Музыкальная гостиная «Сказки А. С. Пушкина и музыка. Три чуда»
методическая разработка (подготовительная группа)

Томилина Наталья Викторовна

НОД Музыкальная гостиная "Сказки Пушкина и музыка"

Цель занятия: Развитие музыкальных и  творческих способностей у детей, в различгых видах музыкальной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya_pushkin_3_chuda.docx22.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность

Музыкальная гостиная

«Сказки А. С. Пушкина и музыка.

Три чуда»

для детей подготовительной к школе группы

Цель:

Развитие у детей музыкальных и творческие способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

Образовательные:

  • Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения с классической музыкой, представляя слуховые образы зрительным.
  • Развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти.
  • Познакомить с жанром музыки- ОПЕРА

Развивающие:

  • Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии.
  • Развивать у дошкольников ассоциативное и образное мышление, будить фантазию и воображение, образную речь, расширять словарный запас детей.
  • Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении, соотносить с произведением живописи и поэзии.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.

      Оборудование:

  • Музыкальное произведение: Римский –Корсаков фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане». «Белка», «Богатыри», «Лебедь».
  •   Репродукции   современных художников, иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
  • Оборудование: Столы, бумага, краски, Мультимедийная установка, ноутбук.  Звуковые колонки.  Зал оформлен в соответствии с тематикой занятия.

Ход занятия

Дети входят в зал

М.Р. Здравствуйте ребята!

Давайте поздороваемся с вами музыкально.  Сначала поздороваюсь   с вами я, а вы повторите за мной.

♫ Музыкальное приветствие детьми.

  (Попевка по показу муз. руководителя)

- М.Р.: Сегодня, 10 февраля, День памяти великого русского поэта А.С. Пушкина. Послушайте фрагмент его стихотворения.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

 М.Р:   Давайте попробуем с помощью нашего голоса изобразить это стихотворение.

Фонопедическое упражнение «Буря мглою небо кроет)  

Фрагмент

М,Р,: Молодцы! Как интересно у нас получилось с помощью музыкальных звуков изобразить настроение этого поэтического фрагмента.

Сейчас я приглашаю вас к себе, в музыкальную гостиную.

Присаживайтесь, садитесь поудобнее.  

(Дети садятся на свои места).

 Наша встреча сегодня необычна.  Она посвящена великому поэту  А.С. Пушкину. Он создал много великолепных стихотворений, с одним мы уже сегодня встретились. Но также он сочинил и удивительные сказки.

А какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети перечисляют.

Я не располагаю данными (информацией) о том, занимался ли Пушкин музыкой, играл ли на каком-либо инструменте, но можно предположить, что это был человек с музыкальными способностями, который умел свои переживания, идеи и чувства гениально выражать ритмически организованными звуками. Он был любим выдающимися русскими композиторами. Общался с Глинкой,  Алябьевым,  Варламовым, Булаховым и др.

Его произведения использовались композиторами для создания опер, балетов, симфонических произведений, романсов. ..

А мы   с вами будем продолжать знакомиться со сказочными образами А.С. Пушкина в музыке, на примере оперы замечательного русского композитора – сказочника Николая Андреевича Римского –Корсакова.

О́пера — музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. Опера-это музыкальный спектакль, где артисты только поют. . Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений.

Сегодня познакомимся смузыкой из оперы «Сказка о царе Салтане. »

Либретто

Главные персонажи: Царь Салтан (бас), Царица Милитриса/Младшая сестра (сопрано), Ткачиха/Средняя сестра (меццо-сопрано), Повариха/Старшая сестра (сопрано), Сватья баба Бабариха (меццо-сопрано), Царевич Гвидон (тенор), Царевна Лебедь (сопрано), Старый дед (тенор).

Пролог

В деревенской светлице прядут вечером три сестры и мечтают, что бы они сделали, кабы стали царицами.

Одна — приготовила бы пир на весь мир, другая — наткала полотна, а младшая, Милитриса, — «для батюшки-царя родила богатыря». Лишь сказали, входит царь Салтан и велит всем собираться во дворец.

Быть Милитрисе царицей, сестры станут поварихой и ткачихой. Завидуют сестры Милитрисе, подговаривают сватью бабу Бабариху накликать беду младшей сестре.

1 действие

Прошло время. В царском дворце в Тмутаракани Милитриса ожидает возвращения Салтана с войны. Гонцы посланы сообщить царю радостную весть о рождении сына Гвидона, но нет ответа от Салтана.

Не подозревает Милитриса, что злые сестры подменили письмо и послали свое, где написали царю, что Милитриса родила «неведому зверушку».

Долгожданный гонец привозит указ, в котором Салтан велит «и царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод».

