ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВО
материал

Стрепетова Елена Валентиновна

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина .

В. Сухомлинский Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время .

Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_rus_nar.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВО

Младшая и средняя группы

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина .

В. Сухомлинский Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время .

Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности, педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов .

Да и развитие педагогической системы в современное время возможно в условиях максимальной активности и согласованности всех специалистов, в связи с чем необходимы своевременная подготовка, выбор оптимальных приемов и методов развития активности, творчества, инициативы педагогов. Повышению эффективности деятельности ДОУ, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов и в то же время сплотить коллектив единомышленников в содружестве сродителями: смотры-конкурсы, недели творчества, теоретические и практические семинары по развитию и воспитанию дошкольников, конференции, перспективное планирование и совместное осуществление воспитательно-образовательной работы. Ведь, прежде чем что-то передавать детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми так богата Россия; сохранять русскую культуру и все то, что делает нас россиянами .

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют интегрировать образовательное содержание, находить эффективные формы педагогического взаимодействия, обеспечивать целостность педагогического процесса; способствуют обогащенному познавательному и художественно-эстетическому развитию дошкольников .

Детей учит не только то, что мы внушаем им с целью воспитания, они впитывают, перенимают и общий тон, и нравственные устои педагога, и все тонкости его поведения, и критерии оценок. Воспитание ребенка требует любви, внимания, уважения к детям, создания условий для творческого самовыражения каждого. А творчество детей во многом зависит от творчества педагога .

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью .

Создание перспективных планов по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры позволяет педагогам:

равномерно распределить фольклорный, художественный, музыкальный материалы в течение учебного года;

своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки, перегрузки детей информацией;

заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;

яснее видеть намеченную цель (знакомство с историей и культурой родной страны, трудом русского народа, природой родного края);

устанавливать преемственность в работе педагогов ДОУ, предусматривать участие каждого в различных мероприятиях с учетом интересов и творческих устремлений .

Тематика занятий в нашем пособии разнообразна. В основе распределения материала:

народный земледельческий календарь, так как он отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве (например, осенью — знакомство с осенними явлениями в природе, овощами, фруктами и трудом взрослых по их выращиванию, осенними праздниками);

-православный календарь как культурное и историческое наследие (социально-нравственное воспитание, открытие с детьми законов доброго нрава, порядочности; знакомство с традициями встречи и проведения народных праздников «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха», «Зеленые Святки»);

общественная и историческая жизнь страны, мира (День защитника Отечества и традиция русского народа защищать свою землю, знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри», с пословицами и поговорками «С родной земли умри — не сходи», «Своя земля и в горсти мила» и др.);

жизнь человека в истории и культуре (труд, быт, обычаи, традиции:

встречать гостей хлебом-солью, украшать ветками березы свои дома к Троице; знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников);

региональный компонент (тема занятия зависит от региональных традиций: «Кольские сувениры», «Дымковская игрушка», «Городецкие узоры», «Русский национальный костюм»);

различные жанры фольклора (классические и современные музыкальные и художественные произведения);

декоративно-прикладное искусство русского народа (рождественские или пасхальные сувениры, вышивка, макраме, фриволите, вологодские кружева и др.) .

Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста помог нам разработать такие занятия, которые сочетали бы учет интересов каждого ребенка, приобщили бы его к национальной культуре как составной части духовного потенциала человека .

   Комплексный подход к организации занятий, умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно-эстетического, физического, социально-нравственного развития, трудового воспитания; обеспечивают успех воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, так как каждый ребенок имеет возможность проявить себя в любимой деятельности (игре, пении, драматизации, рисовании, лепке, словотворчестве и т. д.) .

В нашем пособии в разделе «Конспекты занятий» приведены примерные конспекты как на имеющиеся в плане темы, так и на отсутствующие, так как при планировании возможна замена одного занятия другим по выбору педагога. Также отметим, что в рамках одной лексической темы для более полного иллюстрирования изучаемого материала могут использоваться фольклорные произведения других народов .

