Проект для детей и родителей "Сказочные домики"
методическая разработка (младшая группа)

Яшкова Татьяна Владимировна

Данный проект был реализован в 1 мл. группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сказочные домики"39.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙДЕТСКИЙ САД №3

 

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«СКАЗОЧНЫЕ ДОМИКИ»

(1-я группа раннего возраста)

Подготовили: воспитатель высшей                   квалификационной категории

Носова Оксана Геннадьевна,

воспитатель I квалификационной категории

Яшкова Татьяна Владимировна

С. Починки 2022г.

Актуальность

      Сказки,  народные  песни,  сказки,  былины,  пословицы,  поговорки,  загадки  — это всё произведения устного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни,  увлекательные  сказки,  мудрые  пословицы  не  записывались,  а передавались  устно  от  одного  человека  к  другому,  от  одного  поколения  к другому.  

     Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец

что-то  добавлял  от  себя,  что-то  пропускал,  что-то  изменял,  чтобы  сказка

стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим,

что автор таких песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок —  народ.

И в наши дни эти произведения привлекают к себе и детей и взрослых.

      Произведения устного народного творчества выражают мысли народа,

его  чувства, его мечты  и надежды. Они  являются  источником  вдохновения

для современных писателей, художников, музыкантов.

В сказках разных народов встречаются общие идеи, темы, сюжеты и

образы.

      Один  из  сказочных  образов  –  сказочный  дом.  Однако,  он  неявно

присутствует  в  сказках,  наверно  поэтому  многие  исследователи  этого  вида литературного творчества уделяют ему мало внимания.

Но, на наш взгляд, именно сказочный дом является важным сказочным

образом, так как с него начинаются многие сказки: "В некотором царстве, в

некотором  государстве",  "Жили-были",  "Недалеко,  не  близко...".  А  также  в этих сказках настоящий герой обязательно должен вернуться домой.

      Поэтому  предметом  своего  исследования  мы  выбрали  жилища

сказочных персонажей.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.

Длительность проекта: 2 месяца.

Причины разработки: потеря интереса детей к русским народным сказкам и их героям.

Цель проекта: познакомить детей со сказочными домиками и замками; показать детям все многообразие сказочных домиков;

Задачи проекта:

1- познакомить детей со сказочной архитектурой

2- учить передавать сказочные элементы в рисунках через художественное творчество

3- воспитывать умение видеть прекрасное

4- развивать память, мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей

Методы и приёмы работы с детьми

- беседы с детьми;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- игровые упражнения;

- чтение художественной литературы

- образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» -

- дидактическая игра «Мебель»

- образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - п.и. «Бездомный заяц».

Ожидаемые результаты

1. Дети вспомнили русские народные сказки, сказочных героев и кто из них где живет.

2. Дети знакомы с понятием – сказочная архитектура.

3. Дети научились передавать сказочные элементы при раскрашивание и украшении  домика.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Содержание

работы

Предполагаемый

результат

1 этап – подготовительный

- формулировка цели и определение задач.

 -подбор материалов по теме проекта.

- составление плана основного этапа проекта.

-наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – преобразовательный (планирование)

-анализ проблемы;

постановка задач, решаемых в ходе работы над проектом;

-распределение ролей в группе участников проекта;

-определение источников информации;

-выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

-формирование задач; накопление информации по теме проекта;

-написание системы работы, подготовка её к апробированию.

3 этап – реализация проекта (практи-ческий)

-работа по реализации проекта (занятия, экскурсии, наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы)

-организация взаимодействия между всеми участниками проекта;

-постоянное обсуждение полученных в ходе проекта результатов;

-оформление результатов проекта.

-сплочённая работа участников проекта, эффективно

- организованная деятельность за пределами детского сада;

4 этап – заключи-тельный (оценка результатов и защита проекта)

-анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи)

-объяснение полученных результатов, их оценка;

-организация выставок по теме проекта, мини-музея

-высокий уровень знаний детей по теме проекта.

План работы над проектом

Занятие №1: Беседа с детьми: «Знакомство с архитектурой»

Занятие №2: Предварительная беседа с детьми о сказках. 

