Статья «Ознакомление детей 6-7 лет с разными жанрами живописи посредством проектной деятельности».
статья (подготовительная группа)

Рогачева Анна Александровна

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами живописи посредством проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogacheva_a.a._statya.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рогачева Анна Александровна,

МАДОУ «Детский сад №460»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

воспитатель.

rogacheva.87@inbox.ru

271-45-45

«Ознакомление детей 6-7 лет с разными жанрами живописи посредством проектной деятельности».

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами живописи посредством проектной деятельности.

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.

Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.

В наше время важно приобщить детей к мировому изобразительному искусству c раннего возраста, привить им любовь к искусству. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и духовную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах живописных произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о той или иной картине.

 

Современный государственный федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на обязательность реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Задачи здесь ставятся широко, и в их числе: «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; … становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, … стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений…» Живопись выступает одним из видов изобразительного искусства, на основании которых данные задачи могут решаться.

Установлено влияние изобразительного искусства на умственное и эстетическое развитие дошкольника, в частности, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивает умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства, в том числе и к живописи, происходит развитие познавательных способностей детей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.

Произведения живописи формируют художественный вкус дошкольников, способность понять и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, природе, быту, т.к. они богаты по своему идейному содержанию и совершенны по художественной форме. Живопись воссоздаёт всё богатство и многообразие мира с пространственной глубиной, объёмом, цветом, светом и воздухом, и поэтому восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих специфических для изобразительного искусства понятий. Их освоение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным. Обо всем об этом говориться в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Е.А Дубровской, С.А. Козлова, а также И.В. Некрасова.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами живописи создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества. Но т.к. дети дошкольного возраста познают окружающий мир в деятельности, был выбран такой современный метод воспитания и обучения детей как проекты.

На протяжении нескольких месяцев в нашей группе реализовывался долгосрочный проект «Ознакомление детей 6-7 лет с видами жанровой живописи», который включил в себя несколько мини-проектов: «Пейзажная живопись», «Портретная живопись», «Натюрморт», «Жанровая живопись», «Шишкин И.И.»

Цель проекта: формирование осознанного интереса детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству в процессе проектной деятельности.

Задачи нашей работы:

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с жанро-видовым разнообразием живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись).
  • Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в произведениях искусства, способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
  • Развивать умение выделять, анализировать и понимать средства выразительности, используемые художником; творческую манеру некоторых художников.
  • Воспитывать ценностно-смысловое уважительное отношение к произведениям искусства, умение видеть и замечать красоту окружающего мира.
  • Совершенствовать практические навыки детей в изобразительной деятельности. Способствовать формированию осознанное эстетическое отношение детей к изобразительному искусству.
  • Привлекать родителей к формированию интереса у детей к изобразительному искусству через организацию совместных мероприятий.

Вид проекта: информационный, творческий.        

Время реализации проекта: среднесрочный.

Участники проекта: педагоги, дети и родители подготовительной группы.

Организация работы над проектом состояла в следующем: подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия, закрепить знания о разных видах жанров живописи, изготовить дидактические игры, подготовить материал для художественного творчества детей. Далее был составлен перспективный тематический план работы над проектом и началась его реализация.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта:

- Беседы: «Пейзажная живопись», «Художники портретисты», «Знакомство с жанровой живописью», «Творчество художника И.И. Шишкина», «Натюрморт, как один из видов живописи» с целью уточнить представления детей о жанрах живописи, познакомить их, с некоторыми художниками и их картинами, закрепить у детей уже имеющие представления об уже знакомых видах жанровой живописи.

- Просмотр презентации «Третьяковская галерея» с целью расширять знания и представления детей, в частности о Третьяковской галереи, и о художественных галереях вообще.

- Дидактические игры «Составь натюрморт», «Составь пейзаж», «Составь портрет» и т.п., «Собери картину», «Кто нарисовал этот пейзаж», «О чем рассказывает портрет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине», с целью закрепления знаний детей о жанрах живописи, их особенностях и отличительных чертах.

                

- Игровые ситуации «Мы в художественной галерее», «Я художник», с помощью которых мы решали следующие задачи: познакомили детей с профессией художника, экскурсовода, закрепили знания и умения по предложенным темам, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; познакомили с правилами поведения в заданных ситуациях; развивали интерес к игре; формировали положительные взаимоотношения между детьми.

- Совместная художественно – творческая деятельность, в процессе которой мы развивали творческие способности детей и закрепляли их представления о главном о жанрах живописи в совместной творческой деятельности (рисование).

- Чтение стихов о природе А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, и т. д.

- Прослушивание музыкальных произведений: Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт). С. Прокофьев. Утро. П. Чайковский. Зимнее утро. И. Штраус. Утренние листки. Вальс и др, с целью развивать у детей представление, воображение.

На протяжении всей работы осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для повышения педагогической культуры родителей были подготовлены и размещены в родительском уголке консультации: «Знакомство с жанрами живописи», «Мы рисуем портрет», «Пейзажная живопись».

С целью мотивации родителей на эмоционально-личностное, познавательное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

- Организована совместная выставка творческих работ детей и родителей «Рисуем всей семьей»;

- Организовали мастер-класс по теме «Рисуем натюрморт с использованием нетрадиционной техники рисования».

- Родители помогли нам в изготовлении лепбуков по теме проекта.

Было проведено итоговое мероприятие проекта игра-викторина «Знатоки живописи», на котором дети, разделившись на две команды, выполняли различные задания активизировав все свои знания, полученные в ходе проекта.

    Конечные продукты проектной деятельности:

1.        Выставки детских работ «Портрет мамы», «Зимний пейзаж», «Натюрморт», «Рисуем друга».

2.        Видеоролики «Рассказ о картине» (совместно с родителями)

3.        Лепбуки: «Домик художника», «И. И. Шишкин», «Жанры живописи

4.        Изготовление педагогами и детьми дидактической игры «Собери пейзаж».

5. Альбомы детских работ по разным видам жанров изобразительных искусств.

6. Выставки работ одного художника «Я рисую»

Таким образом, плодотворная работа над проектом в единстве с семьей позволила нам достичь хороших результатов:

- дети закрепили имеющиеся знания по видам жанровой живописи, познакомились с другими жанрами живописи, познакомились с другими художниками И. Глазунов, И. Грабарь, В. Серов, И. Айвазовский, К. Петров -Водкин и их творчеством.

- родители приняли активное участие в совместной с детьми деятельности,  

- повысилась педагогическая культура родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Библиографический список:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155 [Текст]. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 32 с.

2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Статья "Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи посредством проектной деятельности"

Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства  в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Ста...

Доклад «Ознакомление детей с симфоническим оркестром как видом музыкального искусства через проектную деятельность».

Доклад «Ознакомление детей с симфоническим оркестром как видом музыкального искусства через проектную деятельность»....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края посредством проектной деятельности

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...

Тема: «Ознакомление детей 6-7 лет с разными жанрами живописи посредством проектной деятельности»

Цель:Формирование осознанного интереса детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству в процессе проектной деятельности.Задачи:•Продолжать знакомить детей с жанро-видовым разноо...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы с детьми по ознакомлению с разными жанрами живописи»

Данная консультация предназначена для воспитателей групп дошкольного возраста и раскрывает: основные понятия по теме, значение изобразительного искусства для развития детей дошкольного возраста, особе...