ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
статья (старшая, подготовительная группа)

Потапова Татьяна Александровна

Статья о теоретических основах, особенностях ознакомления дошкольников с историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. По мнению О.В. Дыбиной и А.Ю. Кузиной, история народа, его традиции, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Отметим, что вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с историей не являются в отечественной педагогике новыми.

Определяя историческое познание, характерное для старшего дошкольного возраста, заметим, что историческим познанием в старшем дошкольном возрасте является познание, которое дает сведения о прошлом предметного мира, о закономерностях его развития, совершенствования, преобразования человеком в соответствии со своими возрастающими потребностями. Под предметным миром, на основании определения, данного А.Ю. Кузиной, понимается совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием.

Как утверждает А.Ю. Тихонова, в процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. В процессе понимания сущности преобразования предметов включается интуиция, вдохновение, поэтому процесс исторического познания близок к художественному, утверждает историческая герменевтика (наука толкования истории).

Рассматривая вопрос о необходимости знакомства дошкольников с историей родной страны, Т.А. Березина указывает на тот факт, что в современном дошкольном образовании не существует эффективной педагогической технологии приобщения дошкольников к истории родной страны. Автор определяет необходимость знакомства дошкольников с историей родной страны следующими условиями: необходимость формирования интереса дошкольников к родной стране, воспитания гордости за ее достижения, победы, уважения к традициям прошлого и желания следовать им сегодня; необходимость развития у детей интереса к жизни и достижениям предков, уважения к культуре своего и других народов.

Т.А. Березина подчёркивает, что знакомство дошкольников с историей родной страны расширяет кругозор, развивает умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать разные точки зрения. Кроме того, по мнению автора, знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей дошкольного возраста пространственно-временные представления. Исходя из вышесказанного, подчеркнём, что значимость исторических знаний определяется их потенциальными свойствами. Они обладают кумулирующей, эпистемной, инструментальной, аксиологической, рефлексирующей сущностью.

А.Ю. Кузина полагает, что предметы прошлого представляют собой продукты материальной культуры, которые в наиболее наглядной, вещественной форме несут в себе типичные черты человеческих творений и в которых кристаллизировано общественное содержание. Следовательно, историческим знаниям о предметном мире свойственна кумулирующая функция. При этом формирование исторических знаний о Родине, необходимо начинать с развития у детей знаний о родном крае, воспитании любви к нему и формировании нравственных качеств. В совокупности, это может дать формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста об истории того места, где живет ребенок.

Также помимо прочего, рассматривая и изучая события прошлого, происходит анализ и синтез знаний о прошлом, с современными знаниями, а значит, происходит активное развитие мыслительной деятельности. Таким образом, изучая историю родного края, ребенок плавно, и в то же время системно подходит к изучению истории своей Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

В соответствии с мнением И.Э. Куликовской, основные принципы организации работы по ознакомлению старших дошкольников с историей, в том числе и с историей своего края, это:

- принцип единства природосообразности и культуросообразности образования;

- принцип активной позиции ребенка в познании традиций жизни своей семьи, истории родного края, страны и важнейших событий исторического прошлого планеты;

- принцип аксиологической направленности образовательного процесса, в котором ребенку транслируется представление о знаках и символах времени как исторической и личной ценности;

- принцип антропоцентризма, обеспечивающего создание условий для приобретения опыта организации личного времени;

- принцип интегративности содержания образовательных областей, видов деятельности, педагогических технологий, обеспечивающих организацию образовательного пространства дошкольного учреждения на основе игры, диалога, моделирования, творчества;

- принцип преемственности семейных и государственных традиций, ценностей и смыслов.

Т.А. Березина указывает, что работа по знакомству старших дошкольников с историей родной страны может быть эффективной при соблюдении ряда условий, как-то:

- хорошее знание исторических событий значимыми взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;

- знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию старших дошкольников;

- использование наглядности, максимально вводящей ребенка в ситуацию конкретного исторического события (в данном случае, семейных реликвий, военных писем, фотографий).

Необходимость включения исторических знаний в процесс образовательной работы с детьми дошкольного возраста подчёркивает главный редактор научно-методического журнала «Детский сад: теория и практика» С. Максимова.

«В отечественной научной педагогике, - считает автор, - идея пропедевтического, предварительного или подготавливающего исторического обучения детей оформилась в середине XIX века. Историческая пропедевтика позволяет не только подготовить ребенка к изучению систематического курса истории в школе, но и сформировать интерес к истории, историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям».

Б.А. Столяров считает, что введение исторических знаний в содержание дошкольного образования:

1) придает педагогическому процессу целостность и системность;

2) позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии;

3) расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка;

4) формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир;

5) делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления;

6) алгоритмизирует историческое знание;

7) раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии;

8) придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей;

9) способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.

Анализируя вопрос о необходимости исторического познания в дошкольном возрасте, обратим внимание на дидактический потенциал исторических знаний, сущность которого заключается:

- с одной стороны, в описании предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;

- а с другой - в объяснении, дающем ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире – от прошлого через настоящее к будущему.

Следовательно, «исторический опыт» ребенка представляет собой итог познавательного и духовно-практического освоения предметного мира в динамике его временного становления. Очевидно, что такого рода познавательное и духовно-практическое освоение предметного мира имеет свои специфические особенности в старшем дошкольном возрасте, которые нуждаются в отдельном рассмотрении.

Так, опираясь на исследования И.Э. Куликовской об особенностях формирования основ исторического мышления у дошкольников, определим характерные черты исторического мышления детей старшего дошкольного возраста:

- интенсивное развитие любознательности и, как следствие, потребность в познании исторических событий далекого прошлого и будущего планеты;

- постепенное формирование представления о времени как объективном, направленном процессе;

- возникновение системы личностных смыслов событий, происходящих во времени и имеющих ярко выраженный позитивный или негативный оттенок;

- осознание ценности времени, заключающейся в обеспечении связи явлений, поколений, традиций; формирование представления об истории как событиях прошлого, упорядоченных на воображаемой оси времени;

- установление причинно-следственных связей прошлого, настоящего и будущего, создающих преемственность времен.

И.Э. Куликовская отмечает что, дошкольнику историческое прошлое представляется как некая ось времени, на которой нанизаны различные события, ведь для него понятия временных границ очень размыто, у дошкольника одинаково равноудалены друг от друга события, происходившие в разные эпохи, поэтому история познается им как совокупность знаний об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности, например, таких как архитектурные памятники, предметы быта. Соответственно к историческому познанию в дошкольном возрасте мы, вслед за А.Ю. Кузиной, относим познание, которое дает сведения о прошлом предметного мира, о закономерностях его развития, совершенствования, преобразования его человеком в соответствии со своими возрастающими потребностями.

Указанные особенности исторического мышления и познания детей старшего дошкольного возраста определяют специфику организации работы по ознакомлению старших дошкольников с историей.

Формирование исторического мышления детей становится тем основанием, которое обеспечивает систематизацию знаний и представлений детей об изменчивости, развитии природных, культурных, личностно значимых явлений и событий. Оно осуществляется в процессе специально организованных, совместных и индивидуализированных видов деятельности, осуществляемых всеми специалистами дошкольного учреждения. Особое значение в данном процессе занимает организация работы с семьёй, основанная на принципе единства требований. При этом хочется отметить важность поэтапного освоения новыми знаниями: от меньшего к большему, от близкого к далекому, от истории своего края, к истории своей страны.

Таким образом, формируется общая понятийная система ребенка, происходит интеграция знаний прошлого и настоящего, развивается мыслительная деятельность, формируются нравственные качества, что в целом оказывает значительное влияние на ценностную картину восприятия мира и определения своего «Я» ребенком, что способствует успешной последующей социализации в обществе.

Литература

1.Кузина А.Ю. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Кузина. - Тольятти: ТГУ, 2009.

2. Кузина А.Ю., Дыбина О.В. Развитие у дошкольников исторических знаний о предметном мире // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов (4-9 апреля 2004 г.) / Под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2004.

3. Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2011. - № 9.

4. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка. Город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и бытом Кубанского казачества 2010-2011 учебный год

Вашему вниманию предлагается план по ознакомлению с историей и бытом кубанского казачества....

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...