План работы по самообразованию Тема: « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
методическая разработка (средняя группа)

Журкина Наталья Леонидовна

-  Создать условия для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

               ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                             УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1582»

 

 

                                     План работы  по самообразованию

        Тема:  « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»

                                    ( средняя  группа)

 

                                                     

                                                               

                                                                 Воспитатель: Журкина Наталья Леонидовна

                                                                                       (1 квалификационная категория)

                                                     Москва, 2021 г

                                        

                                                    ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                2021-2022 учебный год

        ТЕМА:   « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»

НАПРАВЛЕНИЕ: социально-коммуникативное развитие 

ГРУППА:   средняя группа (4-5 лет)

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:  октябрь 2021

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ:  методическая литература, интернет ресурсы

 Актуальность: 

В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, а также непосредственно культуры общения и взаимодействия становится все более актуальной.

  Большое внимание в современных программах уделяется нравственному воспитанию ребенка, успех которого во многом зависит от формирования культуры

 общения со сверстниками и взрослыми.  В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», так как решающим фактором развития личности является социальная среда.   И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

      Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.     Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями, сверстниками.

      Задача педагога – организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника. Одной из основных форм организации педагогического процесса – образовательная игровая ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

    Целью этих игр является формирование  навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности (любые командные игры, беседы на тему этики); устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей; развитие умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние;  помогать  ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку.

  Предполагаемый результат:

    - У детей сформируется умение объединять  усилия по достижению общей цели, организовывать  и осуществлять совместную деятельность;

    -Дети научатся общаться в паре, группе, в коллективе;

   - Освоят умение обмениваться  информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы;

   - Сформируется умение договариваться, находить общее решение.

   - Повыситься  значимость и уникальность каждого ребёнка. 

Цель:   

 -  Развивать  взаимодействия ребенка со взрослыми  и сверстникам через дидактические игры;

 - Повысить профессиональный уровень;

 - Систематизировать работу по формированию представлений детей о доброжелательном отношении к сверстникам;

 

Задачи:

-  Создать условия для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада;

- Развивать личностные качества детей дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности

- Проанализировать условия, созданные в детском саду для социально – коммуникативного развития дошкольников.

- Разработать систему   дидактических игр и упражнений

 - Обобщить опыт по теме самообразования.

  Новизна: использование икт;   

Методы и приемы:

- Ситуативные беседы

- Словесные  игры

- Коллективные работы

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций

- Рефлексия

             

        Перспективный план самообразования на 2021-2022  учебный год

Месяц

                   Тема

    Цель

Сентябрь

Работа с методической литературой

Подбор практического материала

Изучить задачи, условия и методику обучения

 Составить картотеку дидактических игр по коммуникативному развитию

   Составить перспективный план работы по коммуникативному воспитанию детей      

Октябрь

 

«Подари улыбку другу»

Формировать умение использовать в общении  мимику и пантомиму. Чувствовать состояние и настроение сверстников

«Гусеница»

Развивать умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью

Ноябрь

 «Коврик примирения»

Развивать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты.

Развивать положительное  отношение друг к другу.

«Угадай цвет»

Формировать умение сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации; прислушиваться к мнению партнера

 

Декабрь

«Помоги другу»

Развивать партнерские отношения, взаимопомощь, умения работать в команде

  «Зеркало»

Развивать умение видеть сверстника, работать в паре

Январь

 

«Дотронься до…»

 Развивать внимание к сверстникам, вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные слова»

«Веселые шарики»

Учить действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия

Февраль

 

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Формировать  у детей представления о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других

«Рукавички»

 

 Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом

Март

 

  «Как наши девочки пошли за цветами»  

  Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им  

«Передай настроение»

Развивать умения распознавать эмоциональное  состояние других людей по мимике, позе, жестам

Апрель

  сказок.

  «Мышеловка»

Развивать детские взаимоотношения, представления о сверстниках. Умение узнавать сверстника по голосу. Побуждать действовать согласованно, честно соблюдать правила игры

 

«Разговор через стекло»

 

 Развивать мимику и жесты. Устанавливать доверительный контакт между детьми

Май

«Сети»

Научиться вести свободный игровой диалог со сверстниками. Узнавать сверстников по особенностям внешности, одежды и голосу.

  «Магазин игрушек»

 Закрепление навыков общения в общественных местах

 

 Список использованных источников и  литературы:

  1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.  Москва: Форум, 2015

  2. Буре Р. С.  Социально - нравственное воспитание дошкольников. Мозаика синтез 2014

3.  Давидчук А.Н. Обучение и игра: 3-5 лет   Москва: Мозаика-Синтез, 2015.

4.  Карабанова О. А.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет

       М.: Просвещение, 2016.

 5. Менджерицкая Д.В., Зинченко О.К., Бочкарева Л.П. и др.; Воспитание детей в игре     Москва: Просвещение, 2014.  

   6. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте

 Екатеринбург: Деловая книга, 2014.

 7. Недоспасова, В.А.  Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. Москва: Росмэн, 2016.  

8.Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. Набор карточек 

9.Чернецкая  А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

    10. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре Москва: Просвещение, 2016.

  Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru,  https://infourok.ru,  https://www.maam.ru


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...

План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родит...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...