«Особенности развития сенсорного восприятия детей с ОИН»
консультация (подготовительная группа)

Сенсорное воспитание тесно связано с понятием «сенсорное развитие», которое, по определению Л.А. Венгера, представляет собой работу по развитию восприятия ребенка с целью сформировать представления о предметах и их внешних свойствах, таких как величина, нахождение и положение в пространстве, запах и вкус, цвет, форма и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития сенсорного восприятия детей с ОИН»

учитель-дефектолог Чимаева Н.В.

Сенсорное воспитание тесно связано с понятием «сенсорное развитие», которое, по определению Л.А. Венгера, представляет собой работу по развитию восприятия ребенка с целью сформировать представления о предметах и их внешних свойствах, таких как величина, нахождение и положение в пространстве, запах и вкус, цвет, форма и т.д. Итак, под сенсорным воспитанием подразумевается овладение определенным уровнем развития отдельных систем чувствительности и способах их объединения в комплексы и направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ощущение - самый простейший психический процесс, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, явлений непосредственно воздействующих на его органы чувств. Так по В.А. Крутецкому, ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием 10 (перцепцией).

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. По определению Л.Д. Столяренко, восприятие - непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Восприятие является необходимым этапом познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности. Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

С понятием сенсорного воспитания, которое активно функционирует в педагогике, тесно связано родственное, которым оперирует психология – сенсорное развитие. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,т.е. развиваются все виды восприятия и тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для дальнейшего обучения, закладывая таким образом основы сенсорного развития детей. 11 Теоретики и практики дошкольной педагогики Ф.Фребель, О.Декроли, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Саккулина, Л.А.Венгер, считали, что сенсорное воспитание, обеспечивающее полноценное сенсорное развитие и является основным направлением дошкольного образования.

 Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на формирование чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятия, накопление ребенком сенсорного опыта и формирование представлений об окружающих его предметах. Результатом этого процесса является сенсорное развитие ребенка, которое представляет собой развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов. Сенсорные процессы – это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений ребенка, его восприятия и представлений, они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, именно на их развитие и направлено сенсорное воспитание.

 Основу сенсорного воспитания и сенсорного развития составляет, как уже было отмечено, усвоение детьми сенсорных эталонов. Понятие сенсорных эталонов вводится в исследованиях А.В.Запорожца, когда он разрабатывал теорию формирования восприятия с помощью развития перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это представления, которые были выработаны обществом на протяжении тысячелетий своего развития о разных свойствах и их отношений. Появились они в процессе развития человечества и до сих пор используются в обществе в виде мерок, образцов, с помощью которых можно обозначить и установить определенные отношения и свойства. С ними сопоставляют результаты текущего восприятия предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают: • эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, • эталоны формы - геометрические фигуры, • эталоны величины - метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз, • это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, ноты в музыке (в слуховом восприятии), • пространственные и временны'е ориентировки, • вкус: соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания (во вкусовом, обонятельном восприятии).

Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Различают следующие виды восприятия: – восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по форме; – восприятие цвета; – восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет; – восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия); – восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра); 12 – восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ; – восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении; – восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам. Результатом усвоения ребенком сенсорных эталонов является сенсорная культура. Овладение ребенком сенсорной культурой является главной целью сенсорного воспитания.

Понятие «сенсорная культура» появилось благодаря работам М. Монтессори и прочно вошло в дошкольную педагогику. Сенсорная культура – понятие, которое употребляется в педагогике для обозначения уровня ощущений и восприятия ребенка, как основы его успешной познавательной деятельности. Особое значение она приобретает в умении различать высоту и тембр звуков, их длительность и силу; цвета и оттенки; формы, сочетания форм и цветов. Овладение сенсорной культурой способствует лучшему пониманию произведений изобразительногои музыкального искусства, позволяет получать удовольствие от рассматривания картин, скульптур, прослушивания музыки и т. п.

Л.А. Венгер под сенсорной культурой подразумевал общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Таким образом, сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). По определению Ананьева Б.Г., сенсорная культура – это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне. Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» – восприятия, ощущений, представлений. Все это и создает совокупность сенсорной культуры.

 Средством решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны. Понятие «сенсорные эталоны» разработано А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначает системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития, а затем предложены ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при исследовании объектов и анализе их свойств. Данные эталоны выступают основой социализации ребенка с первых лет жизни. По мнению Г.А. Урунтаевой сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, важные качества. В целом, можно отметить, что сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

13 Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный). В качестве сенсорных эталонов формы выступают пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал). Эталон величины – метрическая система мер, меры веса, а также звуковысотный ряд, система фонем родного языка и т. д. Результатом овладения ребенком системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями является сенсорный опыт – накопленный запас ощущений и восприятий, постигаемый в ходе овладения сенсорной культурой в процессе сенсорного воспитания. Важно отметить, что усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Мало научиться правильно называть то или иное свойство, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого из них и, главное, уметь использовать эти представления для анализа и выделения свойств разнообразных предметов в самых различных ситуациях.

Таким образом, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В течение жизни ребенок познает сенсорные эталоны, которые составляют содержание сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме: «Дидактические игры в развитии сенсорного восприятия детей»

laquo;…игры - одно из самых сильных воспитательных средствв руках общества. Игру принято называть основным видомдеятельности ребенка. Именно в игре проявляются иразвиваются разные стороны его ...

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"

Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"

В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

ДОКЛАД: «Развитие сенсорного восприятия детей в младшей разновозрастной группе детского сада с. Кировское»

Ранний возраст-очень важный период в жизни ребёнка. Главной составляющей полноценного развития является сенсорное развитие - восприятие формирований о внешних представлений свойствах предметов. Дидакт...