Конспекты дидактических и логических игр
методическая разработка (старшая группа)

Щигорцова Елизавета Александровна

Конспект игры в шашки №1:

Тема: «Знакомство с игрой в шашки» (старшая группа-5-6 лет)

 

Конспект игры в шашки №2:

Тема: «Добраться до крепости»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_didakticheskih_i_logicheskih_igr.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты дидактических и логических игр

Конспект игры в шашки №1:

Тема: «Знакомство с игрой в шашки» (старшая группа-5-6 лет)

Цель: знакомство детей с игрой в шашки.

Продолжительность: 25 мин

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: шашки, шахматная доска.
  2. Тренировать умения расстановки шашек по своим местам.
  3. Обучение базовым умениям и принципам в шашечной игре.
  4. Способствовать интересу к игре в шашки.

Навыки и умения, тренируемые в ходе игры: закрепление правил расстановки шашек на доске, умение правильно делать ход.

Материал: 2 доски для шашек с шашками

Ход объяснения игры:

Ребята, сегодня я вас познакомлю с одной интересной игрой, которая называется «Шашки». История происхождения этой игры берет свое начало в Древнем Египте. Именно он и считается истинной родиной этого развлечения. Считалось, что именно шашки были одной из самых любимых занятий фараонов. Игра-эта не простая, и чтобы разобраться как в неё играть, нужно знать все основные правила.

Итак, ребята, это шахматная доска, она состоит из белых и черных квадратиков, при этом шашки могут находиться на доске только на черных клетках, согласно истории её происхождения, но если расположить шашки на белых квадратах, то игра не чуть не поменяется, но мы следуем общему правилу. Шашек на доске должно быть одинаковое количество: полей на шашечной доске всего 64, 32 белых и 32 черных.

Ребята, а где еще используют такие доски, в какой игре? А где вы встречали еще такое чередование черных и белых? (Ответы детей)

Знакомство с правилами (10 мин) схема (Приложение 2):

Педагог рассказывает и показывает расстановку шашек, демонстрируя правила:

Человек, который играет в шашки-это шашист, соревнования по игре в шашки называют- турнир.

  1. Каждый ход осуществляется только лишь по черным клеткам, это важно помнить.
  2. Первый ход всегда получают белые шашки-правило первого хода нужно уважать.
  3. Шашка делает своей ход вперед по диагонали, и назад ходить не может, если игрок коснулся шашки, то он должен идти только этой шашкой.
  4. Ходы осуществляются по очереди. Если перед шашкой встретился соперник, а после свободное поле, то он может её «убить», делая ход вперед, назад (шашки могут «убивать» в любом направлении).
  5. Если есть такая возможность, то соперник может «убить» сразу несколько шашек за один ход.
  6. Если сопернику удалось дойти до конца поля, то его шашка становится «дамкой» и переворачивается.
  7. «Дамка» может ходить через несколько клеток одновременно и может ходить назад.
  8. «Дамку» может убить другая шашка, если она будет в доступном положении.
  9. Побеждает тот, кто быстрее всех победит соперника и «убьет» все шашки.

Викторина на знание правил (5 мин):

  1. Как называется соревнования по шашкам? (турнир)
  2. Как зовут человека, играющего в шашки? (шашист)
  3. Как называется доска для шашек? (шахматная)
  4. Что необходимо нам для игры в шашки? (шашки, доска, соперники)
  5. Как именно «ходят шашки»? (по диагонали, вперед)
  6. В кого превращается шашка, которая доходит до конца поля? (Дамка)
  7. На каких квадратах располагается шашка? (на черных)
  8. Какая шашка ходит первой? (белая)
  9. Когда можно делать ход назад? (когда бьем шашку соперника)
  10. Что можно «дамке» чего нельзя простым шашкам? (ходить через клетки, ходить назад)

Молодцы, а теперь мы проверим, как вы все запомнили.

Детям предлагают разбиться на 3 группы, воспитатель выдает шашки и доску, ребят необходимо в каждой группе правильно расставить шашки, продемонстрировать: ход шашки, как шашка бьет соперника, умения «дамки». Для начала можно использовать лишь один ряд шашек для обучения и закрепления навыков игры.

Конспект игры в шашки №2:

Тема: «Добраться до крепости»

Цель: знакомство детей с игрой «Уголки» (Приложение 5).

Продолжительность:25 минут

Навыки и умения, тренируемые в ходе игры: умения правильно расставлять позиции в игре, умения перемещать шашки согласно правилам (ходить, перепрыгивать (наискось, по вертикали, по горизонтали)), просчитывать меньшее количество ходов.

Материал: доски и шашки (2 комплекта)

Ход игры:

В процесс объяснения включается педагог, так как дети уже знакомы с игрой в шашки, педагог рассказывает новую версию со знакомыми предметами, объясняя, что такая забава зародилась благодаря любителям игр в шашки, и для их разнообразия внедрили новый вид игры.

  1. Педагог наглядно показывает расположение шашек на поле, обозначает цель игры в «Уголки» (как можно быстрее овладеть крепостью соперника, переместив свои шашки на поле соперника по определённым правилам:

- Между двумя соперниками ставится шахматная доска в правильном положении: поля параллельно друг другу, участники выбирают себе цвет, если участники не договорились, то кидают жребий;

- Соперники должны построить крепость размером 3 на 3, 3 на 4, либо 4 на 4, крепости расположены наискось по отношению друг к другу, либо углом;

- При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек сопернику нужно добраться быстрее до крепости соперника;

- Перепрыгивать шашки можно по горизонтали, вертикали, наискось при условии, если там пустая клетка, а также перепрыгивать можно лишь одну шашку, без разницы свою или соперника, перепрыгивать можно несколько раз, при условии наличия пустых клеток;

- Важным моментом является то, что удерживать свои шашки в статичном положении нельзя, то есть необходимо всегда перемещать их.

Игра считается завершённой:

- Соперник первый перевёл свою крепость на сторону противника.

- Соперник сделал больше 40 ходов (если турнир).

- Участник возвращает свою крепость не место.

После завершения объяснения правил новой игры, педагог разбивает детей на группы:

-дети закрепляют знания правил ходов, путём попыток и практики игровых партий друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Хочу поделиться опытом работы с  универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "к...