Статья "Эйдетика как эффективная технология развития памяти детей дошкольного возраста"
статья

Лыкосова Татьяна Павловна

Публикация статьи в V Международной научно-практической конференции "Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной деятельностии педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lykosova_t.p.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Т.П. Лыкосова

МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска», Россия, г. Челябинск

Эйдетика как эффективная технология развития памяти детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье представлена информация по использованию технологии Эйдетика в работе с детьми дошкольного возраста. Данная игровая технология является уникальным тренингом по развитию памяти и образного мышления детей.

Ключевые слова: образное мышление, память, процесс запоминания, эйдетика.

T.P. Lykosova

MBDOU "DS No. 194 of Chelyabinsk", Russia, Chelyabinsk

Eidetics as an effective technology for the development of memory in preschool children.

Annotation: the article provides information on the use of Eidetic technology in working with preschool children. This game technology is a unique training for the development of memory and imaginative thinking of children.

Key words: imaginative thinking, memory, memorization process, eidetics.

В современном обществе формируется устойчивый интерес к проблеме формирования ярких, свободных личностей, способных к самореализации и к свободной коммуникации в быстро меняющемся обществе.

Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Ключ в том, что запоминание происходит через связывание информации с определенными образами. Они сохраняются в нашей голове надолго, помогая в нужный момент выуживать из нее знания, как удочка с наживкой помогает доставать рыбу из реки.

В дошкольном возрасте памяти принадлежит доминирующая роль. Сначала дошкольники не могут выучить простое стихотворение, не могут рассказать, о чем был мультфильм или прочитанная мамой сказка, не усваивают правила игры средней сложности, плохо запоминают буквы. Потом начнутся трудности усвоения знаний в школе, долгие часы выполнения домашних заданий.

Мозг ребенка поразителен: он устроен таким образом, что определенная информация усваивается и запоминается в свое время, и то, если этому способствует обстановка. Это означает, что малыши запоминают информацию образно, то есть до 7 лет развито правое полушарие мозга, отвечающее за воображение. Левое полушарие, которое обрабатывает речевую информацию, развивается гораздо позднее, годам к 12.

С каждым годом все больше наблюдательных и неравнодушных родителей жалуются на плохую память своих детей. В соответствии с трудностями начинается поиск методов и средств развития мыслительных процессов для полноценного развития ребенка.

Способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия, относится к технологии «Эйдетика». Данная технология помогает создать приятный и яркий зрительный образ в воображении ребенка, который сопровождается речевой информацией. Так ребенок намного быстрее запоминает слова, движения и картинки. Если ему интересно и приятно представлять некий образ, то и в памяти он сохранится надолго и без усилий – вот почему занятия эйдетикой проходят в игровой форме. 

Эйдетическая память часто описывается как редкий феномен, как нечто, что случается в жизни в исключительных ситуациях. Люди, наделенные такими способностями, очень ярко и насыщенно воспроизводят образы, воспринятые когда-то давно. На самом деле, это свойственно каждому из нас.

В какой-то момент жизни все мы переживаем воспоминания, словно видя перед собой события, которые происходили несколько лет назад. Поэтому таинственная «эйдетическая память» - это ничто иное, как память на образы.

Слово «эйдетическая» именно так и переводится – «образная». Когда наши мышцы помнят спортивные упражнения, а пальцы вспоминают, как играли на пианино 5 лет назад - это двигательная и моторная память. Когда мы снова переживаем те же чувства, что и когда-то - это эмоциональная память. А словесно-логическая помогает нам воспроизводить логические связи. В зависимости от вида образа, эйдетическая, то есть образная память, может быть: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой.

Эйдетическими способностями обладали многие учёные, художники, писатели (К. Циолковский, И. Айвазовский, А. Толстой, К. Федин и многие другие). Трудно представить себе талантливого художника, не способного по памяти воспроизводить увиденное на полотне вплоть до мелких деталей. Это свойство нашего мозга можно и нужно развивать, поскольку оно продлевает чувственные переживания, повышает яркость мироощущения, усиливает осознание самоценности бытия.

Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах.

Метод эйдетики обладает одним очень важным преимуществом – информация запоминается без каких-либо усилий. Это похоже не на занятие, а на веселую игру. Ребенку не нужно стараться, напрягать свой мозг, это только вредит.

Эйдетическое обучение способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга ребенка дошкольного возраста. Ребенок учится управлять своей энергией, концентрировать внимание, позитивно воспринимать окружающий его мир, строить отношения с другими людьми.

Методика эйдетики настолько проста и интересна, что будет эффективна для занятий даже с самыми активными и непоседливыми детками. Благодаря им малыш научится запоминать: буквы, цифры, а затем и слова в предложениях; движения – танцевальные, гимнастические и другие; картинки, используя метод ассоциаций.

Теперь занятия в детском саду приносят ему не раздражение и желание, чтобы они поскорее закончились, а радость и удовольствие. Точно так же, как взрослых радует работа, когда она им удается, когда видно результаты труда, целесообразность вложенных усилий. Объяснить это можно тем, что когда мы находимся в состоянии позитивного радостного напряжения, в нашем организме начинает вырабатываться эндорфин. Это природный стимулятор, способствующий повышению работоспособности и укреплению иммунитета.

С помощью эйдетики можно запоминать не только слова или картинки. Начав обучение еще в дошкольном детстве, ваш малыш сможет намного легче и быстрее запоминать гораздо больший объем информации при обучении в школе – правила, формулы, стихотворения и многое другое. При этом он не будет испытывать стресс от такой нагрузки, и также легко и просто школьник сможет продолжить обучение в институте.

Литература

Для создания статьи использован материал с сайта https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sistema-eydetiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память - это инте...