Отчет по самообразованию воспитателя
материал

Салахутдинова Наиля Риковна

Тема самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми дошкольного возраста».

Целью моей работы было: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

                Отчет по самообразованию воспитателя

                        Салахутдиновой  Наили  Риковны

                          за 2021 -2022 учебный год

Тема самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми дошкольного возраста».

Целью моей работы было: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- изучить проблему по здоровьесбережению в контексте требований ФГОС ДО;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- изучить современные здоровьесберегающие технологии применяемые с детьми дошкольного возраста.

Актуальность изучения:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

      Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия  

      организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Принципы здоровьесбережения:

«Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

В процессе работы по самообразованию, я изучила методические пособия:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: здоровье воспитанника в норме, если:

 в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

 в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

 в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

 в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;

 в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности

В работе с детьми я способствовала:

- развитию положительного отношения ребенка;

- повышению двигательной активности и умственной работоспособности;

- сохранению и укреплению здоровья.

Над современными здоровьесберегающими технологиями я работала во всех видах детской деятельности:

Динамические паузы проводятся во время НОД  2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

*Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.

*Дыхательная гимнастика. Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, улучшает звучание голоса.

*Гимнастика для глаз проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

*Релаксация.Обеспечивая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения детей, формируем умение ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся данные упражнения в группе, в музыкальном зале, гимнастическом зале, на прогулке.

*Точечный массаж и самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время. Так, например, самомассаж ушных раковин для детей. Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме.

*Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Лечебные свойства музыки замечены давно. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Также я взаимодействовала с родителями: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Одним из этапов моей работы по самообразованию стало выступление на педагогическом совете «Значение и применение дыхательной гимнастики в оздоровлении дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию воспитателя

Отчет по самообразованию воспитателя...

Отчет по самообразованию воспитателя за 2017-2018 учебный год

Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных...

Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобра...

отчет по самообразованию воспитателя "Инициатива и самостоятельность в социальном развитии"

Цель: Повышение уровня  педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в социальном развитии.Задачи: Анализировать проблемы и совершенствовать навыки инициат...

Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"

Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2017 -2018 учебный год Тема: экологический проект «Покормим птиц зимой»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...