2 действие

Пывет бочка по синему морю, в ней подрастает царевич Гвидон. Волны выбрасывают бочку на берег острова Буяна. Пусто вокруг. Одни на острове Милитриса с сыном. Вдруг видит царевич в небе Лебедя. Птица пытается спастись от коршуна.

Царевич стреляет и убивает его. Лебедь-птица обещает царевичу отплатить добром. Наступает ночь, засыпают мать и сын, а проснувшись, не могут глазам своим поверить. Пред ними чудный град Леденец. Вокруг народ просит царевича стать их князем.

3 действие

Гвидон правит в Леденце. Все бы хорошо, но злая тоска мучает его. Хочет он по-бывать на родине, увидеть отца. Идет он за советом к Лебедю-птице. Велит Лебедь Гвидону трижды окунуться в море. Превращается царевич в шмеля.

Царские палаты Салтана. Царь потчует корабельщиков, рассказывающих ему о дивном городе Леденце, где правит Гвидон, о чудесах этих краев. Собрался было уж Салтан поехать посмотреть на чудеса, но его пытаются отвлечь сестры Милитрисы с Бабарихой рассказом о другом чуде — прекрасной царевне, которой и в Леденце не сыскать. Летающий рядом шмель жалит злых теток со сватьей и улетает.

4 действие

Царевич Гвидон потерял покой и хочет найти прекрасную царевну, о к-рой услыхал у Салтана. Зовет он Лебедь-птицу на помощь. Готов искать царевну он хоть за «тридевять земель». «Нет, зачем искать далёко? Та царевна — это я!» — молвит Лебедь-птица, превратившись в красавицу-царевну. А утром к морю приходит Милитриса и радостно благословляет молодых.

На остров приезжает царь Салтан. Дивится он на три чуда Леденца. Но самым удивительным оказывается то, что находит здесь он свою жену и сына. Царь прощает на радостях сестер с Бабарихой. Начинается пир на весь мир.

В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Какие это чудеса?

 Чудо первое - белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье - Царевна - Лебедь.

Композитор изобразил их в такой же последовательности, как они появляются в сказке

У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов.

Первое чудо

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нём живёт ручная,

Да затейница, какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слушаем фрагмент

 - Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки? 

Д. / мы слышим мелодию русской народной песни "Во саду ли:", флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки./

У. А.С.Пушкина в сказке сказано: "...С присвисточкой поёт, при честном при всём народе: "Во саду ли в огороде", а Н.А.Римский-Корсаков использует интонацию этой народной песни в показе первого чуда - образа белочки.

Посмотрите как художник иллюстратор изобразил белку. Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?

Второе чудо 

Там ещё другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Давайте послушаем как Римский Корсаков изобразил богатырей в музыке.

М,Р. - что вы представили, слушая музыку дальше.

 Каков характер?

Как композитор изобразил богатырей? 

Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

У. Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?

Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.

А сейчас посмотрим как художник иллюстратор изобразил богатырей с помощью красок

Репродукция.

-Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?

Ну и третье чудо

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Слушаем.

У. Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь?

Каков характер музыки?

Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.

 Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа.

А сейчас посмотрим, как художник иллюстратор изобразил богатырей с помощью красок

Репродукция.

. Подходит музыка к этой картине? Почему? Какие краски использовал художник?

Мы прослушали с вами великолепную музыку, изображающую 3 чуда из сказки.

А как называется сказка- опера?

Кто написал сказку?

А музыку  опере ?

Я хочу вам предложить изобразить музыку с помощью движений, танца.

Какое чудо вам бы хотелось показать, выразить движениями?

Дети выбирают.

Замечательный танец получился. А сейчас я предлагаю вам стать художниками. Давайте изобразим музыку с помощью красок. Пусть наша кисточка будет танцевать на листе бумаги)))

Рассматриваем рисунки.

Что изобразили? Этот Ваше настроение или музыки?

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...

Презентация "А.С. Пушкин и музыка"

Презентация для детей подготовительной группы....

образовательная деятельность "А.С.Пушкин и музыка"

Знакомство детей с творчеством поэта А.С.Пушкина и творчеством композиторов М.И.Глинки и А.Н.Римского-Корсакова на образовательной музыкально-художественной деятельности....

Литературная гостиная «Сказки Пушкина»

В гостях у нашей группы побывала работник центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, Задорожная Жанна Евгеньевна. В рамках данной встречи, Жанна Евгеньевна,  провела с ребятами литературн...

Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане»....

Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки "Три чуда"

Цель занятия: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе....

Методическая разработка сценарий музыкальной гостиной" "Сказки запечного сверчка", посвященной детству Вольфганга Амадея Моцарта

Материал будет полезен музыкальным руководителям МБДОУ. В нем в доступной и интересной для детей форме рассказывается о детстве, юности и творчестве великого композитора....