Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.
опыты и эксперименты

 данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

   

Обощение педагогического   опыта  работы по теме:

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей.

Выгоничи 2022г.

Развитие художественного творчества является неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в различных ситуациях. Одним из средств, способствующих творческому развитию детей, является работа с пластилином. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой восстанавливают внутренний баланс организма и душевного равновесия, оказывают определенное психотерапевтическое воздействие на детей. Такие занятия способствуют развитию творчества, чувства гармонии цвета и формы, эстетических чувств. Чем же полезны занятия лепкой для детей? Во-первых, дети, воспроизводя пластически предметы с натуры по памяти или по образцу, знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Во-вторых, развивается наблюдательность, внимание. Лепка способствует полету детской фантазии. На занятиях лепкой дети имеют дело с действительной формой предметов, они не только рассматривают, но и осязают их со всех сторон руками. А впечатление становится отчетливее, если в восприятии принимают участие все органы чувств.

Творческой альтернативой лепке может стать  пластилинография или, как ее называют иначе, «Живопись с помощью пальцев».

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в  «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

     В связи с этим мной была поставлена Цель: Развитие художественно – творческих  способностей,  укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста посредством  пластилинографии

  Для решения данной цели определены следующие задачи:

  • Развитие психических процессов: воображения,  мышления, памяти, восприятия;
  • Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • Формирование способности приобретать и творчески использовать новые знания;
  • Совершенствование умения планировать свою деятельность, прогнозировать  и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией;
  • Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов лепки: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей.

Свою работу строю по следующим основным принципам:

  •     Принцип доступности все задания подобраны с учетом возраста и        индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип личностно ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности
  • Принцип комфортности атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Принцип интеграции сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  • Принцип систематичности обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  •  Принцип свободы выбора  - предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

В основные направления моей работы входит:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников.
  • Совместная деятельность детей и родителей.
  • Интеграция образовательных областей в организованной образовательной деятельности.
  • Развивающие игры, рассматривание альбомов иллюстраций по данной теме.
  • Беседы, наблюдения, экспериментирование.

Для успешной реализации поставленных задач мною был подготовлен практический материал:

  • конспекты занятий с использованием техники пластилинография;
  • методические рекомендации и консультации для родителей и педагогов;
  • картотека пальчиковой гимнастики;
  • дидактические игры;
  • наглядный материал.

Для занятий с детьми используемся следующее  оборудование: 

  • Пластилин (разных цветов).
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ.
  • Стеки.
  • Картон (однотонный и цветной, желательно плотный).
  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
  • Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д. 

       Свою работу по обучению детей технике рисования пластилином -  пластилинографии, я начала с  изучения литературы по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином.   Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне в планировании работы с детьми и  разработке занятий.  Современные исследования и передовой опыт в области художественно-эстетического развития детей свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в моей работе с детьми.  Поэтому большое внимание я уделяю развитию воображения, творческих способностей детей, а также сенсомоторной координации.

Занятия проводятся во второй половине дня, со всеми детьми группы с использованием разнообразных методов и приёмов художественно-эстетического развития, которые имеют развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и творческой активности.

  • Широко использую наглядные  методы  обучения так как они  оживляют процесс обучения, способствуют  пробуждению у детей интереса к технике пластилинографии.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. Это помогает дошкольникам лучше понять новые приемы и способы их использования в своей работе.

  •      Работа проводится на основе практических методов  которые помогают  более успешному обучению детей. Так как нельзя научить  чему-либо только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких — либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. На моих занятиях дети сначала изготовляют исходные формы, а затем дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
  • Используя  словесные методы я стараюсь передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения. Словесные методы включают в себя: беседу; рассказ, художественное слово, совет и указания педагога, вопросы к детям, а также советы, стимулирующие активность и самостоятельность детей.

     Все три основных метода (словесный, наглядный и практический) применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к самостоятельному поиску детьми способов художественной выразительности.

Обучение пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов лепки. Поэтому ключевое внимание направляется на постепенное усвоение основных приемов работы с пластилином:

  • Раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
  • Скатывания кусочка пластилина кругообразными движениями ладошек или пальчиков, формирование шарика.
  • Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
  • Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Постепенно на занятиях дети освоили приемы  характерные  именно для пластилинографии – это заглаживание, надавливание  и размазывание, которые, необходимы  для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии дети учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных  оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами.

При выполнении работ из пластилина важно уметь организовать последовательность действий. Поэтому я учу ребят составлять определенный план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно.   Иногда  я предоставляю детям возможность выполнять работу по своему желанию.

В качестве тем для занятий пластилинографией я часто использую сюжеты сказок и мультфильмов, а также эмоциональный рассказ, поэзию, музыку, что способствует развитию воображения детей и делает занятия интересными и яркими.

Рассматривание готовых работ вызывает у ребят большой интерес. Я обращаю  их внимание  на сочетании  цветов, расположении форм, прошу  рассказать, какие работы особенно нравятся и почему.

      Главная роль в становлении  личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. Поэтому моими союзниками стали   родители.  Я провела родительские  собрания  по  темам: «Пластилинография и творчество дошколят», «Увлекательная и занимательная пластилинография» на котором подробно познакомила с содержанием работы методом пластилинографии,  по ознакомлению дошколят  со свойствами пластилина,  различными способами лепки его  цветом и формой.  Рассказала о  важности своевременного развития мелкой моторики,   а также о  том, какая  работа должна проводиться в семье для закрепления полученных навыков. Были проведены консультации для родителей: «Волшебство пластилина», «Различные способы лепки в пластилинографии», «Лепка в жизни детей», «Как правильно выбрать пластилин», «Пластилинография - это…» и др.

 Мною оформлялись выставки как работ детей в группе, так и совместных работ детей с родителями. Создали в группе мини галерею «В мире пластилина», что позволяет родителям воочию увидеть, как творчески растут их дети.

       Систематическая работа положительно повлияла на развитие творческих способностей детей. Они начали самостоятельно составлять композиции, «рисовать» картины в свободной деятельности, самостоятельно.  

    Анализ навыков, знаний и умений детей в художественно-эстетическом развитии посредством лепки  показал  положительную динамику.  Таким образом, методы и приемы работы  в технике пластилинографии  показали их эффективность, поэтому я и в дальнейшем буду  продолжать её использование в работе с дошкольниками.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка».

Обобщение педагогического опыта работы по теме:«Каплетерапия – инновационный метод развития ребёнка»....

Опыт работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у дошкольников».

Актуальность :Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка и в воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...