Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов
материал (подготовительная группа)

Рашевская Лилия Станиславовна

    Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._sovet_po_tvorchestvu_2022.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов

Форма проведения: практикум для педагогов дошкольного учреждения

Цель:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов
  • помочь обрести уверенность в себе
  • повышение творческого потенциала
  • раскрытие способностей и психологических особенностей друг друга

    Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?

Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его развитие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творческих решений.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

  С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.

   Очень много мы говорили о «эмоциональном сгорании», которое наступает у  большинства педагогов, проработавших много лет, которое  характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.

Именно, творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Чем оно характеризуется?

Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в состояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:

  • Открытым всему новому и неожиданному.
  • Гибким. Быстро перестраивайтесь с одной идеи на другую.
  • Смелым. Комбинируйте и соединяйте, казалось бы, несоединимое.
  • Рискованным. Не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы.

Итак, переходим к практической деятельности.

Я предлагаю вам несколько упражнений. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявить потенциальные возможности, развить наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

1. Разминка.  Назовите свое имя.  Подберите  3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам. Чем вызвано перечисление именно таких качеств?

2 .Задание.  «Составь предложение»

Педагогам предлагается составить предложение (чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с».

3. Упражнение «Перевертыши». Заменяя слова на антонимы (противоположные по значению) расшифровать запись.

1. Чужой, злой, глухой кубик.

2. Чужой Ваня тихо смеется

3. Весна кончилась... намокли палки

4. Тетя Степанида вечером поздно медленно запрыгивала на шкаф.

5. Они у Тимы бегают тройкой.

6. Красненькие брючки, веревочка на челке.

7. Лиса! Лиса! Ты меня выплюнешь!

8. Стоит телка устойчиво

9. Поздно, поздно, четыре слона, зазвонили на калитку.

10. Папа пачкал дверь.

11. Что звонит на окно к ней?

4. Упражнение «Найди слово». Среди множества букв предлагается найти слово, которое соответствует тематике нашего занятия.Филворд

5. Упражнение «Категории слов»

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. На примерведущий говорит: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.

6 . Упражнение Ассоциации к сову «ИНТЕЛЛЕКТ» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы, цвет творчества) 

7..Упражнение» Придумай»

ИнструкцияПридумайте новое применение предметам:

-альбом для рисования,

-смешавшийся пластилин

-лопнувший воздушный шарик,

-перегоревшая лампочка,

-пустой стержень от ручки.

А сейчас я хочу вас напомнить вам о приеме, который может вам пригодится в работе с детьми.

   8.  Синквейн (пятистрочная стихотворная форма) возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С  1997 года стал использоваться и в России, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

  Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Например, синквейн на тему Дружба

-дружба
-верная, крепкая
-уважать, доверять, помогать
-бескорыстная, позитивная связь между людьми
-межличностные отношения

А теперь попытайтесь сами составить синквейн на тему мышление и творчество.

    Подводя итог нашего занятия, скажите, что предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком? Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными?

Креативные - ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные - ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

  Рефлексия (Завершение)

    Спасибо вам большое, что выполняли все практические занятия, надеюсь, что что-то вам пригодится, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Резюме всего вышесказанного у не было бы такого богатейшего культурного наследия, если бы наш народ не отличался бы креативностью, творческой. смекалкой и искрометным интеллектом.

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!

Критерии креативности:

•        беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

•        оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

•        гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

•        восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

•        разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

•        метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

•        удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

Критерии креативности:

•        беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

•        оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

•        гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

•        восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

•        разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

•        метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

•        удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет для педагогов ДОУ «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: объединить усилия коллектива МКДОУ для повышения уровня организации     дидактических игр с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами рабо...

Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников »

Семинар-практикум состоит из теоретической части, практической части и рефлексии.  Перед педагогами раскрывается  значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольникам...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, простр...

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов

Практикум для педагогов дошкольного учреждения...