Значение материнских игр для детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют  глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в детском возрасте, сопровождают его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает,  толкается. Бесспорно. Некоторые игры основываются на избавлении от накопившейся энергии, на переключение деятельности.

Из статьи вы узнаете как важно, чтобы именно материнские игры присутствовали в жизни, каждого новорожденного. Особенно, тех детей, которые остались без попечения родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение материнских игр для детей раннего возраста

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют  глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в детском возрасте, сопровождают его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает,  толкается. Бесспорно. Некоторые игры основываются на избавлении от накопившейся энергии, на переключение деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется не мало примеров  из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии.

Однако оба эти взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых  качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Игры бывают разные: предметные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, режисерские театрализованные, игры-драматизации, собственно детские игры всех видов, материнские игры и т.д.

Нас же интересует материнская игра. Точно года определения понятия материнская игра не существует. Но, изучив большое количество развивающей литературы для детей раннего возраста, можно сказать, что материнская игра это вид совместной деятельности ребенка и взрослого, направленный на развитие сенсорно-перцептивной сферы деятельности младенца и удовлетворение его потребностей в тепле, ласке и чувстве безопасности, что является основой своевременного формирования здоровой эмоционально-волевой сферы личности.

Психологической основой материнской игры является установление доверия в процессе общения матери и младенца, свобода их выражения, искренний смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка , которая ищет выражения как физической, так и в психической сферах.

Материнская игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук,  через перемещения в пространстве, через взаимодействие с матерью, которая играет, убаюкивает, утешает и берет ребенка на руки по первому зову. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.

Материнские игры развивают двигательные способности, мелкие движения пальчиков, тактильную чувствительность и эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональное развитие новорожденных предполагает оформление эмоционального тона ощущений, непосредственных переживаний, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные ощущения и т.д.) и побуждающих субъектах стремлению их устранить.

Для нормального психического развития ребенку нужно, чтобы он не испытывал отрицательных эмоций.  В период раннего возраста ребенок отрицательные эмоции выражает плачем и плачет до тех пор, пока негативный раздражитель не будет устранен. Поэтому для развития устойчивой психики необходимо, чтобы малыш доверял взрослым. Материнские игры приносят ребенку радость общения, удовольствие от игры и позволяют ощутить чувство безопасности и доверие к людям.

К категории материнских игр относятся игры, в которых взрослый взаимодействует с ребенком посредством вербального и телесного контакта. Это всевозможные пестушки, потешки, пальчиковые игры, пеленание, переворачивание ребенка, купание и убаюкивание. Важно отметить, что все действия должны сопровождаться русским народным фольклором и положительным настроем взрослых.

Идея разработки комплекса материнских игр,  пришла после изучения исследований многих психологов (М.И. Лисина, Э.Эриксон, Дж. Боулби и др.). Так как эти исследования показали. Что в первые месяцы жизни крайне важным для детей является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого.  Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи связано с общением со взрослым. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети. Которые имеют постоянный тактильный контакт с матерью (например, привязаны у нее за спиной, как во многих африканских племенах), быстрее развиваются.

Главными задачами комплекса материнских игр является удовлетворение потребности ребенка в тепле, ласке и чувстве безопасности, развитие сенсорно-перцептивной сферы. В процессе игр у ребенка закладываются первые модели общения, развивается эмоциональная сфера деятельности. Также материнские игры способствуют быстрому и легкому усвоению ребенком словарного запаса, так как содержат пестушки, потешки, короткие стихотворные приговоры, песенки, сопровождающиеся игровыми движениями или физическими упражнениями ребенка. Они насыщены экспрессивно-эмоциональными словани, рефренами, звукоподражаниями.

Основной источник игр – это фольклор и традиции русского народа: пестушки, потешки, колыбельные, игры-потягушки, пальчиковые игры, всевозможные песенки. Все игры можно условно разделить на две группы: игры проводимые в режимные моменты, и игры во время индивидуальной работы с ребенком. К играм приходящимся на режимные моменты относятся «потягушки». Они используются в комплексе с различными упражнениями и пениемпотешек, специальных песенок, которые превращают физическое упражнение в развлечение для детей. Так, предлагается уложить ребенка на ровную поверхность пеленальника, коврика, поглаживать и потягивать ручки и ножки приговаривая:

Потягунюшки,

Потягунюшки,

Поперек толстунюшки,

В ножки – ходунюшки,

 А в ручки  - хватунюшки,

А в роток  - говорок,

А в головку – разумок.

Также к играм режимных моментов относятся игры. Проводимые во время купания и умывания. Купание ребенка сопровождается песенкой заговорного характера:

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

Стебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

При переодевании и пеленании ребенка следует развлекать песенкой:

Сова-совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплые рукавички.

К играм индивидуального характера относятся игры во время которых взрослый покачивает ребенка, держит его на коленях, переворачивает с одного бока на другой, перебирает пальцами по спинке, подбрасывает ребенка на руках, растягивает и складывает ручки малыша, качает его на коленях. Все действия сопровождаются пением и рассказыванием потешек. Так, например, растирая ребенку пяточки, напевают:

Как у нас ли журавель,

Как у нас ли молодой,

На полатях сидел,

Лапоточки плел,

И себе, и жене,

Ребятишечкам по лаптишечкам,

А девчоночкам по чулчоночкам.

Можно с уверенностью утверждать, что материнские игры являются одним из самых важных факторов в развитии ребенка. Эти игры формируют у детей чувство базового доверия к окружающему миру.

Изучая проблемы воспитания детей-сирот в условиях дома ребенка стало очевидно, что значительная задержка развития обуславливается недостатком материнского внимания и телесного контакта. Задержка развития у детей начинает проявляться уже с самого момента отделения ребенка от матери, то есть этот факт приходится в большинстве случаев на период младенчества и ранний возраст. А младенчество является одним из самых важных периодов становления личности. В этот период закладываются все самые важные аспекты гармоничного эмоционального развития, а именно доверие к окружающему миру, надежда на заботу близких людей и первый опыт положительного взаимодействия со взрослыми.

Дети, воспитывающиеся в семье получают этот опыт в процессе повседневной жизни. У детей-сирот такая возможность отсутствует.  Отсюда и все проблемы в развитии. Единственная возможность получить этот опыт для детей состоит в осознании педагогами ситуации материнской игры, в процессе которой будут задействованы все важные функции общения младенца со взрослым. Ведь в материнские игры заложены быт и традиции русского народа, которые формируют не только определенный тип личности, но и дают уже на таких ранних стадиях представление о культуре и наследии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Значение игры в жизни детей раннего возраста"

Значение игры в жизни детей раннего возраста....

Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

Беседа « ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Как внешне выглядит здоровый ребенок?Активный, веселый, с хорошим настроением. У него отличный аппетит, и он умеет хорошо сосредотачиваться....

Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет

Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...