Очень важно, чтобы начало занятия было необычным, интересным, а на занятии царил дух народности и в то же время дух открытий, чтобы детям все время хотелось узнавать что-то новое. Педагоги должны быть внимательны ко всем детским высказываниям, ответам. Очень важно поддерживать ощущение успешности, помнить о развитии речевых навыков малышей во всех видах деятельности .

В процессе предложенных занятий возможна реализация познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картины или предмета декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетнотематическая организация занятий позволяет сохранять их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия .

Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов (заклички, попевки, песни, частушки, хороводы, музыкальные игры) .

Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка.

Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие народные игры сопровождаются песнями:

Тетера шла, моховая шла По каменью, по заламенью .

Сама прошла, всех детей провела, Самого последнего детеныша оставила .

Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру — в песню. Поэтому очень часто в гости к детям приходят Бабушка Загадушка, Бабушка Рассказушка и сказочные герои: Жихарка, Емеля, Машенька, Лиса, Волк, Баба Яга, герои народных поверий: домовенок Кузя, лесовичок, русалочка. Сказки рассказываются с использованием различных видов театра — пальчикового, настольного, кукольного;

игр-драматизаций, что побуждает детей передавать характер героев (походку, жесты, мимику, интонации, тембр голоса), петь знакомые песенки:

«Несет меня лиса за темные леса...», «Петушок, петушок, золотой гребешок...», «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся...»

Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей:

создание детского и взрослого фольклорного ансамбля, участие его в занятиях по знакомству с русским народным творчеством, проведение народных праздников и гуляний;

традиционное проведение народных праздников («Осенние посиделки», «Веселая ярмарка», «Едет Масленица дорогая!», «Светлая Пасха» и др.);

организация выставок работ по изодеятельности и ручному труду («Рукам работа — душе праздник», «Творческая мастерская»);

украшение интерьера детского сада совместными работами («В мире сказок», «В гости к нам пришли матрешки» и др.);

выставки интересных предметов («Русские сувениры», «Гжельские узоры», «Деревянное зодчество», «Россия — Родина моя!»);

создание в группах так называемых художественно-эстетических центров, где находятся предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, детские музыкальные и шумовые инструменты, музыкальные центры с аудиокассетами, детские работы;

создание народного уголка, где сосредоточены предметы домашней утвари, посуды (печка, люлька, сундук, коромысло с ведрами, колодец, лапти и пр.);

изготовление самодельных книг с загадками, стихами, сказками, приключениями собственного сочинения; театрализованная постановка музыкальных сказок «Приключения Колобка», «В гостях у тети Кошки», «Волк и семеро козлят» и др.);

использование русского костюма, атрибутов, что способствует пониманию детьми русского народного характера; без него невозможно проникнуться чувством национального стиля, войти в роль,                                                                                 создание видеотеки и совместный просмотр мультфильмов, концертных программ, искусствоведческих передач (например, мультфильм «Сказка о царе Салтане...» позволяет не только познакомить детей с гениальной сказкой А. Пушкина, но и дает представление о красивой напевной русской речи, русском костюме, бытовой утвари, деревянном зодчестве — теремах, дворцах, — русской народной мелодии) .

И родителей, и педагогов привлекают содержательность, педагогическая направленность, эмоциональная насыщенность совместных мероприятий; во время такой деятельности возможен поиск наиболее эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры .

Младшая группа

Задачи. Познакомить детей с домашним животным — котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать умение у детей слушать художественные произведения; при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы .

 

Чтение рассказа К. Ушинского «Кот Васька» .

Игра «Васька какой?» (Шерстка какая? Усы какие? Глазки какие?) Игра «Назови ласково». (Кот — котик, собака — собачка, корова — коровушка, лошадь — лошадка.) Игра «Ходит Васька беленький» .

Задачи. Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Помочь детям осознавать, что «семья вместе — так и душа на месте» .

План занятия Сюжет-ситуация: на фланелеграфе — домик, в котором поселился мальчик. Как его зовут? Весело или грустно ему одному жить в домике?

Почему? (Изобразить настроение.) С кем он хочет жить?

Чтение стихотворения .

Поселить маму в домик. Какое настроение стало у мальчика? Почему? (Изобразить.) Как заботится о мальчике мама? Какие у мамы руки?

(Ласковые, добрые, заботливые, трудолюбивые, золотые.) Рассмотреть фотографии детей с родителями .

Поселить в домик папу, сестричку, бабушку, дедушку, чтобы все жили дружно, у всех было хорошее, доброе настроение .

Игра «Назови ласково». (Мама — мамочка, мамулечка.) «Как мама называет тебя ласково?»

Пальчиковая гимнастика:

Стадо Выбираются «пастух» и «волк», все остальные игроки — «овцы» .

Дом «волка» в середине площадки, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:

 «Пастух» выгоняет «овец» на луг. Они ходят, бегают, прыгают, «щиплют травку». По сигналу «пастуха» «Волк!» «овцы» бегут в «дом» — на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает «овец». Все, кого поймал «волк», выходят из игры .

После слова «молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он выбывает из игры или отдает фант. В конце игры дети «выкупают»

свои фанты. Ведущий не должен играющих трогать руками. Фанты для играющих должны быть разными по цвету и форме .

–  –  –

Тема занятия: «Осенняя ярмарка (Праздник урожая)»

Задачи. Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры — в поле). Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор .

План занятия Организация «ярмарки» — прилавков с овощами, фруктами, зерновыми культурами (рожь, пшеница, греча) .

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» .

Рассказ о традиции проведения осенней ярмарки — праздника урожая, приглашение посетить ярмарку .

Рассматривание прилавков с овощами, беседа о труде огородника по выращиванию вкусных, сочных, спелых овощей .

Рассматривание прилавков с фруктами, беседа о труде садовода по выращиванию ароматных, полезных, вкусных фруктов .

Рассматривание прилавков с зерновыми культурами (зерно, мука, выпечка). Беседа о труде хлебороба по выращиванию хлеба. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь» .

Пение русской народной песни «На торгу, торгу кругом» .

Возвращение с ярмарки с покупками (корзины с овощами, фруктами, хлебобулочными изделиями) .

Загадывание загадок, определение, как называются одним словом: огурец, помидор, капуста — овощи; яблоко, груша, персик — фрукты и пр .

Игра «Большой — маленький» (огурец — огурчик, помидор — помидорчик, яблоко — яблочко и пр.) .

Игра «Отгадай, что это?» (Оранжевая, длинная, сочная... (морковка); овальный, зеленый, хрустящий... (огурец); круглая, красная, сладкая... (свекла); овальный, желтый, кислый... (лимон); круглое, сладкое, румяное... (яблоко).) Январь

Тема занятия: «Святки»

Задачи. Познакомить детей с русским народным праздником «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок — величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным .

Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. (Святки — это праздник Нового года и Рождества. Святки — от слова «святой» — безгрешный человек, который никогда и никому не делает плохо, а помогает другим в нужную минуту, защищает слабых, лечит.) Рассматривание атрибутов праздника (звезда, мешок для угощений, костюмы, маски) .

Встреча колядовщиков (детей старшего дошкольного возраста) .

Задачи. Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению». Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора. Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Воспитывать уважение к народной культуре. Расширять художественно-творческие возможности .

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58 E-mail: detstvopress@mail.ru www.detstvo-press.ru

Санкт-Петербург

Б72 Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — 2-е изд., испр. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 352 с .

ISBN 978-5-89814-950-5 Пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством включает перспективное планирование, примерные конспекты занятий, а также картотеку игр ..

ББК 74.100.5 © И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина, 2009 ISBN 978-5-89814-950-5 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013 Предисловие Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, — это источник любви к Родине.. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование.

Приобщение детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в с...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликации, игрушки и т.д. Все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Культ...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой...