Краткосрочный экологический проект "Вода - источник жизни"
проект (подготовительная группа)

Проект рассчитан на 1 неделю для детей подготовительной группы и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx572.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Вода – источник жизни»

C:\Users\Наташа\Desktop\вода.jpg

Руководители:

Воспитатели подготовительной группы:

Гудыма Н.Ю., Шалабай Н.В.

Саратов, 2022г.

Актуальность проекта

О воде надо помнить с большой буквы,

так как она не только необходима для жизни,

она сама жизнь. (Экзюпери)

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг.  Вода – наше главное богатство.

По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.  Поэтому мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».

Вид проекта:  исследовательский, познавательно-творческий. 

Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи: 

1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.

2. Познакомить с круговоротом воды в природе.

3. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.

4. Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.

5. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

6. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

7. Воспитывать бережное отношение к воде.

Участники проекта: 

- дети подготовительной группы (6-7 лет),

- родители,

- воспитатели. 

Работа с родителями:

1.Консультация для родителей  «Закаливание водой».

2.Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Совместное с детьми изготовление рыбок к макету аквариума.

Срок реализации проекта: 3 неделя марта 2022 года в подготовительной  группе ТНР от 6 до 7 лет.

Краткосрочный (1 неделя).

Ожидаемые результаты проекта:

  1. У детей сформированы  начальные представления о воде  как источнике жизни живых организмов.
  2. Детьми приобретен  экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  3. У детей сформированы  исследовательские умения, соответствующие возрасту.
  4. Повышена  воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми;

- подбор подвижных, речевых  и пальчиковых игр по теме;

- подбор иллюстрированного материала;

- подбор стихов, загадок, рассказов, сказок по теме проекта.

- составление перспективного плана  мероприятий.

2 этап - основной

- образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта (НОД, беседы, исследовательская и игровая деятельность, чтение худ. литературы).

- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

- «Вода в жизни человека»;

- «Вода и ее свойства»;

- развивающие  мультфильмы «Откуда в нашем доме вода», «Круговорот воды в природе», «Вода и жизнь».

Исследовательская деятельность:

- «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;

- «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»;

- «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»;

- «Вода – это пар, пар – это вода»,

- «Снег – это вода».

Конструирование:

- изготовление сухого аквариума  с детьми уголка для  природы

Наблюдения:

- «Почему снег тает»;

- « Можно ли пить талую воду».

Речевое развитие

Коммуникация:

Беседы: «Вода вокруг нас», «А без воды «…и не туды, и не сюды» (значение воды в жизни человека), «Пей, да понапрасну воду не лей!», «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки», «Кто в озере, в реке живет?».

Чтение художественной литературы:

Цель: воспитывать интерес к худ. литературе, сказкам, рассказам; развивать связную речь, память, внимание.

Пословицы, поговорки, заклички о воде, стихотворение "Вы слыхали о воде?"

Экологические сказки о воде  «Два ручья», «Жила – была река», «Сказка и человеке и золотой рыбке», «история одной капли». «Как тучка была в пустыне», «Сила дождя и дружбы», «История маленького лягушонка», «Все живое нуждается в воде»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

В. Бианки «Рыбий дом»,

М.Гумилевская «Рассказ о водяной капельке».

Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели».

Загадывание загадок. Цель: обогащать речь детей, развивать образное и инициативное мышление.

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Море волнуется». Цель: развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ;

- «Ходят капельки по кругу». Цель: продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе через подвижную игру.

Пальчиковая игра:

Цель: развивать мелкую моторику рук.

«Дождик», «Рыбки», «Гроза».

 Социально-коммуникативное :

Дидактические игры.

- «Отгадай и сравни загадки о воде»

- «О двух братцах»

- «Знаем, знаем!»

- «Плавает - не плавает»

- «Зверь рыба, птица, небылица».

Трудовая деятельность.

Полив комнатных растений.

Цель: воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе, подвести детей к пониманию необходимости воды для растений.

Посадка семян цветов.

Цель: познакомить детей с правилами посадки семян в почву, подвести детей к тому, что почву надо сначала увлажнить водой и только потом сажать семена.

Собирание снега в ведерки.

