Экоурок « Времена года»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Экоурок

                  « Времена года»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekourok.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 10 р.п.Хор района имени Лазо Хабаровского края

                         Экоурок

            « Времена года»

                            Подготовительная группа №7

                                                                                                           Воспитатель: Ганич Г.Н.

                                                         

                                                          п. Хор

                                                           2020 г.

Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Цели : закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года ; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия;

Сообщение темы

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг (природа)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа» .

А что она означает? (растения, птицы, животные)

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. и поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года .

 А помогут нам в этом волшебные часы.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

   Послушайте внимательно загадки

1) Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле. (весна) .

2) Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это -. (лето) .

3) Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами. (осень) .

4)Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица-. (зима) .

Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года .)

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

2. Путешествие  к зиме.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

 Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"

- Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

- А  вот и домик зимы. (Приклепляет на ковролин синий домик с окошками и фигурку девочки- ЗИМЫ)

- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

Игра "Выложи снеговика" 

- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)

Упражнение “Снеговик” (речь с движением)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).

Он превратится в снежный ком

(Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком).

И станет ком снеговиком.

(“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера).

Его улыбка так светла,

(Показывают руками на лице улыбку).

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).

Но солнце припечет слегка,

(Медленно приседают).

Увы, и нет снеговика.        

(Пожимают плечами, разводят руками).

3. Путешествие  к весне.

 - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Домик ВЕСНЫ

-   А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин  зелёный домик с окошками и фигурку девочки- весны)

- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

Игра «Птицы на дереве»

- Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?

Воспитатель   прикрепляет поочередно картинки птиц на дерево на ковролине. Дети называют какая птица куда села (Грач сел на  ветку справа вверху. и т.д.)

- А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Закройте глазки.

 (воспитатель убирает одну птичку)

- Скажите какая птица улетела? (Играют несколько раз)

Отгадывание загадок о первоцветах.

- Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.

(Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка, ландыш).

5. Путешествие  в лето.

“Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"

Домик ЛЕТА

-   А вот и  домик лета (Прикрепляет на ковролин  красный домик с окошками и фигурку девочки- лето)

- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

Игра «Кочки»

- Летом на лугу цветет много цветов, летает много бабочек. Вы хотите попасть на луг?

Тогда нам нужно перейти по кочкам через  болото.

Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры от 1 до 10,  “кочки” раскиданы  “змейкой”).

Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".

5. Путешествие  в осень.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

Домик ОСЕНИ

-   А вот и  домик осени (Прикрепляет на ковролин  желтый домик с окошками и фигурку девочки - осень)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Игра «Съедобные – несъедобные»

- Осенью в лесу можно собирать грибы. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. Соберём грибы в корзинку. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

Игра «С какого дерева, какой лист?»

- Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Воспитатель   разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.

А теперь проведем следующую работу.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы» .

– В природе постоянно происходят изменения : то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными

– Сейчас мы разобьемся на четыре группы . Каждая группа будет описывать одно из времен года Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.

Н а п р и м е р. Осень : 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.

Выслушиваются выступления всех групп . Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп .

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) .

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам) .

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку).

И их лучики согрели.

Бабочки летали.

Крыльями махали. (Машут крыльями) .

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) .

Ногами топаем! (Топают ногами) .

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох) .

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) .

Игра «Назови месяцы года » .

У каждого времени года есть свои месяцы ?

Давайте их вспомним.(показ слайдов)

В и к т о р и н а «Явления природы (сезонные явления) ».

1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень .)

2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень .)

3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная . Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима .)

4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна .)

5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая . Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето .)

Игра «Когда это бывает?»

Деревья сбросили наряд

И обнажённые стоят.

Но что за чудо? Как цветок.

На ветке маленький. (листок) .

(Листопад - осенью.)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный, -

Чистый маленький. (подснежник) .

(Весной.)

Много снега намело.

Птичкам стало голодно.

Смастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку.

Прилетай ко мне скорей,

Забияка-воробей.

Прилетай ко мне, сестрица,

Желтогрудая. (синица) .

(Зимой.)

Это - девочка Наташка

В ярко-розовой рубашке.

Над Наташкой вьётся пташка.

В поле зацвела. (ромашка) .

(Летом.)

Игра «Пантомима» .

В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы .

Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?

Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы.

Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.

Весна - пускание корабликов, игра в классики.

Лето - плавание, игра в футбол.

Осень - сбор осенних листьев.

Ребята, какое сейчас время года (Весна)

.

Итог занятия .

– Что нового вы узнали на занятии ?

Что понравилось вам на занятии ?

– Какое время года вы любите ?

Занятие окончено . Спасибо всем за активную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...

Долгожданное время года Весна, долгожданное время года.

Долгожданное время года  Весна, долгожданное время года. И вот,она пришла. Дети рады весне, весёлому щебетаниюптиц яркому солнышку , первым проталинам и первымвесенним цветам, росткам клубни...