Экологический проект "Деревья вокруг нас" для детей 4-5 лет в ДОУ.
проект (средняя группа)

Елена Александровна Потапкина

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

Проект экологического воспитания

 «Деревья вокруг нас»

                                                                               Разработчики: воспитатели

                   Потапкина Е.А.., Бортникова Ю. В. 

Балашов

Актуальность проекта:

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Дети большой интерес проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Обоснование проблемы:

  • неумение детей различать деревья.
  • неумение и нежелание родителей рассказывать об окружающих детей деревьях, о пользе, которую они приносят человеку.

Цель: формировать у детей интерес по изучению жизни деревьев на территории детского сада, формировать представление о деревьях, как о живых организмах, развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • Исследовать территорию детского сада, формировать элементарные представления о жизни деревьев, которые произрастают на участке;
  • Изучить их роль в жизни человека;
  • Развивать наблюдательность, воображение, творчество, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Учить отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
  • Активизировать словарный запас речи младшего дошкольника;
  • Способствовать расширению кругозора детей, воспитанию любви и уважения к природе.

Методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • игровые;
  • практические (наблюдения, рассматривание картин, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, игры).

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: развитие интереса у родителей к данному вопросу, расширение кругозора экологических знаний родителей.

Продукты проекта:

  • разработанные рекомендации и консультации для родителей;
  • выставка творческих работ детей;
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа «Чудо-дерево».

Ожидаемые результаты:

  • знакомство с конкретными видами деревьев, знание их названия, характерных признаков.
  • расширение знаний о деревьях, как живых существах, знаний, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
  • развитие познавательного интереса к растениям участка.

Дальнейшая работа:

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними, изготовление табличек с названиями деревьев которые находятся на участке детского сада.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

Месяц

№ п/п

Формы организации, темы

Основные задачи

ноябрь

1

Беседа о жизни деревьев

Закрепить название деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей. Учить сравнивать деревья друг с другом.

2

Экскурсия по территории детского сада «Какие деревья растут на участке»

Расширить и закрепить представления детей о различных деревьях, растущих на территории детского сада, формировать представление об особенностях деревьев, их отличительных качествах..

3

Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги»

Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

4

Дидактическая игра « С какого дерева листок»

Различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев.

5

Беседа «Деревья, которые нас окружают»

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

6

Игра «Поймай листок»

Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад»

7

Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»

Закрепить умение называть свойства предмета, выбрав из множества основное, которое даст его четкую характеристику.

8

Папка-передвижка «Прикоснись к природе»

Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, познакомить с профессией эколог, знать и соблюдать нормы поведения в природе. Углублять представления о взаимосвязях в природе. Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы.

декабрь

1

Беседа «Что мы знаем о деревьях».

Продолжать расширять представления о деревьях на участке, о значении их для человека. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к деревьям и природе в целом.

2

Опытно-экспериментальная деятельность «Сравнение коры разных деревьев»

Формировать представления о главных отличиях коры деревьев разных пород, уметь описывать отличительные черты и на ощупь угадывать и произносить название дерева.

3

Игра «Узнай дерево на ощупь»

Закреплять представления детей о деревьях на участке.

4

Чтение и отгадывание загадок о деревьях.

Формировать у детей  навыки образного мышления, фантазию. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.

5

Нестандартные способы рисования «Зимнее дерево» ватными палочками.

Вызывать положительные эмоции, любовь к творчеству. Развивать творчество и эстетический вкус ребенка.

6

Игра «Птички на дереве»

Развитие внимания, эмоциональной отзывчивости детей, обучение действиям в парах и по одному.

7

Беседа «Нарядная елка»

Закрепить представление о празднике и значении новогодней ели, расширять словарный запас и активизировать его.

8

Папка-передвижка «Деревья в нашей жизни»

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, любознательность, наблюдательность, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.

январь

1

Картотека «Виды деревьев на нашем участке»

воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

2

Дидактическая игра «Детки и ветки»

Формировать у детей  навыки образного мышления, фантазию. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.

3

Беседа «Строение дерева».

Закрепить название деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей. Учить сравнивать деревья друг с другом.

4

Чтение И. Семенов «Березка»

Уточнить представления о березе; формировать положительное отношение к растительному миру природы, воспитывать эстетическое восприятие, учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

5

Наблюдение «Жизнь под снежным покрывалом»

Формировать представление о деревьях в зимнее время года, воспитывать эстетическое восприятие, бережное отношение к деревьям.

6

Беседа «Деревья – дом пернатых»

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, любознательность, наблюдательность, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.

7

Папка-передвижка «Дерево – живое существо»

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

февраль

1

Дидактическая игра «Кто прилетел на кормушку»

Закрепления знаний о зимующих птицах, для упражнения детей в согласовании имен существительных с именами числительными.

