассказал о весне своим друзьям.

- участие в деятельности,

- выполнение заданий,

-ответы на поставленные вопросы.

10 мин

- применение детьми полученных знаний

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Ребята, как вы думаете, Умка много узнает о весне из нашего сегодняшнего занятия?

А что самое интересное будет для него на ваш взгляд?

Что нового узнали?» Что такое первоцветы? Какие цветы относятся к первоцветам? Что такое капель, проталины?

-ответы на поставленные вопросы

3 мин.

беседа,

обсуждение темы, систематизация полученных знаний.

систематизация полученных знаний.

7.

Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось больше всего? Что для вас было легко или наоборот сложно выполнить? Спасибо за занятие. Все дети молодцы!

- высказывания воспитанников

развивать умение оценивать свои действия и результат работы

Литература:

1. По программе «От рождения до школы» Подготовительная группа. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по речевому развитию в средней группе Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Целью данной работы является: Развитие монологической речи детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие на волшебные острова"

Тема занятия: «Путешествие на волшебные острова»Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительная группаЦель занятия: Формирование умения выполнять разные задани...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы № 103 «Знайки». Тема. "Грамотеи".

Цель: Воспитание любви к чтению и грамматике. Задачи:- Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил, определять словесное уд...

Технологическая карта занятия по речевому развитию «Сказка о Царе Салтане» в подготовительной группе

Цель занятия: Объяснение того, почему нужно быть добрым через чтение сказки «Сказка о Царе Салтане», беседы по содержанию, дидактической игры.Задачи занятия: - Обучающие: ·...

Технологическая карта занятия по речевому развитию «Крылатый, мохнатый, да и масляный» в подготовительной группе

Цель занятия: объяснение того, почему нужно ценить труд окружающих через чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да и масляный», беседы по содержанию, дидактической игры ...