Занятие №3: Что такое сказочная архитектура?

Подбор иллюстраций с изображениями разных сказочных домиков из сказок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображениями замков и домиков. А сказочные домики все таки существуют!!! (Показ презентаций №1 «Настоящие сказочные домики»)

Занятие №4: изобразительная деятельность «Теремок для зверей»

Занятие №5: изобразительная деятельность по сказке «Заюшкина избушка»

Занятие №6: Работа с детьми: Составление « Сказки про гномиков и их сказочных домиков»

                                                                                                     

                                                                                                   

                                                                                              Приложение №1

Методические материалы для реализации проекта

Занятие №1. Беседа с детьми: «Знакомство с архитектурой»

Архитектор - это человек, который проектирует дома и заводы, мосты и набережные, стадионы и электростанции. Он придумывает, как будут выглядеть эти сооружении, я и из каких материалов их следует сделать. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли еще в древности, в период первобытного общества.

Архитектор - это очень ответственная профессия. Спроектированные им дома должны быть красивыми, долговечными и безопасными. Он учитывает множество деталей: в каком месте будет стоять здание, какой под ним залегает грунт, сможет ли оно выдержать обильный снегопад, землетрясение или ураган.

Очень важно, чтобы сооружение было удобным. Представим себе, что получиться, если он не спроектирует раздевалки в спортивном комплексе или кухню в детском саду.

Архитектор должен разбирать не только в искусстве и науках, но и в нуждах тех людей, для кого он делает свою работу.

Изучая опят прошлого, современные архитекторы создают постройки будущего.

Многие памятники архитектуры являются символами своих стран . Во Франции это Эйфелева Башня, в Египте - пирамиды, в России- Московский Кремль.

В старину архитектурные навыки передавались из поколения в поколение. Знаешь ли ты, что знаменитые семь чудес света являлись архитектурными сооружениями?

Многие века архитекторы проектировали и строили в основном дворцы и храмы, сооружали крепости, возводили жилые дома. Но потом возникла потребность строить фабрики, конторы, вокзалы, университеты, выставочные залы, библиотеки и другие здания. Появилась строительная техника и новые строительные материалы. Люди научись строить гораздо быстрее. Для постройки любого крупного сооружения требуется не один архитектор, а целая группа. Конструкция современного здания настолько сложна, что справиться с его проектированием в одиночку невозможно. Нужно придумать устройство будущего дома, где будут проходить лестницы, а где – лифты, как дом будет обогреваться и вентилироваться ,что будет находиться в подвале, а что на чердаке. Решение каждой из этих задач поручается архитекторам- специалистам, а руководит ими главный архитектор. Каждый архитектор – специалист делает свою часть чертежей. Готовые чертежи отправляют на согласование смежникам- инженерам, занимающимся водопроводом, электричеством, канализацией т вентиляцией. Над внешнем и внутреннем видом работают дизайнеры. После того как здание спроектировано, чертежи уходят к строителям. Раньше архитекторы делали чертежи вручную, сейчас все чертежи и эскизы делаются архитекторами на компьютерах

Занятие № 2. Беседа о сказках

Заметив, что дети теряют интерес к художественной литературе, педагог предлагает детям поближе познакомиться со сказками. Для этого он подготавливает три модели вопросов:

Что мы знаем о сказочных домиках?

Что бы мы хотели узнать?

Как мы это сможем узнать?

Все ответы детей записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателя. Способы получения информации в основном предлагал воспитатель, дети дополняли.

Какие сказки ты знаешь, где есть сказочные домики

Что мы можем и хотим узнать.

Как мы это узнаем.

*три поросенка

*теремок

*снежная королева

*Гуси Лебеди

*Золотая рыбка

*теремок

*маша и медведь

*из чего сделаны сказочные домики?

* кто живет в этих домиках?

*из чего бы ты сам построил сказочный домик?

*Прочитать в книгах описание сказочных домиков

*Рассмотреть картины и иллюстрации с изображениями замков и домиков

*просмотр мультфильмов

Занятие №3 «Что такое сказочная архитектура?»

