Конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое утюга"
план-конспект занятия (старшая группа)

Галактионова Юлия Леонидовна

В данном конспекте содеожится информация об истории возникновения утюга. О том, каким он был до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utyug.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое утюга».

 Автор конспекта ННОД  Галактионова Юлия Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории .

 Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

 Предметно-пространственная развивающая среда: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, платки, клависы, доска - рубель, таз, утюги: чугунный, электрический, песочные часы, камень.

 Цель: создание условий для развития интереса детей к поисковопознавательной деятельности, любознательности.

Ход мероприятия:

 Вводная часть (мотивационный этап):

 Формы реализации: появление персонажа, постановка проблемы, диалог.

 Образовательная область, вид деятельности: речевое развитие коммуникативная деятельность.

 Образовательные задачи вводной части (п.2.6 ФГОС ДО)

- мотивировать детей на совместную образовательную деятельность,

- установить эмоциональный контакт между всеми участниками совместной образовательной деятельности посредством тактильного массажа,

- создать условия для развития у детей желания к поисковопознавательной деятельности.

 Содержание вводной части 

Дети входят в зал. К ним выходит педагог в русском народном костюме.

Забава: Здравствуйте ребята! Меня зовут Забава, вот решила к вам в гости заглянуть. Уж очень люблю путешествовать и не только по городам и селам, а во времени. Сама живу далеко, в далеком прошлом.

 Забава обращает внимание детей на свою мятую одежду 

Ох, вот беда, так беда пока путь к вам долгий держала, вся одежда -то помялась. Что делать-то? (Ожидаемый ответ от детей – надо ее погладить) Ай да смышленые ребятки! Ну, начинайте ее гладить. (Начинает разглаживать ладонями сарафан и предлагает помочь детям). Ничего не выходит. Смотрю у вас то, платья да кофты выглажены, интересно, чем же это? Ожидаемый ответ от детей: утюгом.

Забава: Что за предмет такой? Ожидаемый ответ от детей: (описывают утюг) Утюгом гладят вещи после стирки, чтобы одежда была не мятая, а красивая, гладкая. Забава: Есть у меня такой дома, да не один, а целая коллекция! Если вы готовы отправиться ко мне в гости, то сами увидите. Готовы? Ожидаемый ответ от детей: Готовы.

Средства реализации: тактильный массаж и самомассаж.

Планируемые результаты вводной части (4.6 ФГОС ДО): 

-установлен  эмоциональный контакт между всеми участниками совместной образовательной деятельности посредством тактильных прикосновений,

-  дети проявляют желание к совместной образовательной деятельности со взрослым и сверстниками.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

 Формы реализации: игра-путешествие, музыкальная играимпровизация, дидактическая игра, практическая поисково-познавательная деятельность Образовательная область, вид деятельности: Познавательное развитие, поисково-исследовательская деятельность

 Образовательные задачи основной части (п.2.6 ФГОС ДО) 

Образовательные задачи:  расширять знания детей о разновидности и разнообразии бытовых предметов;  закрепить представление детей о назначении бытовых приборов и техники безопасности их использования;  расширять знания о техническом прогрессе и о совершенствовании бытовых приборов на примере утюга. Развивающие задачи:

- развивать стремление детей к поисково-познавательной деятельности;

 -способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- продолжать развивать наглядно – образное мышление, связную речь, творческое воображение.

 Воспитательные задачи: 

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызывать радость открытий;

-  воспитывать умение работать в коллективе;

-  воспитывать целеустремленность, активность.

Содержание основной части 

Забава: (Достает песочные часы и приговаривает)

 Мы часы песочные возьмем

И, как только повернем,

 Сразу в прошлое попадем.

 Ну, вот и прибыли.

 Заходите гости, милости просим. А вот и тот предмет, который разглаживает одежду. (Показывает на камень, который лежит на платке) Это самый первый утюг. Давным-давно, постирав свою одежду в реке, люди ее отжимали, тщательно встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом раскладывали на солнце и придавливали тяжелым камнем. Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда таким способом? (…) Удобно и безопасно ли было так гладить одежду? (Нет.) А почему? (рассуждения детей) Конечно, нет. Трудно и долго было таким способом разглаживать одежду, оставалось много складок. И тогда придумали другой способ разглаживать одежду: наматывали одежду на закругленную гладкую палку или скалку, проводили по ней ребристой доской-рубелем, сильно нажимая. (Показывает скалку, на которой накручен платок и рубель). Слыхали про рубель? (нет) Запомните – рубель. Ах, сколько стирки накопилось, да еще все перегладить надо. (Показывает таз с платками) Одной мне не справиться? (Дети предлагают свою помощь, берут платки)

Динамическая пауза. Игра «Музыкальная стирка».

