Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия

Голубева Ирина Анатольевна

Цель мастер-класса повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ekologiya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

мастер-класс

Подготовила и провела

Воспитатель ДО ГБОУ Школа № 2055:

Голубева Ирина Анатольевна

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

  • Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
  • Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер – класс проводится для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Продолжительность – 35 минут

Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Оборудование: 2 тазика, цветы из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые,
1 – литровая, соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные листы, музыка, мыльные пузыри.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Игра и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного»
(Н. Рыжова).

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.

Таким образом, проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляется возможным выделить три класса игр.

Первый класс – игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся игры – экспериментирования, сюжетные самостоятельные игры.

Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие и досуговые игры. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий класс – традиционные и народные игры, идущие из глубины этноса.

Среди игр первой группы выделяются игры с природными объектами, животными и людьми. Эти игры позволяют понять взаимосвязь в природе, почувствовать свое отношение к живому, несут большой познавательный интерес: «Тонет – не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.

Сюжетно - отобразительные и сюжетно-ролевые игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер. Например: «Консервный завод», «Зоопарк», «Ветеринарная поликлиника». Они позволяют углубить имеющиеся у детей знания, формируются правильное, гуманное отношение к миру животных. Наделяя себя ролью в игре, ребенок эмоционально проникается осознанием необходимости бережного отношения к животным и растениям. Еще одним подвидом экологических игр являются театрализованные игры. Это «Колобок путешествует», «Отдых на реке», «Вершки, корешки» и др.

Экологическим содержанием наполняются и подвижные игры. В них происходит закрепление знаний о живой природе, ее обитателей в непринужденной игровой форме. «Звери, птицы, рыбы», «Фруктовый салат», «Птицелов», «Четыре стихии», «Цветочный магазин».

Музыкальные игры позволяют активизировать экологическое образование детей через слуховые рецепторы. Наполненные музыкой игры впечатляют ребенка, тем самым закрепляют в сознании детей усвоенный материал, например такие игры, как «Времена года», «Какой сегодня день?», позволяют указать и объяснить природные явления. Это могут быть игры: «Что за птица прилетела?»; «Какое море?» и другие.

К интеллектуальным можно отнести игры: «Экологические кубики», «Волшебные превращения», «Приготовить лекарство», «Вся земля». Они позволяют развивать познавательный интерес, формируют знания о единстве природы.

Следующим видом игр можно назвать игры-забавы и развлечения. К ним относятся викторины, конкурсы-аукционы, конкурсы-марафоны. КВН, «Поле чудес» и другие. Расширяют кругозор детей, учат обмениваться информацией друг с другом, доставляют большое удовольствие.

Празднично-карнавальные игры тоже носят экологический характер. В них дети выражают свое отношение к данным объектам и явлениям природы, углубляют свои представления о них «Сбор урожая», «Новогодний карнавал», «Золотая осень» и другие.

Культовые игры основаны на исторических традициях. Эти игры также находят свое отражение в процессе экологического образования дошкольников. С детьми проводят игры со встречей Масленицы, закликают жаворонок, провожают зиму. И прочее. Через истоки истории дети по-новому учатся любить и уважать природу, учатся быть ценителями и защитниками красоты. Сенсорные игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает желтым?», «Какие цветы красного цвета», «Мягкий, колючий».

Создание и использование игровых обучающих ситуаций позволяет решать не только конкретные природоведческие задачи, но и осуществлять экологическое воспитание в целом. Так как дети легче осваивают знания о зависимостях, существующих в природе, об отношении к живым существам.

Составила картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовала с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени маленьких сказочных героев – Каркуши, Утенка, Зайчонка. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Практическая часть мастер-класса.

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка Нильса».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок Нильс. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт.

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил порисовать немножко на берегу.

Рисование-эксперимент

Звучит песня Ю. Антонова «Море, море…»

Настроение прекрасное –

Не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

Кляксы разные бывают…

Что они изображают?

Дети с помощью трубочек для коктейля и гуаши разных цветов выдувают кляксы разных форм на бумагу, а затем рассказывают по очереди, на что похожа клякса.

Утенок Нильс решил путешествовать дальше. Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что написано на лепестках цветка: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт.

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Утенок Нильс так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку Нильсу очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему лодка не тонет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

- развивается познавательная активность,

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то новое те...

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

"Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...

"Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста".

Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный  мастер - класс поможет найти что-то но...