Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов
презентация

Шипулина Ирина Николаевна

Практикум для педагогов дошкольного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов

Форма проведения: практикум для педагогов дошкольного учреждения

Цель:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов
  • помочь обрести уверенность в себе
  • повышение творческого потенциала
  • раскрытие способностей и психологических особенностей друг друга

    Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей. Как достичь предела совершенствования и нужно ли уметь работать на пределе? Или не стоит пытаться «прыгнуть выше головы»?

Писатель Виктор Пекелис в статье «Твои возможности, человек» говорит о том, что недогрузка мозга не только не замедляет его развитие, но и приучает к ограниченности мышления, к отказу от творческих решений.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

  С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитию креативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояние стресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе; слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.

   Очень много мы говорили о «эмоциональном сгорании», которое наступает у  большинства педагогов, проработавших много лет, которое  характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.

Именно, творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Чем оно характеризуется?

Это положительные эмоции! Чтобы не допустить попадания в состояние эмоционального напряжения, нужно добавить в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:

  • Открытым всему новому и неожиданному.
  • Гибким. Быстро перестраивайтесь с одной идеи на другую.
  • Смелым. Комбинируйте и соединяйте, казалось бы, несоединимое.
  • Рискованным. Не бойтесь шагнуть за навязанные стереотипы.

Итак, переходим к практической деятельности.

Я предлагаю вам несколько упражнений. Все упражнения носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявить потенциальные возможности, развить наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

1. Разминка.  Назовите свое имя.  Подберите  3 личностных качества на ту же букву, с которой начинается ваше имя, которые относятся к вам. Чем вызвано перечисление именно таких качеств?

2 .Задание.  «Составь предложение»

Педагогам предлагается составить предложение (чтобы все слова начинались на букву) – «р», «с».

3. Упражнение «Перевертыши». Заменяя слова на антонимы (противоположные по значению) расшифровать запись.

1. Чужой, злой, глухой кубик.

2. Чужой Ваня тихо смеется

3. Весна кончилась... намокли палки

4. Тетя Степанида вечером поздно медленно запрыгивала на шкаф.

5. Они у Тимы бегают тройкой.

6. Красненькие брючки, веревочка на челке.

7. Лиса! Лиса! Ты меня выплюнешь!

8. Стоит телка устойчиво

9. Поздно, поздно, четыре слона, зазвонили на калитку.

10. Папа пачкал дверь.

11. Что звонит на окно к ней?

4. Упражнение «Найди слово». Среди множества букв предлагается найти слово, которое соответствует тематике нашего занятия.Филворд

5. Упражнение «Категории слов»

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. На примерведущий говорит: "Спелое яблоко" - второй участник: "Апельсин зелёный" - третий: "Оранжевый шарф" и т. д.

6 . Упражнение Ассоциации к сову «ИНТЕЛЛЕКТ» (можно использовать и сущ., глаголы, фразы, цвет творчества) 

7..Упражнение» Придумай»

ИнструкцияПридумайте новое применение предметам:

-альбом для рисования,

-смешавшийся пластилин

-лопнувший воздушный шарик,

-перегоревшая лампочка,

-пустой стержень от ручки.

А сейчас я хочу вас напомнить вам о приеме, который может вам пригодится в работе с детьми.

   8.  Синквейн (пятистрочная стихотворная форма) возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. С  1997 года стал использоваться и в России, в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

     Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

  Правила составления синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Например, синквейн на тему Дружба

-дружба
-верная, крепкая
-уважать, доверять, помогать
-бескорыстная, позитивная связь между людьми
-межличностные отношения

А теперь попытайтесь сами составить синквейн на тему мышление и творчество.

    Подводя итог нашего занятия, скажите, что предстоит предпринять, чтобы стать креативным человеком? Знаете, какое различие делал Гилфорд (американский психолог) между креативными людьми и всеми остальными?

Креативные - ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные - ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

  Рефлексия (Завершение)

    Спасибо вам большое, что выполняли все практические занятия, надеюсь, что что-то вам пригодится, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Резюме всего вышесказанного у не было бы такого богатейшего культурного наследия, если бы наш народ не отличался бы креативностью, творческой. смекалкой и искрометным интеллектом.

Талантом можешь ты не быть, но творческим ты быть обязан!

Критерии креативности:

•        беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

•        оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

•        гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

•        восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

•        разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

•        метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

•        удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

Критерии креативности:

•        беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

•        оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

•        гибкость -способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

•        восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

•        разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

•        метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;

•        удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

  Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии.

Приложение 1

Анкета

Каков ваш творческий потенциал?
Выберите один из предложенных вариантов ответов.
за ответ "а" - 3 очка;
за ответ "б" - 1 очко;
за ответ "в" - 2 очка.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство;
Вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память;
Вопрос 11 - зрительную память;
Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым;
Вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться;
Вопрос 18 - степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик, Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов

Слайд 2

Интеллектуальная активность это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации. Д.Б . Богоявленская

Слайд 3

4 – Великий русский поэт? – Домашняя птица? 1 2 3 – Часть лица? – Фрукт? Ответьте на 4 вопроса

Слайд 4

4 – Пушкин – Курица 1 2 3 – Нос – Яблоко Ответы

Слайд 5

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью и проявлением ее сил в активной деятельности. Сухомлинский В.А Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Слайд 6

Педагогические критерии творческой и интеллектуальной активности Состояние работы по самообразованию Образование педагогов и повышение квалификации Способность к самоанализу, рефлексии Инновационная деятельность Психологические критерии Интерес, мотивация Взаимоотношение в системе «педагог- воспитанник» Учёт индивидуальных особенностей воспитанников

Слайд 7

Личность педагога Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности. Главные признаки творчества: оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов, взаимосвязь творчества и самотворчества , самосозидание . Источники развития интеллектуальной и творческой активности изучение опыта коллег, чтение научной литературы, интернет-ресурсы, вопросы воспитания, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, воспитанниками.

Слайд 8

Условия творческой и интеллектуальной активности н равственно - психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, наличие свободного времени. Качества творческого педагога педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставить неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение педагогом детского воображения

Слайд 9

Формы педагогического творчества творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике. Процесс педагогического творчества усвоение того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта) изменение , преобразование существующего опыта

Слайд 10

Модель педагога Доброжелателен и чуток. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. Имеет хобби. Широкий круг интересов и умений. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Имеет творческое мировоззрение. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Слайд 11

Уровни интеллектуальной активности по Богоявленской Первый уровень – стимульно–продуктивный, когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения. Второй уровень – эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приёмом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, без внешней стимуляции для поиска наиболее совершенных и обобщённых способов решения.

Слайд 12

Уровни педагогической творческой активности Уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других. Уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания. Эвристический (от греч. heurisko – нахожу) – методика, основанная на открытии или догадке. К огда педагог использует творческие возможности живого общения с ребенком. Высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития.

Слайд 13

Творческая активность Творческая деятельность

Слайд 14

Тест «Ваш творческий потенциал» Высокий уровень – более 49 баллов В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Средний уровень – 23 – 49 баллов У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть пробелы , которые тормозят процесс творчества. Низкий уровень – менее 23 баллов Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет для педагогов ДОУ «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: объединить усилия коллектива МКДОУ для повышения уровня организации     дидактических игр с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами рабо...

Семинар-практикум по изобразительной деятельности для педагогов по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников »

Семинар-практикум состоит из теоретической части, практической части и рефлексии.  Перед педагогами раскрывается  значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольникам...

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов

  Проведение инновационных процессов в образовании немыслимо без максимального использования творческих возможностей....

Консультация для педагогов на тему: «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, простр...