Конспект занятия по ознакомлению детей с изоискусством «Рассматривание картины «Аленушка» В. М. Васнецова
план-конспект занятия (старшая группа)

Шарухина Наталия Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению детей с изоискусством «Рассматривание картины «Аленушка» В. М. Васнецова (старшая группа)

Цель:  Познакомить  детей с репродукцией картины В.М Васнецова «Алёнушка».

Задачи:

Образовательные:

•        Формировать у детей умение понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию).

Развивающие:

•        Развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

Воспитывающие:

•        Воспитывать интерес изобразительного искусства.

•        Вызвать эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.

Словарная работа: заснувший пруд, гладь пруда

Оборудование: Репродукция «Алёнушка», фотография художника В. М. Васнецова.

Предварительная работа: Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ход занятия.

Перед детьми висит портрет Виктора Михайловича Васнецова.

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о художнике Викторе Михайловиче Васнецове. Обратите внимание на лицо художника. Глаза смотрят на нас по - доброму, спокойно и вдумчиво… Он жил очень давно. Родился и вырос в деревне. С детства он любил слушать сказки. Зажгут, бывало в избе лучину (это деревянная палочка, её поджигали и огонь освещал избу). Так вот горит лучина, потрескивает, огонёк колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, что вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то Леший, не то Баба- Яга. Маленький Витя представлял себе различные сказочные персонажи. И когда он подрос, пошёл учиться в школу, учась, он часто рисовал и у него это очень хорошо получалось. А потом он пошёл учиться в Академию, где учат художников. Васнецов учился очень хорошо, много работал. В своем доме он устроил свою мастерскую, где писал картины. Виктор Михайлович писал разные картины: пейзажи, портреты и картины на сказочные темы. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной «Аленушка»,

(Воспитатель вешает картину на доску и предлагает детям её рассмотреть).

Воспитатель: Ребята, а кто изображен на этой картине? (Аленушка).

Воспитатель: Как одета девочка? (Одета она очень просто, на ней старый сарафан и блузка).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? (Ноги усталые, босые).

Воспитатель: Какая сидит Аленушка? (Печальная, грустная, задумчивая, обиженная).

Воспитатель: Из-за чего видно, что Аленушка Грустная? (глаза печальные, волосы распущены, сжалась в комочек, платье немного сбилось).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем грустит Аленушка? (Она грустит о том, что ей тяжело жить одной; о том, что она сирота и ее обижают злые люди).

Воспитатель: Куда она пришла погрустить? (в лес, к пруду, где нет злых и чужих людей).

Воспитатель: Ребята, какими краскам нарисовал художник пруд? (темными). Но эта темная гладь заснувшего пруда показывает, что вода чистая, как зеркало, спокойная, успокаивает Аленушку).

Воспитатель: Какое время года, изобразил художник? Почему вы так думаете? (листья пожелтели, заволокло тучами небо серое).

Воспитатель: Все это – темную гладь пруда, желтые листочки, серое небо с тучами художник использовал, чтобы показать печаль Аленушки.

Воспитатель: Как изобразил художник лес? (Елочки плотной стеной стоят за спиной Аленушки, как бы защищая ее).  Обратите внимание на осинку. Она стоит одиноко, как и Аленушка. А на ветке птички. Они поют или молчат? (Наверное, они поют и успокаивают Аленушку.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку)

И их лучики согрели. (Как бы обнимают себя)

Бабочки летали, крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно все мы хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

И ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вернемся к картине. Что вы испытали, рассмотрев эту картину? Что вы почувствовали? (Грусть, печаль, жалко Алёнушку).

Воспитатель: Давайте представим, что мы оказались здесь. (Это прием вхождения в картину)

Мы вышли из густого леса. Что вы услышали? Что увидели? (Что у воды на камне сидит девочка и грустит).

Мы еще не видим ее лицо, но нам ясно, что ей одной здесь грустно и одиноко. Какие слова вы ей скажете? О чем спросите? (Мы бы подошли и пожалели девочку, подружились бы с ней. Мы спросим, как она там оказалась, что случилось с ней).

Воспитатель: Вы молодцы, вы были внимательны и поняли, что хотел рассказать художник своей картиной.

Воспитатель: А из какой сказки могла быть эта Аленушка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

 А может эта девочка из этой сказки: «Когда-то давно, в одной деревне, у богатых людей жила сиротка Аленушка. Ее часто обижали, заставляли выполнять тяжелую работу. А иногда она приходила к пруду погрустить. Здесь никто не обижал ее, а наоборот жалели: не шумел лес, не плескалась вода, даже птицы старались успокоить девушку. И она верила, что ее жизнь будет лучше и счастливее».

 

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, о каком художнике я вам сегодня рассказала? Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? (Ответы детей).

Воспитатель: Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» рассказала нам сегодня тихую, задумчивую сказку о бедной девушке-сиротке. Мы еще раз с вами убедились в том, что сказку можно не только рассказать, но и написать на холсте, используя кисти и краски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по НОД в подготовительной группе. «Рассматривание картин С.Жуковского «Весенняя вода» и Н.Дубровского «Весенний вечер»

Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Активизация словаря по теме «Весна». Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью,...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежи» (рассматривание картины) средняя группа

Задачи:Образовательная:закрепить и уточнить представление детей о ежах  (ежиха большая, ежонок маленький);обогатить знания детей о диких животных;учить детей составлять рассказ по картине предлож...

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Рассматривание картины "Дети играют" вторая младшая группа

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить...

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....