Цель: продолжать формировать понятие «сказочная архитектура».

Задачи:

Учить детей распознавать героя, который живет в домике : добрый или злой

Учить выделять элементы сказочности

Рекомендации к поведению занятия:

В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки про домики:

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла

(кошкин дом)



Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов

(Теремок).

Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что мала сама росточком,
Зато вокруг - душистый дом,
Из лепестков построен он

На маленькой лесной опушке
Стоят две сказочных избушки.
У зайчонка тёплый дом,
У лисицы покрыт он льдом.

(Ледяная избушка)

Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!

Ждёт гостей в нем ...
(Бабка Ёжка.)

Потом педагог показывает фотографий с изображениями сказочных домиков. Дети рассматривают их, выделяют элементы сказочности, описывают домик. Потом дети сравнивают замок Снежной королевы и Замок Изумрудного города. И приходят к выводу, что замок Снежной Королевы пустой, холодный, большой, но в нем бы не хотелось жить. Замок такой же холодный, как и сама Королева.

Презентация «Настоящие сказочные домики»

Занятие №4 Конспект занятия «Украсим теремок для зверей»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – «пуантилизм» (рисование точками).

Задачи:

1.     Формировать умение набирать краску на «тычок» - ватную палочку, оставлять ею оттиск на листе бумаги.

2.     Тренировать координацию движений, точность и аккуратность.

3.     Развивать образное восприятия, творческое воображение.

4.     Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание помочь им.

5.     Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материал: иллюстрация к сказке, альбомные листы, простые карандаши, краска гуашь, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте!

Он всех когда-то приютил,
Он всем зверушкам домом был,
Но неуклюжий Михаил
Приют тот грубо развалил. (
Теремок)

Сказка «Теремок»

– Правильно, «Теремок», а теперь давайте с вами вспомним, кто жил в теремке? (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, волчок-серый бочок, лисичка сестричка)

- Молодцы ребята, жили звери поживали и беды не знали, но пришел мишка, и что случилось с теремком? (сломался, развалился)

- А почему теремок сломался? (потому что мишка большой, а теремок маленький)

 - Правильно, но мишка не хотел разрушать дом – он просто не поместился.

 Вот зверушки построили теремок.

2. Основная часть.

- Но посмотрите – он не яркий, не красочный, а звери хотят себе красивый теремок. Вы хотите помочь им дети? (Ответы детей).

- Дети, а вы сможете украсить теремок так, чтобы он был ярким, красочным? (Ответы детей).

Объяснение этапов работы.

- Раскрашивать теремок будем необычным способом, а в технике пуантилизм.

Пуантилизм - это рисование точками. А почему этот способ так называется? В переводе с французского пуантилизм это точка.

- Мы сегодня будем рисовать ватными палочками и гуашью.

- Ребята, чтобы правильно выполнить работу, вы должны запомнить правила рисования в этой технике.

1. Рисунок выполняется точками.

2. Для работы нам понадобятся ватные палочки.

3. Во время работы краски не смешиваются, для каждой краски отдельная ватная палочка.

4. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко.

5. На  ватную палочку набираем достаточное количество гуашевой краски, держим вертикально, прижимаем плотно к листу бумаги.

- Прежде, чем приступите к работе, давайте немного отдохнем.

Физминутка «Зайцы бегали в лесу»

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Самостоятельная работа детей.

- А теперь, мастера, занимайте свои рабочие места.

Воспитатель предлагает детям начать рисовать. В ходе занятия проводит индивидуальную работу.

3. Заключительная часть.

Педагог предлагает всем полюбоваться теремком.

Терем, терем, теремок –

Он не низок, не высок!

Расписные здесь завалинки,

С яркими узорами ставенки…

Солнце светит поутру,

Звери к терему идут.

Выставка работ.

Оценка занятия детьми.

 

Занятие №5  Конспект НОД по ИЗО в младшей группе: «Заюшкина избушка»

Цель:

развитие коммуникативных, интеллектуальных и художественных способностей детей в процессе рисования.

Задачи:

Обучающая - продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования, закреплять знания цвета у детей: голубой, коричневый.

Развивающая – развивать умение пользоваться кистью; развивать способность детей мыслить и выражать свои мысли в речи и в рисунке.

Воспитательная - воспитывать желание помогать, выручать из беды.

Оборудование: картины с изображением ледяного и лубяного домиков, игрушка лисы, кисточки, подставки для кисточек, картофель, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы (с заготовками для дома).

Обогащение словаря:

Заморозки, коварная, картофель, голубой, коричневый, грустная, хрустальный, соседи, гости, гостеприимная, прямая линия, бревна.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Я хочу пригласить вас в страну сказок. Сейчас я начну рассказывать сказку, а вы попробуйте отгадать, как она называется.

- Жил-был зайчик. Наступили заморозки, стало холодно. И построил себе Зайка домик лубяной - из дерева - крепкий, надежный дом.

Воспитатель: - Узнали сказку?

Дети: - Это «Заюшкина избушка».

Воспитатель: - А что же было дальше в сказке?

Дети с воспитателем продолжают:

- Увидела это Лиса – соседка Зайчика, и тоже стала строить себе дом, только не деревянный, а изо льда. Камень на камень, камень на камень. Выложила Лиса два ряда и устала.

Воспитатель: - Поможем ей, ребятки? (дети соглашаются).

Воспитатель: - Подойдите к столу, посмотрите, чем можно изобразить ледяные камни? (На столе лежат кисточки, картошка) Удобнее рисовать их разрезанной картошкой. А какого же цвета мы будем рисовать ледяной дом?

Дети: - Голубого.

Коллективная работа.

Воспитатель: - Мы обмакиваем половинку картофеля в голубую краску и прикладываем её к бумаге. Остаётся след. Работаем аккуратно, не спешим.

Дети подходят по одному к мольберту и по очереди рисуют камни картофелем.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вот мы и выложили Лисичке дом. Домик прозрачный, словно хрустальный. А что же было дальше в сказке?

Воспитатель с детьми рассказывают сказку:

- Жили по соседству Лиса и Заяц, жили не тужили, друг к другу в гости ходили. Но пришла весна, пригрело солнце, а когда тепло, что происходит со снегом и льдом?

Дети: - Он начинает таять.

Воспитатель: - Вот и Лисичкин дом расстаял. Заняла хитростью коварная Лиса дом Зайца, да не пускает его. Сел Зайка на пенек и заплакал. Многие звери хотели ему помочь: медведь гнал, гнал - не выгнал; собака гнала, гнала - не выгнала.

Пришел Петушок - золотой гребешок.

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи!

Поди, Лиса, вон! Испугалась Лиса и убежала в лес, сидит грустная. «Зачем я так сделала, зачем обидела Зайку, с кем я теперь дружить буду?» - думает Лиса.

Воспитатель: - Детки, мне так Лису жалко. И вам, я вижу, тоже. Не плачь, Лисичка, наши детки добрые и смогут тебе помочь.

Воспитатель: - Дети, поможем Лисе дом построить? Она будет там жить и пригласит в гости Зайку и всех зверей.

Дети; - Да, поможем.

Воспитатель: - Из чего будем строить: изо льда или из дерева?

Дети: - Из дерева.

Воспитатель: - А почему?

Дети: - Потому, что деревянный дом не растает.

Воспитатель: - Как вы думаете, чем лучше рисовать бревна?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Кисточкой удобно провести прямую линию. А какого цвета у нас бревна?

Дети: - Коричневые.

Воспитатель: - Проводим кистью от стенки к стенке (показ). Но прежде, чем приступить к рисованию, надо размять ручки:

Физминутка

Рано утром издалёка прилетели к нам сороки (кисти рук крест-накрест, машем).

Стали громко стрекотать (трём кулачки друг о друга),

Длинным хвостиком махать (ладони с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем вправо влево).

Зёрнышки они клевали (пальцы в щепоть и «клюём» зёрна),

Всё на свете рассказали (сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук).

(Рисование в сопровождении музыки, помощь).

Воспитатель: - Какие красивые дома! И прочные, потому что деревянные. Лиса вам очень благодарна. Но ей уже хочется получше рассмотреть домики. А мы давайте поиграем.

Идёт Лисичка по мосту (топаем ногами),

Несёт вязанку хворосту (изображаем, что несём на спине тяжесть).

Зачем хворост?

- печь топить (движение рук из стороны в сторону).

- зачем ей печь?

- обед варить (круговые движения руками).

- зачем обед?

- гостей кормить (наклон вперёд).

И медведь приди, и собака приди, и заяц приди, и петух приди. Ну, пожалуйста!

Воспитатель: - Вот как интересно и по-новому закончилась наша сказка. А гостеприимная Лисичка приготовила всем угощение.

Рефлексия:

- как мы сегодня помогали Лисичке?

- как по-новому закончилась сказка?

- сказка с каким концом вам нравится больше? Почему?

Занятие №6  Составление сказки: «Сказка про гномиков и их сказочные домики»

В далёкой сказочной стране, в волшебном лесу, жили маленькие гномы и их весёлые, беззаботные друзья – букашки, козявки и многие другие зверушки озорные.

У добрых гномиков были домики - красивые волшебные грибочки. С резными дверями и расписными окошками, на которых висели кружевные занавески. Каждый домик был не похож на остальные, разного цвета, размера и украшены на усмотрения хозяев.

Гномик Курносик, его так назвали из-за его маленького курносого носика, жил в мухоморе, который стоял на зелёной поляне. Домик окружал не высокий заборчик, за которым бегала необыкновенная мышка, у которой на шее был завязан красный бантик. Мышку звали Алисой, она была очень добрая и являлась любимым питомцем гномика Курносика. Алиса давно жила с гномиком и была первой помощницей в его благородных делах. Курносик никогда никого не обижал и славился исключительно хорошими поступками.

Курносик чихал. В его носик попала маленькая мошка. Гномик не думал о себе, ему была жаль мошку. Курносик хотел, чтоб мошка вылетела целая и невредимая. Алиса бегала вокруг гномика, она переживала за обоих. Вдруг Курносик чихнул с такой силой, что  несчастная мошка вылетела. Она дрожала от страха. Малышка очень испугалась.

Вдруг Курносик радостно закричал:

-Ура, живая, невредимая!

-Пи-пи, ура!- поддержала его Алиса.

Мошка немного успокоилась. Бедняга так спешила в гости к гномику, что на огромной скорости угодила, прям в курносый нос гномика. На радость всем- Алисе, Курносику и мошке всё обошлось благополучно.

Друзья сели пить успокоительный чай из лесных ягод. Их очень любил собирать Курносик, а затем угощать своих друзей ароматным чаем. Кстати, когда мошка так торопилась к гному и угодила в его носик, она спешила попить знаменитого чая. Впредь мошка решила так не торопиться, сделав вывод, что спешка до добра не доведёт!

Задание №7. Оформление мини-музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие для детей старших групп "Домик Смешариков".

Цель занятия: развитие внимания, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, зрительной памяти, логического мышления, закрепление знаний о правилах дорожного движения....

Конспект НОД для детей раннего возраста "Домик для рыбок"

Цель: дать детям элементарные представления о рыбках, как о живом существе, их строении и среде обитания.Задачи:·        развивать интерес к живой природе, воспитыва...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию и развитию речи для детей старшей группы «Домик для животных»

Цель: обучение пересказу литературного произведения – рассказа Л.Тостого «Лев и собачка» по наводящим вопросам; развитие мышления, воображения, фантазии.Задачи:формировать умени...

Ручной труд для детей старшей группы « Домик с заборчиком для гномов»

Продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры....

Конспект занятия по конструированию для детей старшей группы "Домик для поросят"

Конспект занятия по конструированию для детей старшей группы "Домик для поросят"Отчет анализа занятия" Домик для поросят" старшей группыФотоотчёт по занятию  "Домик для п...

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной группы "Домик домовенка"

Конспект занятия по физкультуре предназначен для инструкторов по физической культуре. Проведение праздника возможно накануне праздника "День народного единства", с целью воспитания уважитель...