Методические рекомендации
методическая разработка

Ирина Владимировна Паша

Влияние уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs.docx71.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Методическая  разработка для воспитателей, психологов и родителей.

«Влияние уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания»

                                                        

                                                                        

                   

        

                                                                        Выполнила:

                                                                             воспитатель

                                                                             Паша И.В.

Долинск

2021г.

Содержание

Введение …..............................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты формирования(развития)волевого усилия в дошкольном возрасте……………………………………………………..………9

1.1. Понятие воли и волевого усилия дошкольников…………………………..9

1.2. Возрастные особенности формирования волевого усилия у дошкольников……………………………………………………………………19

1.3. Краткие выводы по первой главе…………………………………………..20

Глава II. Психолого -  педагогические основы навыков самообслуживания детей дошкольного возраста…………………………………………………....22

 2.1. Понятие самообслуживания, методы, приемы, формы самообслуживания ……….……………………………………………………………………………22

2.2. Особенности формирования навыков самообслуживания, роль самообслуживания в развитие ребёнка………………………………………...26

2.3.  Организация самообслуживания в дошкольном образовательном учреждении…………………………………….……………………………...…36

2.4 Краткие выводы по второй главе…………………….………………………………................................…...41

Глава III. Эмпирическое исследование влияния уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания детей младшего дошкольного возраста………………….......................................................................................43

3.1. Организация эмпирического исследования.................................................43

3.2. Краткая характеристика группы испытуемых………………………………………………………………...…….44

3.3. Анализ результатов исследования…………………………………………45

Заключение………………………………………………..…………….………..47

Список использованной литературы……………………………….…….…….50

Приложение………………………………………………………………………52

Введение

Актуальность исследования. В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом.

Превращение элементарных психологических функций в высшие является основным событием в процессе психического развития человека. Отличительной характеристикой высших, культурных психологических функций является произвольность. Применение психологических средств позволяет ребенку овладеть своим поведением и психикой. Воля, включаясь с помощью средств в течение элементарных функций, перестраивает их, делает подвластными ребенку, сознательно управляемыми им. «Осознанная функция, – указывал Л.С. Выготский, – приобретает и иные возможные действия. Осознать – значит в известной мере овладеть... Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству» [2, с. 225].

В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: «Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние» [11, с. 101]

Как пишет в своем исследовании Е.П. Ильин, сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то как свобода, то как выражение желания человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой в обыденном понимании воли нашел отражение и в научном ее понимании двумя противоборствующими направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека [11, с. 246].

Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

Многочисленные исследования доказывают, что психические особенности детей дошкольного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности от содержания и методов воспитательно-образовательной работы.

Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды. В педагогической психологии, психологии личности, возрастной и дифференциальной психологии общим проблемам воли и волевой регуляции дошкольников посвящены работы Божович Л.И., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Коломинского Я.Л., Иванникова В.А., Ильина Е.П., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е.О.

 Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Как увлеченно действует малыш с большим стулом: тащит его, переворачивает, подползает, пытается сесть. Важно предоставить малышу возможность таким путём удовлетворять свои желания. Когда ребёнок требует: «Я сам!», он стремиться тем самым ограничить опеку взрослого.

         Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отстаивать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.

Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Организация в МБДОУ образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (с 2 до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т.д. Другими словами, задача младшего дошкольного возраста – сформировать навыки самообслуживания, которые это очень важны для полноценного развития ребёнка.

Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

Данной проблемой занимались: П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Н.К. Крупская, Г.И.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т.Шацкий, Д.Б. Эльконин.

 Объект исследования: личность ребенка дошкольного возраста.

 Предмет исследования: влияние волевого усилия на навыки самообслуживания младшего дошкольника

  Целью нашего исследования стало изучение психолого-педагогических условий организации работы по установлению влияния уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

 В соответствии с целью, предметов и объектов исследования были определены следующие задачи:

1.На основе анализа научной литературы раскрыть специфику понятий: «воля», «волевое усилие», «самообслуживание»;

2. Определить влияние уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания младших дошкольников

3. Разработать психолого- педагогические рекомендации для воспитателей и родителей младших дошкольников по работе самообслуживания.

 Гипотеза исследования мы предполагаем, что уровень сформированности волевого усилия находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания. То есть, чем выше будет развиты волевые качества, тем выше будет сформирован навык самообслуживания.

 Практическая значимость: данная работа может представлять интерес для психологов дошкольного учреждений и студентов педагогических вузов.

 Исследование проходило в один этап с января 2017г. по март 2017г. В этот период осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, определялась база и психодиагностические процедуры для поведения исследовательской работы, интерпретировались результаты исследования.

  Базой исследования выступал МБДОУ «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск Долинского района Сахалинской области. В качестве испытуемых – воспитанники первой младшей группы («Гномики», 7 мальчиков, 11 девочек).

  В ходе работы нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы:

  1. Теоретические: теоретический анализ и анализ учебно - методической литературы по проблеме влияния уровня развития волевого усилия на навыки самообслуживания.
  2. Эмпирические: исследование, наблюдение, экспертная оценка для исследования навыков самообслуживания дошкольников, беседа. Методика Р.М.Геворгяна. Методы математической статистики: Rs – Спирмена.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы параметры работы, обозначена практическая значимость, описаны этапы исследования и структура курсовой литературы.

В главе 1 «Теоретический аспекты формирования волевого усилия в дошкольном возрасте» предполагалось обнаружение проблемы, подбор диагностического материала по волевому усилию.

В главе 2 «Психолого-педагогические основы навыков самообслуживания детей дошкольного возраста» предполагалось обнаружение проблемы, подбор диагностического материала по самообслуживанию.

В главе 3 «Эмпирическое исследование взаимосвязи развития волевого усилия на навыки самообслуживания младших дошкольников» дана характеристика группы испытуемых, представлены результаты психодиагностического исследования, определена степень поддержания гипотезы.

В заключении определялась степень подтверждения гипотезы, оценка результатов, описание работы, а также выводы и рекомендации.

 Список использованной литературы содержит 29 источников, в приложении представлено … таблиц.

Курсовая работа расположена на страницах печатного текста.

Глава II. . Теоретические аспекты формирования волевого усилия в дошкольном возрасте

  1. Понятия воли и волевого усилия дошкольников

            Начало разработки проблемы воли в советской психологии связано с именем К. Н. Корнилова, который в 30-е годы сформулировал основные положения теории воли и развития волевой активности в детские годы. Воля - это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

         Воля на современном этапе развития науки представляет собой явление, которое связано фактически со всеми основными психологическими понятиями, такими как мышление, эмоции, характер, темперамент, способности, мотивация и др.

        На наш взгляд наиболее полным выглядит определение воли, данное П. А. Рудиком. Он связывает волю со способностью совершать «преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением» [13, с. 205].

          С. Л. Рубинштейн особо выделял такое качество как инициативность. Оно, по его мнению, отличает людей деятельных, от которых исходят разнообразные начинания и новые импульсы для других. К инициативности также относят стремление проявить инициативу в непривычной обстановке, активное участие в делах коллектива [14, с.11].

        А.И. Высотский к волевым свойствам отнес также: дисциплинированность, самостоятельность, выдержку, решительность, настойчивость, организованность.

         Из существующих классификаций можно отметить подход В. К. Калина, который рассматривает качества по их включенности в регуляцию деятельности, где основными процессами являются повышение, снижение и поддержание необходимого уровня активности. Соответственно по степени -участия в этих процессах выделяются базальные волевые качества:

-энергичность: способность поднять уровень активности до необходимого;

-терпеливость: сохранение определенного уровня активности;

-выдержка: способность сдерживаться;

-смелость - сохранение устойчивости для сохранения эффективной деятельности. Другие же качества являются системными, сложными по своему происхождению и функционированию. Таким образом, различные исследователи предлагают структурирование волевых качеств в зависимости от их включенности в определенную деятельность. В структуру входят ведущие, ближайшие и поддерживающие волевые свойства [6, с.13].

           Воля - это способность человека прилагать усилия для преодоления препятствий на пути к достижению цели.

Препятствия, трудности могут быть двух видов: внешние (не зависящие от человека: внешние помехи, природные явления, общественные катаклизмы и др.) и внутренние (зависящие от человека: самочувствие, личностные качества, настроения и т.д.).

              Показателем воли является величина препятствия, которое способен преодолеть человек. Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций в реальном мире, а также в сложном противоречивом внутреннем мире. Общим синтезирующим свойством воли считается ее сила. В большей степени в ней проявляется общая способность человека к волевым действиям. На житейском уровне часто применяется выражение «слабовольный» или «волевой человек» [4, с.73].

         Деятельность требует от человека приложения усилий. Но эти усилия могут быть различными. Если человек смотрит кинофильм, то даже порой не замечает, что вслушивается, запоминает, так как это ему интересно и совсем не трудно. Но в жизни существует множество препятствий, трудностей, которые приходиться преодолевать личности, прикладывать усилия. Именно такого рода усилия называются волевыми.

Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизирующая внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создающие дополнительный мотив к действию.

 Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием [6, с. 246].

         Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Г.Г. Кравцов подчеркивает, что при таком понимании нет качественного различия или разнонаправленности воли и произвольности, нет никакого барьера между ними. Произвольность оказывается своеобразным обнаружением той самой психологической реальности, которая в явном и полном виде выступает в волевом действии [6, с. 209].

        Как в волевом, так и в произвольном действии присутствуют отличительные характеристики волевого акта – осмысленность и инициативность. Смысловой аспект у произвольного и волевого действия различается. Волевое действие всегда имеет личностный смысл, тогда как смысл произвольных действий может быть самым различным по глубине и обобщенности, но все-таки он чем-то ограничен. Например, у детей дошкольного возраста произвольные действия чаще всего имеют ситуативно обусловленный смысловой контекст.

Волевые действия – это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям относятся все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия (концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах).

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, которые подразделяют на простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов [2, с. 57].

Воля - это не только умение пожелать и добиться чего-либо, но и умение отказаться от чего-то. В соответствии с этим выделяют две функции воли:

1. побудительная - обеспечивает активность человека; это воля как стимул, как дополнительный мотив.

2. тормозная - проявляется в сдержанности от нежелательной активности.

Волевое действие может быть простым и сложным. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели, ему ясно, чего и какими путями он будет добиваться, то есть побуждение к действию и само действие происходит почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

- осознание цели и умение достичь ее;

- осознание ряда возможностей достижения цели;

- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

- борьба мотивов и выбор;

- принятие одной из возможностей за правильное решение;

- осуществление принятого решения;

- преодоление внешних препятствий, внутренних препятствий, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Волевое действие может рассматриваться как деятельность, в которой выделяются следующие этапы:

Подготовительный (аналитический): планирование - постановка цели, осознание мотива, выработка плана действия.
Исполнительный: преодоление внешних и внутренних препятствий, использование различных способов достижения цели, направленность волевого усилия, проявление волевого качества; наличие или отсутствие борьбы мотивов по ходу исполнения намеченного ранее дела.

Оценочный этап (контрольный): самооценка волевого действия (личная позиция); общественная значимость совершенного поступка.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно) [8, с. 270].

         Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека [6, с. 352].

         Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Воля человека характеризуется определенными качествами. Волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой [2, с. 232].

         Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. Каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других – расходиться. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли [2, с. 234].

           Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие. Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях [14, с. 131].

          Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность – это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др.

Психологи отмечают, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой [14, с. 146].

     Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля с точки зрения не только общей, но и возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. “Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела”. Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций “трудного мира” и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Общие рекомендации по формированию воли ребенка

Как видно из всех вышеприведенных фактов, воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

1)    не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2)    активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3)    даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

Крайне негативно на развитии воли сказывается невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения. