"Эйдетика для дошкольников, как путь развития логического мышления"
консультация

Расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eydetika_dlya_doshkolnikov.docx455.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

 «Сказка»

«Эйдетика для дошкольников

как путь развития логического мышления»

Смолич А.И.

Педагог- психолог

Покачи

2020

Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• знакомство с методикой эйдетики, её приема, в основе игр, их использованием в работе с детьми;

• развитие мышления, воображения, фантазии;

• закрепление положительных, доверительных отношений между педагогами.

Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению, плюс положительные эмоции.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал

К. Д. Ушинский

 В переводе с греческого «эйдос» означает «образ».

Эйдетика это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

 Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г .

 В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались ученые-психологи — П. П. Блонский, Л. С. Выготский и

А. Р. Лурия.

 В 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин И. Ю.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции - в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре.

Вот как сказал об этом Сухомлинский В. Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.

Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Виды ассоциаций

зрительные;

 слуховые;

 двигательные;

 тактильные;

 обонятельные;

 Вкусовые.

Разминка

Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз?  (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция?  (Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

 Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

Игра «Запомни фигуры» -

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Игра «Найди слова в слове» - найди в данных словах как можно больше других слов. Буквы переставлять нельзя.

Колобок -кол, лоб, бок,

Яков -як,

солонка -соло,

ирис -рис,

грузовик -груз,

волк -вол,

сон -он,

Карабас -бас, раб, кара,

олень -лень,

крот -рот,

комар -ком, омар,

рыбак -рыба, бак,

дубрава -дуб, бра,

прибор -бор,

мельник -мель, ель, ельник,

косынка -косы, осы, сын,

собака бак,

ножницы -нож, жницы,

обложка -ложка,

подстаканник -стакан.

Игра «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и обвести ее.

  • Игра на внимание «Найти в предложении слова и раздели их» линией.

 Сколько слов у вас получилось?

«Карандашшкаффлажоккусттопорракетаавтобуссачокключчайниккошкаананассоммаккрокодиллукмёддиванножжуккомарростоккактуссноппомидорси

  • Игра «На что похожа цифра».
  • Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

 

А теперь я предлагаю отправиться в путешествие и поиграть в игру «Чемодан». Эта игра направлена на развитие объема памяти.

Игра «Чемодан»

Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него  книгу». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки».

 И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку. Помните, что с памятью у вас все хорошо…

Только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс. Ведь чисто из-за физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%.

Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое, ассоциируем ярко и необычно.

Задание: найди пару

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО УСЕНко\IMG_0079.jpg

Графические ассоциации

Огород;

Яблоко;

Заяц;

Пуговица;

Восход;

Копейка;

Одуванчик;

Кофта.

 Игра  «Повтори рисунок. Что изменилось?»

Задание «Продолжи ряд. Чего не стало?»

Задание  «Повтори рисунок».

Итак, мы с вами, поиграв в разнообразные игры, используя метод эйдетики, пополнили свои знания в развитии интеллекта, и тем самым узнали, как можно и нужно развивать его у дошкольников.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. 

Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.

На этой творческой ноте хочу закончить свой мастер - класс.

Пожелать всем педагогам успехов в творчестве,

новых идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Консультация на тему: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по развитию логического мышления»

Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»

Цель:  Научить воспитателей как с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по  умственному развитию ребенка дошкольного возраста в условиях ДОУ. За...

«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления». Мастер-класс для педагогов.

laquo;Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления». Мастер-класс для педагогов"«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»....

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....

Педагогическая находка для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»

Педагогическая находка для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»                      ...