Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Хаирова Амина Арсеновна

Восприятие музыки детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие музыки детьми дошкольного возраста

Слушание музыки (музыкальное восприятие) -  один из основных видов  деятельности в детском саду. В развитии эмоциональной отзывчивости мы должны преследовать две основные цели: воспитание детей на шедеврах музыкальной культуры и создание условий для эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемой музыке. Очень важно поддерживать интерес к слушанию классической музыки и в семье.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания»/

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

      Внимание ребенка 3—4 лёт к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами  в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. его физического состояния.

     Заранее приготовьте магнитофон и диск. Найдите на диске пьесу, которую вы будете слушать. Источник музыкальный центр должен быть рядом,перед ребёнком. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, Можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

 Когда?

       Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.  

      Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спросите, какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, про кого такая музыка может рассказывать? Что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите, как  бы ребёнок её назвал? Такие вопросы  пробуждают  интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

       Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность. У каждого ребёнка можно пробудить интерес к музыке, развивать музыкальный слух и голос. Надо создать в семье атмосферу благожелательного отношения к малышам, всячески поощрять их попытки проявлять себя  в музыке. Надо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее.  

Произведения для слушания дома    (для детей 5-7лет).

(Рекомендованы О.П. Радыновой, автором программы «Музыкальные шедевры») 

 И. Штраус «Марш», полька « Трик - трак»

 М.И. Глинка «Арагонская хота»

 В.А. Моцарт. Менуэт  из симфонии № 34, менуэт из «Маленькой ночной серенады»

 Г. Свиридов «Зима»

 Й. Гайдн Фрагмент Симфонии № 101 «Часы»

 А. Вивальди Фрагмент концерта «Зима»

 П.И. Чайковский. «Зимнее утро»

 Р. Шуман «Дед Мороз», «Ночью»

 С. Прокофьев « Фея Зимы» из балета «Золушка»

 Р. Шуман «Солдатский марш»

 П.И. Чайковский. Марш из оперы «Пиковая дама», «Марш  деревянных солдатиков»

 Д. Верди  Марш из оперы «Аида».

 С. Слонимский « Марш  Бармалея »

 С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»

 Э. Григ « Шествие гномов» (фрагмент)

 А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета « Гаянэ »

 С.  Прокофьев. Марш « Детская музыка» 

 В.А. Моцарт. Менуэт соль мажор. Рондо ре мажор

 П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей

  Ж. Рамо. Курица (клавесин).

 С.С. Прокофьев. Песенка № 4 ре мажор (фортепиано).

 М. Балакирев. Полька (две арфы).

 П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

 И.С. Бах. Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин).

 Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано).

 Ж. Люлли. Гавот (фортепиано).

 Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Симфония, Менуэт (ансамбль «Концертино»).

 С. Прокофьев. Марш фа мажор, Гавот (фортепиано)

 Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Полонез (ансамбль «Концертино»).

 Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из музыки к повести А. Пушкина «Метель»)

  И.С. Бах. Маленькая прелюдия № 3 ре минор (клавесин). Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Пьеса «Столовая штука» (ансамбль «Концертино»).

 Й. Гайдн. « Детская симфония». (Фрагмент 1-й части и финал).

 П.И. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс» из «Детского альбома».

 Г.Гендель. Сюита «Музыка на воде» (Фрагмент)

 И. С. Бах. Гавот из сюиты № 3

 С. Майкапар «Тревожная минута»

 А. Гречанинов «Материнские ласки», « Необычайное   происшествие»

 Р. Шуман. «Всадник»

 С. Прокофьев «Бой часов» из балета «Золушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...