"Прекрасный сад" (Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов)
план-конспект занятия

Данное занятие помогает участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении, снять тревожность, сплотить группу. А также создаются условия для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekrasnyj_sad.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

"ПРЕКРАСНЫЙ САД"

(Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов)
Цель: 
Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности. 
Задачи: 
1. Помочь участникам лучше узнать друг друга. 
2. Сократить дистанцию в общении. 
3. Снять тревожность. 
4. Сплочение группы через совместную деятельность. 

План занятия: 

1. Приветствие. «Имя по кругу» 
2. Разминка «Поменяйтесь местами» 
3. Принятие правил группы. 
4. Творческое задание - изготовление визиток - бейджиков. 
5. Игра-раскрепощение «Имя в движении». 
6. Деление на группы (по сборке пазлов). 
7. Творческое задание «Девиз группы». 
8. Упражнение – драматизация «Кинофильм» 
9. Упражнение – раскрепощение «Хор» 
10. Релаксация «Цветок в ладошках» 
11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей) 
12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до». 
13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи». 
14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья» 

Ход занятий 
Вступление ведущего: 
Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем. 

1. Приветствие «Имя по кругу» 
Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности ,которым занимаются. 

2. Разминка «Поменяйтесь местами» 
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. 
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п. 

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. 
Например, поменяются местами те, кто: 

• работает всю жизнь в одном учреждении; 
• работает в настоящее время по новой программе; 
• любит свою работу; 
• работает педагогом уже больше 10 лет; 
• мечтал быть педагогом с детства и т.д. 
• первый раз участвует в конкурсе 
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами. 

3. Принятие правил группы: 
Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами. 
• открытое общение 
• активность и юмор 
• безоценочное суждение 
• добровольное участие 
• здесь и сейчас 

4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков» 
Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши. 

5. Игра-раскрепощение «Имя в движении» 
Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. 

Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся. 

6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы) 
Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом они делятся на 3 команды. 

7. Творческое задание « Девиз группы». 
Группам предлагаются рифмы , используя их они придумывают девиз 
• Кошка. Ложка. Окошко. Немножко. 
• Стакан. Банан. Карман. Обман. 
• Бег. Век. Снег. Человек. 

8. Упражнение-драматизация «Кинофильм» 
Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии: 
1. Американской – фильм ужасов с юмором. 
2. Французской - романтическая комедия. 
3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией. 

15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация. 
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным ? Кто хотел быть в стороне? 

9. Упражнение – раскрепощение «Хор» 
Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут 
• африканские аборигены, 
• индийские йоги, 
• кавказские горцы, 
• оленеводы Чукотки, 
• индейцы племени апачи, 
• английские джентельмены 
Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются. 

10. Релаксация «Цветок в ладошках» 
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу.(звучит релаксационная музыка со звуками природы). 

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения.Это вы в детстве, узнали себя? 

Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. 

Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни.

У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.» 
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками. 

11. Творческое задание «Прекрасный сад» 

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? 

А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок , напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины. 
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг.
Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок. 

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание . Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами. 

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. 

Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира. 

12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до...» 

Ведущий : «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного и т.д.. Игра проходит быстро и весело. 

13. Рефлексия «Мешочки обратной связи». 
Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием 
«Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». 

Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали . 

14. Расставание « Счастья, удачи, …» 
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». 
После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». 
Психолог желает всем удачи и хорошего настроения. 
Автор-Агошкова М.Д. 
Список литературы: 

1. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с.143с. 
2. Копытин А.,Корт Б..Техники аналитической арт-терапии. Санкт-Петербург,2007.-144с. 
3. Непопалов В. Основы конфликтного поведения. Москва,2003.-71с. 
4. Самоукина Н.Игры в школе и дома. Ярославль.2004.-208с. 
5. Фопель К. С головы до пят. Москва,2005.-143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"

эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...

Тренинг: Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»

Тренинг: Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения» Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где со временем устанавливаются свои правил...

Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем,  выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на  взаимоде...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Сердце педагога"

Задачи:Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.Профилактика профессионального выгорания педагогов.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Участники:Педагоги вс...

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Зимние посиделки»

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.Задачи:• формировать ощущения доверия и общности в коллективе;• снять психоэмоциональное напряжение и усталость;• развить умение ...