2

Подвижная игра «Прыг да скок»

Прыгать на двух ногах, приседать, бегать, не наталкиваясь, ориентироваться на участке, реагировать на сигнал, разбегаться в разные стороны.

3

Развлечение «В лес на автобусе»

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, любознательность, наблюдательность, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.

4

Рисование с использованием манной крупы «Зимнее дерево»

Вызывать положительные эмоции, любовь к творчеству. Развивать творчество и эстетический вкус ребенка.

5

Выставка рисунка «Деревья глазами детей»

Расширить представления детей о разнообразии деревьев в лесу, воспитывать любовь к творчеству, разнообразить представления о способах рисования деревьев.

6

Чтение и отгадывание загадок о деревьях.

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

7

Игра «Птички на дереве»

Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

8

Папка-передвижка «Деревья – живые существа»

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

март

1

 Беседа «Как появляются деревья»

Формировать представление о том, как появляются деревья.

2

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

3

НОД «Деревья – какие они?»

Создание условий для обогащения и систематизации представлений детей о сезонных изменениях в природе на примере деревьев в весенний период; воспитывать бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес, воображение, коммуникативные и творческие способности детей, умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности;

4

Чтение и отгадывание загадок.

Расширить представления детей о разнообразии деревьев.

5

Аппликация «Дерево весной. Верба»

Вызывать положительные эмоции, любовь к творчеству. Развивать творчество и эстетический вкус ребенка.

6

Психогимнастика «Деревья проснулись»

Поддерживать игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста), сохранение эмоционального благополучия детей, опора на воображение, возможность использовать групповые формы работы.

7

Календарь цветения

Начать вести календарь цветения, отмечать весенние изменения, отмечать их в календаре.

8

Папка-передвижка «Деревья весной»

Закреплять представления о сезонных изменениях деревьев весной.

апрель

1

Беседы с детьми «Как сберечь деревья».

Знакомить  с понятиями «природа», «экология». Воспитывать любовь, уважение к живой природе, деревьям и кустарникам.

2

Чтение О. Высоцкая «Две сосны и ель»

Расширять знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой

3

Беседа «Листочки и иголки»

Формирование представления о хвойных и лиственных деревьях, дать понятие вечнозеленые деревья, расширять словарный запас.

4

 Просматривание репродукции картины Шишкин «Дубовая роща»

Познакомить детей с творчеством художника Шишкина, прививать любовь к творчеству, расширять словарный запас.

5

Дидактическая игра «Как сажать деревья»

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

6

Рисование «Зеленые листочки»

Вызывать положительные эмоции, любовь к творчеству. Развивать творчество и эстетический вкус ребенка.

7

Календарь цветения

Продолжить ведение календаря цветения деревьев на территории ДОУ. Занесение результатов в календарь.

8

Папка-передвижка «Деревья – легкие планеты»

Расширить представления детей о важности и необходимости зеленых насаждений, лесов, рощ, парков.

май

1

Беседа «Как деревья помогают человеку»

Формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, формирование бережного отношения к деревьям.

2

 Подвижная игра «Принеси лист»

Закрепить знание детей о цвете, величине листьев.

3

Чтение И. Токмакова «Ива»

Формировать представления детей о дереве –ива, развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к природе родного края.

4

Беседа «Жизненный цикл дерева»

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, любознательность, наблюдательность, приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.

5

Консультация «Прогулка с детьми в лес»

Совершенствование понимание детей о природе, закрепление знания детей о деревьях, том что дерево - живой организм.

6

Аппликация «Зеленые листья»

Развивать творческий потенциал, активизировать словарный запас ребенка.

7

Акция совместно с родителями «Посадим дерево»

Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и её роли в жизни людей, познакомить с профессией эколог, знать и соблюдать нормы поведения в природе.

8

Мини-музей «Деревья вокруг нас»

Закрепить представления о деревьях на участке, о значении их для человека. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к деревьям и природе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ВОКРУГ ЖИВОЙ ЕЛОЧКИ»

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА «ВОКРУГ ЖИВОЙ ЕЛОЧКИ»...

Паспорт проекта Шарики вокруг для детей 4-5 лет

Как часто мы не замечаем вокруг нас очевидные вещи: формы, оттенки цветов, сходные признаки различных предметов. В нашем проекте мы решили понаблюдать, как много рядом, совсем близко,  предметов ...

Конкурс Игра «ПДД - куб расскажет все вокруг!» для детей дошкольного возраста

Пособие  может использоваться как фрагмент на занятиях, квест игры, мастер – класса для родителей, так и игрой на автоплощадке....

Гимнастика для глаз "Посмотри вокруг" для детей 4-7 лет

Аннотация:Мультимедийная физкультминутка с музыкальным сопровождением. Данный ресурс адресован учителям начальной школы, среднего звена, педагогам групп продленного дня.Физкультминутка поможет педагог...