Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"
материал

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов»

Составила:

педагог-психолог Кугутова Л.В.

Январь, 2022 г.


Цель: 
Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности. 
Задачи: 
1. Способствовать позитивным взаимоотношениям между участниками группы.

2. Сплотить группу через совместную деятельность. 
3. Снять мышечное и эмоциональное напряжение.
4. Создать в группе участников эмоциональную открытость, дружелюбие.
План занятия: 
1. Приветствие «Здравствуйте» 
2. Разминка «Поменяйтесь местами» 
3. Принятие правил группы. 
4. Творческое задание - изготовление визиток - бейджиков. 
5. Деление на группы (по сборке пазлов). 
6. Творческое задание «Девиз группы». 
7. Упражнение – драматизация «Кинофильм» 
8. Упражнение – раскрепощение «Хор» 
9. Релаксация «Цветок в ладошках» 
11. Творческое задание «Поляна цветов» (изготовление коллажа) 
13. Рефлексия «Мешочки обратной связи»

14. Методический подарок «Способы избавления от негативных эмоций»
Ход занятий 
Вступление ведущего: 
Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.

1. Упражнение-приветствие «Возьми салфетки»

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу Вас представиться, называя себя по той форме имени, которая Вам наиболее любима, и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
- «Замечательно!». Вот мы и познакомились.


2. Разминка «Поменяйтесь местами» 
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. 
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре, носит часы и т.п. 
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. 

Например, поменяются местами те, кто: 
• работает всю жизнь в одном учреждении; 
• любит свою работу; 
• работает педагогом уже больше 10 лет; 
• мечтал быть педагогом с детства и т.д. 
• первый раз участвует в тренинге


После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами. 

3. Принятие правил группы: 
Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами
• открытое общение 
• активность и юмор 
• безоценочное суждение 
• добровольное участие 
• здесь и сейчас 

4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков» 
Всем участникам предлагается сделать визитки, используя бумагу, фломастеры, карандаши. Представить себя в виде любого образа, символа.

5. Деление на группы по сборке пазлов (3 группы) 
Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом, они делятся на 3 команды. 

7. Творческое задание «Название и девиз группы»
Группам предлагается придумать название  и девиз, чтобы все слова начинались на одну букву.

8. Упражнение-драматизация «Кинофильм» 
Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии: 
1. Американской – фильм ужасов с юмором. 
2. Французской – романтическая комедия. 
3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией. 

15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация. 
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне? 

9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
 
Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 1-му заданию), подготовка 5 минут 
• африканские аборигены
• индийские йоги
• кавказские горцы

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются. 

10. Релаксация «Цветок в ладошках» 
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы). 

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? 

Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. 

Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни.

У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и  что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться» 
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками. 

11. Творческое задание «Прекрасный сад» 
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? 
А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины. 
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг.
Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок. 
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами. 
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. 
Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира. 

13. Рефлексия «Мешочки обратной связи». Участники тренинга оставляют впечатления, пожелания ведущему.

14. Методический подарок «Способы избавление от негативных эмоций».

С

пособы избавления от эмоционального напряжения:

1 способ – сесть на психологическую диету.

  • Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам).
  • Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация).
  • Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное.
  • Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день). Найдите альтернативное хобби.
  • Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10пунктов).
  • Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!).


 

2 способ — делать упражнения.

  • Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее.
  • Массируйте точки для снятия напряжения:
  • Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.
  • Подбородок помассировать указательным пальцем
  • Где шея помассировать.
  • Руки потереть умывание и сброс.
  • Массировать пальцы на левой руке.
  • Нажать на большой и указательный палец.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимоде...

Деловая игра «Траектория успеха» с элементами тренинга, с использованием метода Поиск будущего (Future Search).

В образовательной системе появилось понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую ...

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга

Проведение деловых игр с педагогами является традицие в нашем коллективе. Вот так прошла очередная деловая игра, которая принесла много пользы, прошла интересно и увлекательно....

Деловая игра для педагогов (с элементами тренинга)

Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы с позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь ...

Нетрадиционное родительское собрание элементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и игровыми развлечениями « День Матери»

Нетрадиционное родительское собраниеэлементами тренинга на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника и  игровыми развлечениями « День Матери» Описание: сценарий родительского...

"Прекрасный сад" (Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов)

Данное занятие помогает участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении, снять тревожность, сплотить группу. А также создаются условия для проявления творческой, профессиональной и л...