Консультация Организация НОД ОО Художественно-эстетическое развитие
консультация (старшая группа)

Наружная Ольга Викторовна

Организация НОД ОО Художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_izo.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

                     Консультация                                                                                  Организация  НОД  ОО Художественно-эстетическое развитие

                                                                                         

                                                                           Автор составитель

                                                      Наружная О.В.

                                                воспитатель

                                   

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Творческая личность – это достояние всего общества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Гуманистическое отношение к окружающему миру -  первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы помочь ребёнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию, развитию воображения, фантазии.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства.

 Направленность программы:

Программа ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.

                                           Цель и задачи

Цель: создать условия для развития у детей творческих способностей     с помощью изобразительной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Создать условия для знакомства с различными художественными материалами
  • Создать условия для передачи формы предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д
  • Создать условия для расширения представлений о декаративно – прикладном искусстве
  • Создать условия для расширения представлений о разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), графики, архитектуры, скульптуры

          Развивающие:

  • Создать условия для развития умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником
  • Создать условия для развития умения самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписей
  • Создать условия для формирования умения и навыка владения при работе с различными художественными материалами (нетрадиционная техника)

     Воспитательные:

  • Создать условия для привития детям устойчивый  интерес к изобразительной деятельности

Частные задачи

Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  •  приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности:

Рисование

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).

При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование.

Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Декоративное рисование 

Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Лепка

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация

Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Приобщение к изобразительному искусству

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.

Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Тематический план работы на учебный год

для детей 5 - 6 лет, старшая группа

Месяц

Неделя

Вид занятия

Содержание (разделы, темы)

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Рисунок      Мое лето

Лепка          Любимая игрушка

1

1

2

1

1

3

Рисунок

Волны

1

Лепка

Корзина с грибами

1

4

Живопись

Осенний пейзаж

1

ДПИ

Орнамент из природного материала

1

Октябрь

1

Рисунок

Печать листьями. (коллективная работа)

1

Лепка

Мобиль из осенних листьев

1

2

Живопись

Птица времени года

1

ДПИ

Золотая хохлома

1

3

Рисунок

Ёжик

1

Лепка

Белка с орехом

1

4

Живопись

Праздничный салют

1

ДПИ

Шапка и шарф

1

Ноябрь

1

Рисунок

Дождь в городе

1

Лепка

Лиса с лисятами

1

2

Живопись

Портрет мамы

1

ДПИ

К дню матери «Цветы их салфеток»

1

3

Рисунок

Ветка рябины

1

Лепка

Кисть рябины

1

4

Живопись

Собачка Портрет мамы

1

ДПИ

Черепашка

1

Декабрь

1

Рисунок

Первый снег

1

Лепка

Обитатели зимнего леса (коллективная работа.)

1

2

Живопись

Птица времени года

1

ДПИ

Новогодняя открытка символ года (обезьяна)

1

3

Рисунок

Белая береза

1

Лепка

Новогодняя елочка

1

4

Живопись

Зимний лес

1

ДПИ

Рождественские пряники

1

Январь

1

2

3

Рисунок

Зима в родном городе

1

Лепка

Цирк. Клоун на арене.

1

4

Живопись

 Лисичка в зимнем лису

1

ДПИ

Бело синее чудо Гжели (тарелка)

1

Февраль

1

Рисунок

Красивое развесистое дерево зимой

1

Лепка

Лыжник

1

2

Живопись

Снегирь на ветке

1

ДПИ

Открытка к 23 февраля

1

3

Рисунок

Пингвины на льду (мелки)

1

Лепка

Звери в цирке

1

4

Живопись

Сова на ветке

1

ДПИ

Павлопосадский платок

1

Март

1

ДПИ

0ткрыка для мамы. Ваза с цветами

1

Рисунок

Мы с мамой (карандаши цветные)

1

2

Живопись

Ваза с цветами (акварель худ. пастель)

1

Лепка

Рыбки в аквариуме. (пластинография)

1

3

Рисунок

Первые весенние цветы.( цв.крандаши)

1

ДПИ

Матрешка. Полхов-Майдан

1

4

Живопись

Лепка

Солнце весной.( акварель худ. пастель)

Скворец (пластилин графия) коллективная работа.

1

1

Апрель

1

Рисунок

Космос (гратаж)

1

Лепка

Инопланетянин

1

2

Живопись

Солнечная система

1

ДПИ

Сакура цветет

1

3

Рисунок

Ветка вербы

1

Лепка

Гнездо для птицы

1

4

Живопись

Мать – и – мачеха

1

ДПИ

Доска (городец)

1

Май

1

Живопись

Салют победы

Поле с тюльпанами

1

Рисунок

1

2

Божья корова

Лепка

1

3

Рисунок

День города 

Бабочка на цветочке

1

ДПИ

1

4

Живопись

 Яблоня цветет

1

Лепка

Список литературы

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  М: Просвещение 1992г – 96с.
  3. Аверина  И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
  4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
  5. Аджи А.В.  «Конспекты интегрированных занятий в старшей  группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
  6. Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей  группе детского сада»   Воронеж: 2009. – 666с.
  8. Вахрушев А.А., Кочемасова  Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
  9. Журнал «Воспитатель ДОУ»,  ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»,  2012г
  11. «Игры  и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»,   Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М:  Просвещение, 1989г – 127с.
  12. Коломина Н.В.  «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
  13. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
  14. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
  15. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду.  ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
  16. Краснощекова Н.В.  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»  (Школа развития), Ростов н/Д:  издательство «Феникс» 2007г – 251с.
  17. Лыкова И.А.   «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ» Консультация для педагогов

Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ»Консультация для педагогов...