Статья "Адаптация к школьной жизни"
статья (подготовительная группа)

Немкова Ольга Викторовна

Статья "Адаптация к школьной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_shkolnoy_zhizni.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к школьной жизни

Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школьной жизни, но и со сложным переходом ребёнка от статуса дошкольника к статусу школьника; от ученика начальных классов – к ученику среднего звена. В обоих случаях большинство родителей накрывают психологические и социальные проблемы, связанные с новым этапом жизни их детей — адаптацией к школе и адаптацией к новым условиям привычной школы. Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья ваших детей и для нервной системы родителей?» — ищите в данной статье.  Еще вчера ребенок ходил в садик, где главным занятием была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым. И вот теперь он стал первоклассником. Много раз родители говорят ему «Ты стал взрослым!», «Ты теперь ходишь в школу!», «Это тебе не детский сад. В школе все серьезно!», «Будь внимательным и умным!» и много других похожих по смыслу фраз. А ребенок слушает и не все понимает. Да, ему хочется повзрослеть, но он пока не понимает как это и от чего конкретно зависит его взрослость. Ему понятно, что надо слушать учительницу и быть умным, но не понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого, свалилось сразу много информации и правил. Теперь, он чаще слышит следующие высказывания: «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», «старайся», «обязан», «должен».  Возрастают требования учителя и родителей, появляется много новых обязанностей и ограничений. Адаптация в 1 классе у детей – это всеобъемлющий процесс, который включает в себя физиологическую и социально-психологическую перестройку.

По скорости адаптации в социально-психологическом плане условно можно выделить три группы детей.

У первой группы переходный период занимает примерно полтора-два месяца. Эти дети довольно быстро находят общий язык со сверстниками, проявляют интерес к учёбе и учителю. У них не бывает больших проблем с дисциплиной или успеваемостью, хотя, конечно, иногда может проявляться утомляемость, сонливость, плаксивость и т.п. Однако к концу октября такие дети уже комфортно чувствуют себя в новой среде.

У второй группы переходный период занимает до четырёх месяцев. Этим детям тяжелее принять новую форму обучения, долгие монотонные занятия и правила дисциплины. Часто это сказывается на усвоении программы. Обычно адаптация у них заканчивается к концу второй четверти.

У третьей группы переход занимает около года. Такие дети часто проявляют негативные формы поведения, мешают проводить занятия, испытывают проблемы с успеваемостью.

Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка. В первую очередь родителям важно понять есть ли трудности у ребенка, определить их причины. К каждой из них подобрать своё решение.

        Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Вместе составьте расписание дня и контролируйте его соблюдение. Таким образом, ребенок учиться планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем.

       Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, принимайте участие в его переживаниях, впечатлениях, находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в школе. Выслушайте своего ребенка. Помните: то, что кажется вам не очень важным, для него это может оказаться самым волнующим событием за весь день! Объясните, что в любой ситуации окажете поддержку, придёте на помощь.

       Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку решать трудности без паники.

       Научите ребенка обращать внимание на процесс обучения, а не учиться только ради оценки. Процесс обучения приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату – оценке. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.

       Верьте в своего ребенка. Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у ребёнка будет всё благополучно.

       Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих учебных годах. Он будет понимать, что его родители тоже были в такой ситуации, как и он. Рассказывайте о своих успехах и неудачах, о своих чувствах по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть. В  дальнейшем вам будет легче понять причину неудач своего чада.

       Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими оценками или поведением. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников.

       Уважайте своего ребенка. Уважайте его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Отметка в дневнике – это оценка его знаний по данному предмету на этот момент. Эти оценки не имеют отношения к личности ребенка. Обязательно хвалите ребенка. Поощряйте его старания и усилия.

       Эти простые советы помогут вам не потерять доверие, хорошего отношения, понимания и любви со своими детьми. Будут способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, что однозначно доставит вам радость и гордость за своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни (памятка для родителей)

Как физически и нравственно подготовить своего ребёнка к школе, чтобы он был здоровым и жизнерадостным и не отставал в учебе и играх от своих сверстников? Этот вопрос  волнует многих родителей......

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Консультация для родителей...

Психолого-логопедическая детско-родительская игра "На пороге школьной жизни"

Психолого-логопедическая детско - родительская игра "На пороге школьной жизни". В школе намного легче учиться, если у ребенка развиты познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие,...

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

"Ребенок на пороге школьной жизни"

Интегрированное занятие в подготовительной группе...