Цель: познакомить детей с методом получения воды при помощи сбора снега в ведерки, рассказать детям о том, что снег растает, и мы получим отличную воду для полива комнатных растений.

Мытье рук водой.

Цель: прививать интерес к чистоте и порядку.

Самостоятельная игровая деятельность

- раскрашивание раскрасок о воде,

- конструирование фигурок для макета из отдельных деталей; лепка и рисование по замыслу,

- подвижные игры,

- сочинение стихов, загадок,

- составление рассказов о воде.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Морское дно».

Лепка «Морские животные».

Музыка: «Синяя вода», «Воду пьем», «Давайте беречь нашу землю».

3 этап – итоговый. Заключительный этап.

1. Анализ и обобщение результатов познавательно-исследовательской деятельности детей.

2. Выставка продуктивной деятельности детей «Зачем нужно беречь воду?».

3. Интеллектуальная  квест-игра "Путешествие капельки».

4. Изготовление  макета аквариума.

Перспективно-тематическое планирование проекта

Методы проекта:

- наблюдения за разным состоянием воды.

- беседы о воде.

- исследования, эксперименты с водой.

- слушание музыкальных произведений.

- наглядные (рассматривание иллюстраций, картин)

- продуктивная деятельность - рисование, оригами, лепка

Планирование и организация деятельности

Понедельник

1.Беседа «Вода. Свойства воды»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета». Совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность.

2. П. /и «Море волнуется». Развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

3. Чтение детям сказки «Два ручья». Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; упражнять детей точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли при построении предложений.

4.Трудовая деятельность «Полив комнатных растений». Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

5. Лепка: «Морское дно» (пластилинография)

Ответственные: воспитатели, родители.

Вторник

1.Беседа «А без воды «…и не туды, и не сюды» (значение воды в жизни человека). Расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов.

2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно». Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

3. Познакомить детей пословицами, поговорками, закличками о воде. Развивать интерес детей к фольклору; обогащать словарный запас, слушать песни о воде.

Ответственные: воспитатели, муз. руководитель.

Среда

1. Беседа с детьми о том, почему нужно беречь воду «Пей, да понапрасну воду не лей!».

2.Развивающий мультфильм «Откуда в нашем доме вода».

Объяснить детям, откуда берется вода в водопроводных трубах, что для получения чистой воды люди затрачивают много сил и средств; учить детей беречь водопроводную воду: плотно закрывать краны и не лить воду просто так.

3. Опытно-экспериментальная деятельность: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

4.Наблюдение «Снег - это вода», « Можно ли пить талую воду».

Ответственные: воспитатели, родители

Четверг

1.Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки». Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

2. Дидактическая игра «Круговорот воды в природе». Развивать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

3. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу». Продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе через подвижную игру.

4. Пальчиковая игра «Дождик». Развивать мелкую моторику рук.

Ответственные: воспитатели.

Пятница

1.Беседа «Кто в озере, в реке живет?» Продолжать знакомство с обитателями водоемов с пресной водой и их отличием от представителей морских глубин.

2. Рисование «Морское дно». Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения.

3.Опыт «Вода – это пар, пар – это вода». Учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение.

4. Чтение М.Ильина «Приключения воды». Продолжать знакомство детей с произведениями детских писателей о природе.

Взаимодействие с родителями: изготовить с детьми рыбок  для аквариума при помощи оригами дома из цветной бумаги.

Итоговое мероприятие: интегрированное занятие «Вода – источник жизни».

Участники: воспитатели, дети.

Вывод: во время проведения проекта у детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов; дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе; у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту; дети узнают свойства воды и сумеют о них рассказать, повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска», Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" (подготовительная группа)

Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей "Познание. Экология", "Здоровье", "Коммуникация", "Безопасность", ...

Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».

Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Краткосрочный проект «Вода – источник жизни»

Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, согласно которым существует окружающий мир....

Экологический проект в подготовительной группе «Мечтатель» «Вода – источник жизни»

АКТУАЛЬНОСТЬ    Окружающие нас водоемы загрязняются людьми. Вода становится непригодной  для жизни животных и растений,  а также для использования ее человеком. ЦЕЛЬ ПРОЕ...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни».

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на на...

Краткосрочный проект «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Что такое вода? Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить. Что такое вода? Это реки и море,...