приобщение детей к живописи
план-конспект занятия (средняя группа)

Попова Марина Васильевна

живопись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл techet_reka_volga.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Волга  в живописи русских художников»

(Конспект занятия)

Цель: Воспитание любви к малой родине через знакомство с Волжскими фотопейзажами и пейзажами русских художников.

Репродукции картин: Фотопейзаж «Исток реки Волга», Доливо - Добровольский М.И. «На Волге. Саратов», Левитан И.И. «Свежий ветер. Волга», Лаховский А.Б. «На Волге», И.К. Айвазовский «Волга у Жигулевских гор», фотопейзаж «Самарская область. Село Зольное».

Словарь: исток, речной пейзаж, оттенок, дебаркадер, пароход, парусник, баржа, водовоз.

Оборудование и материалы: Стойки для картин, «коробка открытий», набор для проведения игры, картина «На Волге» Лаховского А.Б. накрыта тканью.

Мотивационная ситуация: Сюрпризный момент – «коробка открытий», а в коробке фотопейзаж «Вечерний Саратов. Набережная космонавтов»

Ход занятия-экскурсии: Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках и игровую зону, в центре которой находится «коробка открытий».  Педагог предлагает детям встать в круг вокруг «коробки открытий».  Один из дошкольников открывает коробку и  достает предмет из коробки, называя его. Вопрос ребятам: Ребята, что вы видите на фотографии? - Перед вами фотопейзаж с изображением вечернего города Саратова - Набережной Космонавтов. Яркие огни города отражаются в воде реки. Река широкая, глубокая. Большой город вырос на ее берегу. Большие корабли подошли к причалу. Что же это за река? – Это великая река Волга, одна из самых больших и красивых рек в Европе. На протяжении столетий народы мира великую русскую реку называли Ра, Итиль, Атал, Волга.  Кто-то её называет царицей рек: мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир. Мы, живущие на её берегах, ласково её называем Волга-матушка. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Волге, рассматривая фотографии и картины знаменитых русских художников.  Педагог объявляет тему и предлагает перейти в галерейную зону.

«Исток Волги». Ребята, вспомните, какой вы видели Волгу в Саратовской области (может фотографии, видео)? Река сильная, широкая – противоположный берег с трудом разглядишь. Но везде ли она такая великая? Посмотрите на фотографию – небольшой ручеек, шириной около 50 см, да и глубиной 30 см (показывайте наглядно руками). Смогли бы вы его перепрыгнуть? (ответы детей – да!). Если бы вы это сделали, то вы бы перепрыгнули через великую реку Волгу! Хотя с трудом в это верится, но Волга начинается с такого ручейка в Тверской области, недалеко от маленькой деревеньки Волговерховье. Исток Волги (так называют то место, где река берет свое начало) – весело журчащий ручеек. Он вытекает из болотца среди деревьев и трав. Вода его холодная, прозрачная, немного коричневатая. У истока Волги лежит камень-обращение к путникам. Надпись на камне: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их».

 Собирая воды сотен притоков, Волга превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море (можно использовать карту бассейна Волги). Волга – равнинная река: течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Давайте оправимся по ней в путешествие.

  Хорошо отправляться в путь в погожий солнечный день, как на картине великого русского художника Исаака Левитана «Свежий ветер». 

Погода прекрасная. Как мы об этом можем догадаться? (ответы детей). Что изображено на картине? Волга, по которой идут, плывут и катятся пароходы, баржи, ялики. Красивый склон берега, который склоняется к своей хозяйке, оберегая ее пределы и покой. Нежно-голубое небо с белыми пушистыми облаками. Чайки, встречающие речных путников, и, провожающие их. И веселый свежий ветер – он главный герой картины. Именно ветер-шутник создает настроение: подгоняет облака, играет дымом от пароходов, надувает паруса. Даже Волга на ветру закудрявила нарядные белые барашки. Свежим ветерком подуло от этой картины. Но картины можно не только увидеть, но и услышать! А что же мы услышим, глядя на это полотно? (ответы детей: шум ветра, плеск волн, крики чаек, гудок парохода, скрип весел и т.д…)

Ребята, мы с вами плывем по большой реке. А на чем можно путешествовать по реке? (лодка, катер, корабль и т.д.). К какому виду транспорта относятся корабли? – Водному (еще есть воздушный и наземный). Для чего нужен водный транспорт? – Перевозить людей и грузы. А кто управляет водным транспортом? – Капитан. Для чего нужен пароходный гудок? – Предупреждать о приближении корабля. Капитан корабля, на котором мы путешествуем дает гудок: мы приближаемся к следующей картине. (Педагог снимает ткань с репродукции А. Б. Лаховского «На Волге»). А сейчас приготовьтесь. Мы будем подплывать (причаливать) к дебаркадеру – плавучей пристани.   Посмотрите на картину художника Арнольда Лаховского «На Волге». Вот представьте, что вы на корабле, который причаливает к дебаркадеру. Что же такое таинственное скрывается под словом «Дебаркадер»? Слово «дебаркадер» переводится – выгружать, высаживать на берег. Это пристань, напоминающая корабль-дом. Их использовали вместо речных вокзалов. Таких плавучих пристаней на Волге раньше было очень много. А мы постепенно все ближе и ближе к берегу. В лучах яркого солнца уже можно рассмотреть купола многочисленных церквей, разноцветные дома горожан. Давайте сойдем на берег, прогуляемся по городу. Пришвартовываемся к дебаркадеру (поясните), переходим на него по трапу с корабля, пройдя через плавучую пристань спускаемся по большому трапу на берег. На берегу нас встречают необычные дома на сваях (бревнах), словно «избушки на курьих ножках» (обсудите с детьми, почему дома так построены – склон берега, защита во время половодья).   Тут же на берегу идет бойкая торговля: продают квас, молоко, пирожки, пряники. Рыбаки продают пойманную на рассвете рыбу, их лодка стоит у берега. Лошадка пьет с самой кромки, куда дотянулась.  А правее горшечный торг, женщины горшки выбирают покрепче.  Все пространство жизнерадостно кипит, воздух гудит от шума, жара, свет слепит. И вода в реке от жары нагрелась. У берега совсем мелко – сквозь разогретую солнцем воду просвечивает глинистое дно – из-за этого вода на картине не голубая, а рыжая. Прогулявшись по городу, купив сувениры, возвращаемся на наш корабль, пройдя через дебаркадер. Капитан дает гудок, отправляемся дальше в путь.

Педагог предлагает ребятам перейти в игровую зону: Дети должны составить модели речных судов и правильно их назвать (пароход, парусник). Дети делятся на две подгруппы, каждой дают игровые наборы: заготовленные детали речных судов (вырезаны из картона). Пароход – корпус, колесо, труба, капитанская рубка, флаг. Парусник – корпус, два паруса разного размера, мачта, флаг. Можно предложить другой вариант игрового момента: игра «Рыбки». Дети-рыбки выполняют команды: «День» - все рыбы (дети) плавают, «Опасность» - замирают, «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

   Далее ребята возвращаются в галерейную зону. Педагог продолжает рассказ.

  «Волга у Жигулевских гор». Знаменитый художник Иван Айвазовский, чье творчество было посвящено изображению морской стихии, много путешествовал и не раз бывал на разных морях и океанах. Однажды он совершил путешествие на пароходе по великой русской реке Волге, желая своими глазами увидеть её красоту. Плавание на пароходе длилось несколько недель. «От Волги я в восхищении», — писал певец моря. Особенно сильное впечатление произвели на Айвазовского неясные причудливые очертания Жигулевских гор, одного из красивейших мест на Волге. Живописец уловил в их силуэте величавость и торжественность. Мысленно он сравнивал поросшие деревьями и кустарниками откосы Жигулей с фигурами сказочных великанов-стражников, охраняющих могучее полноводье реки-красавицы и царственно уступающих ей дорогу между крутых берегов. Река уходит вдаль, солнце клонится к западу. Со стороны гор начинают опускаться вечерние тени, окрашивающие реку тёмно-зелёными и коричневатыми красками. Но большая часть реки отражает яркое желтоватое небо в легких облаках. Только с левого края незаметно подкрадывается голубовато-зелёная ночь. У художника получился красочный летний пейзаж с великой русской рекой – Волгой: река на картине больше напоминает море. Таким образом, художник-маринист сравнивает волжские дали с бесконечными морскими просторами. 

  Вопрос детям: кроме красивого волжского пейзажа, что еще изобразил на картине художник? (дебаркадер, пароходы, баржа). На первом плане плот - по воде транспортируют скреплённые между собой брёвна. С обеих сторон, на более высокой скорости, рассекают водную гладь два колёсных парохода. Если присмотреться, на правом берегу реки группа людей - это бурлаки, которые тянут идущее на мелководье судно. Такой увидел и изобразил на своей картине Волгу у Жигулевских гор художник Айвазовский. Со времени его путешествия прошло много лет… Какими мы увидим эти места в наши дни?

Фотопейзаж «Село Зольное. Самарская область». Очертания речных берегов мало изменились. Жигулевские горы так же покрыты лесами, и так же похожи на великанов (сравните размеры с домиками на берегу). Эти горы, а если быть более точными, холмы, очень молодые – им всего 7 миллионов лет. Даже можно сказать, что они, словно дети, а дети растут, чтобы стать большими: вот и Жигули подрастают на 1 сантиметр за 100 лет.

 Происхождение названия «Жигули» связано с Волжской вольницей — разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Пока Волга текла вдоль гор, постоянно звучало предупреждение: «Осторожно, здесь разбойники!». Хозяева захваченных судов должны были либо заплатить деньги, либо подвергнуться порке горящими розгами: у костров зажигали веники, «провинившихся» раздевали и – жиг! жиг! жиг! – зажженными вениками секли. Подобная порка называлась «жечь», «ожег», а люди, производящие её — «жигулями». По преданиям, разбойничали здесь не только мужчины, но и девушки. Потому-то эти горы давным-давно назывались Девьи. Капитан дает гудок, отправляемся дальше!

М.И. Доливо-Добровольский «На Волге. Саратов». Последнее место, которое мы посетим – город Саратов. Автор картины, художник Михаил Иванович Доливо – Добровольский, жил и работал в Саратове более ста лет назад. Он запечатлел Саратов, Набережную, реку Волгу такими, как они выглядели в то   время.  Да, за 100 с лишним лет многое изменилось! Вспомните фотографию в начале нашей встречи: большой город, много огней, большие корабли у Речного вокзала. Видите ли вы это на картине? 145 лет назад Набережная выглядела так: крутой песчаный берег, старая лодка на берегу… На кораблях (рассмотрите, что за корабли), подошедших к берегу, осуществляется разгрузка-погрузка товаров. Часть их складывается прямо на берегу. На пристани женщины стирают бельё, рядом купаются ребятишки, мальчишки купают лошадей. В воду заехала лошадь с бочкой на телеге, возле которой копошится мужичок в красной рубахе. Это водовоз: он набирает в Волге воду в бочку и развозит её по городу. Хотя уже вечереет, ярких огней на берегу нет. Сам город тоже узнается с трудом: Триумфальная арка, сооруженная специально к приезду будущего императора Александра III, посетившего Саратов в 1869 году; левее - красивый дом; по железной дороге, проложенной вдоль берега Волги, мчится паровоз, выпуская дым из трубы. Ни этого дома, ни Триумфальной арки уже давно нет, но на картине художника эти архитектурные сооружения сохранились. И для нас, и для наших потомков это память о прошлом города Саратова, который таким мы не видели и не знали.   

Капитан дает прощальный гудок! Мы вернулись домой, наше путешествие по Волге окончено.    

Итог: По окончании экскурсии педагог включает песню композитора Марка Фрадкина на стихи поэта Льва Ошанина «Течет река Волга», предлагает детям подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра задает вопросы, направленные на  проявление эмоций.

  1. Какие чувства вызывают у вас увиденные картины? Почему?

2. Вспомните  названия  речных судов на  реке Волге. Как называются, одним словом, все эти речные плавучие средства?

3. На всех ли картинах вода в Волге голубая? Почему?

4. Какая картина вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на о...

Отчёт по самообразованию: «Приобщение детей к пейзажной живописи»

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетическо...

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям (театру, музыке, живописи) через разные виды деятельности

В 2018-19 учебном году в нашем саду была проведена большая работа направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников.Было проведено много мероприятий и проектов. Получая знания об...

Конспект "Приобщение дошкольников к живописи в процессе работы в технике "Папертоль"

Конспект мастер-класса «Приобщение дошкольников к живописи в процессе работы в технике «Папертоль»Составитель – Логинова Галина Анатольевна, воспитатель Цели: Повышение пр...

Статья "Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи посредством проектной деятельности"

Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства  в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Ста...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....