 Забава: Спасибо, вы мне так помогли! После стирки и сушки что с бельем делать? (Ожидаемый ответ от детей: гладить) У нас есть такая вещь дивная, как же она называется. (Ожидаемый ответ от детей: рубель) 

Практическая поисково-познавательная деятельность детей: разглаживание платка старым способом при помощи скалки и рубеля.

 Забава: Ай, да молодцы.

Забава с детьми делают вывод удобства и безопасности применения этого способа для разглаживания одежды.

Забава: Я - то все по - старинке глажу, а надо в ногу со временем шагать. А у меня есть вот еще какая вещица. (Достает чугунный утюг с углем, ставит и рассказывает, как пользоваться). Это чугунная коробка с крышкой, которая открывалась и закрывалась. В нее накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг, и им гладили одежду. Как вы думаете, удобен такой утюг? (Нет.) А безопасно ли? Почему? (Рассуждения детей: Нужно было все время готовить горячие угли. Углями можно обжечься. Они быстро остывали. Угли могли упасть на одежду, и мог произойти пожар). Со временем, люди придумали еще один утюг. Садитесь поудобнее и смотрите. Предлагает сюжет из передачи «Галилео. Утюги». По окончании видеофильма диалог педагога с детьми об увиденном.

Забава: Вот такие предметы и утюги для глажки одежды у меня есть. А каким из них вы гладите свою одежду? Есть он здесь? Забава: Ну раз нет тогда ребята, может нам вернуться в ваше современное время. А чтобы вернуться, нам понадобится «Колесо времени».

 Дидактическая игра «Колесо времени». На рабочих листах дети отмечают стрелочкой эволюцию утюга, показывают чем гладили раньше? Что придумали потом? Чем гладят сейчас? – Камень, рубель, утюг на углях, утюг на спирту, электрический утюг) Забава: Вот и вернулись. Рассмотрим современный утюг. Из каких деталей состоит утюг? Из каких материалов сделаны эти части? Забава: Для чего нужны отверстия на поверхности утюга? Ожидаемый ответ от детей: Через них выходит горячий пар, чтобы материал легче было отгладить.

Забава: Для чего современному утюгу нужен такой длинный шнур? (Включать в розетку). А как им пользоваться? (рассуждения детей об электрическим утюге)

Забава: Ай да штука замечательная! Во этот утюг, наверное, самый безопасный. (высказывание детей о безопасности использования электрического утюга) Средства реализации: песочные часы; платки, скалки, рубеля по количеству детей; чугунный утюг с углем; сюжет из передачи «Галилео. Утюги»; электрический утюг.

Планируемые результаты основной части (4.6 ФГОС ДО)  :

-расширены представления детей об эволюции утюга;

-  дети свободно ориентируются на листе бумаги, решая логическую задачу;

- дети имеют устойчивое представление о технике безопасности использования бытовых приборов;

- дети проявляют инициативу и активность в поисковоисследовательской деятельности,

-активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;  

-дети отвечают на вопросы связно, свободны в общении со взрослым и сверстниками. Заключительная часть (рефлексивный этап)

 Формы реализации: 

Образовательная область, вид деятельности: речевое развитие, коммуникативная деятельность

 Образовательные задачи заключительный части (п.2.6 ФГОС ДО):  

-формировать у детей умение анализировать, делать выводы;

-  воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников со взрослым.

 Содержание вводной части 

Забава: Ай да умницы! На память о нашем путешествии у меня для вас есть гостинцы. Дарю вам платочки расписные. Вы достаете их из сундучка и называете, чем мы занимались в нашем путешествии, что вам понравилось, что запомнилось. Дети делают выводы о том, чем занимались и что узнали.

Забава:  Мне очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо и до скорого свидания!

Средства реализации: платки по количеству детей, сундучок.

 Планируемые результаты вводной части (4.6 ФГОС ДО)

 - дети обмениваются впечатлениями о совместной деятельности,

- анализируют, делают выводы;

- доброжелательно общаются друг с другом и со взрослым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"

Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему  "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...

"Путешествие в прошлое утюга"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через  использование элементов ТРИЗ и РТВ...

Путешествие в прошлое утюга

Тема: «Путешествие в прошлое утюга» (по познавательному развитию раздела программы «Детство» «Ознакомление с социальной действительностью» для детей подготовительной логопедической группы).Прогр...

«Путешествие в прошлое утюга». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с историей утюга, его назначением , показать необходимость его в жизни человека....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое утюга"

Вызвать интерес к предметам прошлого. Знакомство детей с историей утюга....

Конспект по познавательному развитию "Гиганты прошлого"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе....