Проектная деятельность в ДОУ
презентация

Шамова Наталья Викторовна

Проектная деятельность .

Проектирование- это средство сотрудничества детей и взрослых.     Культура проектирования

1 Четкое представление о проекте

2 Формулировка цели, планирование результатов.

     3 Овладение различными методиками деятельности.

     4Способность разработать и реализовать деятельность.

     5Пик мастерства- способность работать в команде

 

Реформирование современного российского дошкольного образования сегодня провозглашает идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» — к школе. «Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».

Одним из перспективных, актуальных и эффективных методов, развития ключевых компетентностей личности дошкольника, является: метод проектной деятельности. Его актуальность подтверждается авторитетным мнением отечественных и зарубежных ученых. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

           Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Л.В.Свирская – доцент кафедры дошкольного образования Новгородского центра  развития образования, кандидат педагогических наук, разработала  технологию проведения группового сбора, цель которой является вовлечение детей  дошкольного возраста в проектирование. Данная технология построена на основе международной программы «Сообщество», проверена многолетней практикой и адаптирована Л.В.Свирской для работы с дошкольниками. Её ценность заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора - места и времени общения, игр, планирования текущих событий, где предполагается создание ситуации, в ходе которой ребенок должен быть мотивирован на решение задачи. С этой целью Л.В.Свирская предложила использовать модель «Трех вопросов»:

- Что мы знаем?

- Что хотим узнать?

- Что нужно сделать, чтобы узнать?

Доктор психологических наук, профессор, МГПУ Н.Е Веракса определяет проектирование как комплексную деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной организатор проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Н.Е. Веракса подчеркивает, что проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.

Педагоги иногда не дифференцируют его с понятием проблемного обучения и внедряют в педагогический процесс оба подхода. Между тем проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.

Метод проектов актуален и очень эффективен в работе с дошкольниками. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребёнок еще не может самостоятельно найти противоречие, сформулировать проблему, определить цель (замысел) именно поэтому в ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители, что объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса. Вместе со взрослыми (педагогами, родителями)  ребенок познает мир, учится жить в нем. Однако спецификой использования метода проектов в ДОУ проявляется в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Типы проектов.

Младший возраст- ролево- игровой, творческий.

Средний возраст- иследовательско- творческий.

Старший возраст- информационно- практический.

 

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

по тематике

-игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;

- творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника;

- исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;

 - информационные - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.);

по составу участников

- индивидуальные – 1 человек;

- групповые – 2 -9 человек;

- фронтальные – 10 человек;

по срокам реализации

- краткосрочными - 1-3 недель;

- средней продолжительности – 1-2 месяца;

- долгосрочными - может длиться и весь учебный год

 

Проект- это пять «П»

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Презентация
  • Продукт

Шестое «П» проекта- это его портфолио, т.е.папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Совместная деятельность взрослых и детей.

  • Утром  в группе разложить тематические игрушки, рисунки, книжки.
  • Создать проблему( Что не так? Найти ошибку)
  • Дети находят общее, таким образом определяется тема с помощью наводящих вопросов.
  • Познакомить детей с термином проект.
  • На прогулке идет продолжение тематики.
  • Ребенок должен понять, в чем проблема?
  • В проектной деятельности дети говорят больше взрослого, рассуждают, задают вопросы.

 

Этапы проектной деятельности

 

На первом этапе создается  ситуация, в ходе которой ребенок должен быть мотивирован на решение задач и самостоятельно прийти к формулировке проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта.

На втором этапе разрабатывается совместный план действий по достижению цели. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, происходит распределение ролей.

Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

Третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Воспитатель направляет и контролирует осуществление проекта.

Четвёртым (заключительным) этап работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Следы проектной деятельности .

- фото деятельности

- выставка

-видеофильмы

-газета, журнал, плакат

- схемы

-зарисовки

-игра; сценарий праздника

-коллекция

-костюм; макет; модель; сувенир

-музыкальное произведение

-мультимедийный продукт

-оформление кабинета

- праздник

-справочник

- учебное пособие

-экскурсия

Документ( папка) храниться в группе педагог и дети могут возвращаться к этому проекту и прожить заново.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proektnaya_deyat-_t_v_dou.pptx92.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в детском саду.

Слайд 2

Проектирование- это средство сотрудничества детей и взрослых. Культура проектирования Четкое представление о проекте Формулировка цели, планирование результатов. Овладение различными методиками деятельности. Способность разработать и реализовать деятельность. Пик мастерства- способность работать в команде.

Слайд 3

Типы проектов.

Слайд 4

Классификация проектов в ДОУ

Слайд 5

Виды проектов в ДОУ Игровые- проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей в сказки, по своему решая поставленные проблемы и задачи. Творческие- после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские- дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газеты, книг, альбомов, выставок. Информационные- дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на собственные социальные интересы( оформление группы, отдельных уголков)

Слайд 6

Проект- это пять «П» Проблема Планирование Поиск информации Презентация Продукт

Слайд 7

Совместная деятельность взрослых и детей. Утром в группе разложить тематические игрушки, рисунки, книжки. Создать проблему( Что не так? Найти ошибку) Дети находят общее, таким образом определяется тема с помощью наводящих вопросов. Познакомить детей с термином проект. На прогулке идет продолжение тематики. Ребенок должен понять, в чем проблема? В проектной деятельности дети говорят больше взрослого, рассуждают, задают вопросы.

Слайд 8

Работа над проектом совместно с детьми. Определить тему ( проблему) Составить план ( выстроить лесенку) Обсудить пути решения Научить добывать информацию, заинтересовать Итоги проекта- презентация, мини- музеи, творческие газеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...