Статья
статья (младшая, средняя группа)

Изместьева Татьяна Александровна
Эстетическое воспитания - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izmesteva.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Статья на тему:

                 «Художественно - эстетическое развитие дошкольников»

 Почему для малыша так важно чувство гармонии и восхищения окружающим миром? Без способности замечать прекрасное и удивительное в нашей жизни не может существовать творчество. Ведь прежде, чем изобразить что-то в скульптуре, на бумаге или фотографии, нужно увидеть это и понять, что оно красивое, интересное или удивительное, в общем, заслуживает внимания.

Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

К тому же эстетическое воспитание помогает ребенку развивать речь, тренировать наблюдательность и любознательность, расширять кругозор. А во взрослой жизни умение замечать такие вещи, как красота и гармония окружающего мира, помогает человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Чуткость и умение видеть прекрасное помогают воспринимать реальность по-другому, радуясь позитиву и не зацикливаясь на мелких неприятностях.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования  художественно-эстетическое          развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произ   ведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;                                                                                                         — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1)
  эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощение в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2)  художественно-творческой деятельности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.                                                          
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения).
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

Если театр начинается с вешалки, то детский сад с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир!   Этическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами, красочные клумбы, газоны и цветники все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Каждый раз дети с воодушевлением рассказывают и показывают свои работы. «Мама, эту божью коровку я сам слепил!».

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи.

Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знания, полученные на занятиях  этического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

В процессе театрализованной деятельности формируется интерес к театрализованной деятельности, желание выступать в коллективе сверстников. Театрализованная деятельность побуждает детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений). В процессе музыкальной деятельности создается положительный эмоциональный фон, формируются простейшие исполнительские навыки: вокальные, двигательные и другие, запас музыкальных впечатлений.

 Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей). Мы должны развивать у детей любовь к  прекрасному, чтобы оно активно входило в жизнь и вызывало бы ответное стремление создавать прекрасное в окружающем. Мы должны вооружить ребенка теми умениями и навыками, которые помогли бы ему осуществлять это прекрасное на практике в жизни, быту, во всем поведении.

Личность педагога так же играет огромную роль в художественно-эстетическом развитии ребёнка. Не каждый взрослый способен увидеть прекрасное в обычных вещах, по достоинству оценить произведения искусства, замечать красоту природы. А ведь именно воспитатель должен научить ребёнка воспринимать красоту, формировать эмоциональный отклик на неё, тем самым формируя эстетические представления, суждения и оценки.

   «В познании мира имеются два пути: путь научного познания и путь познания средствами искусства. Искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».

                                                           В. Г. Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...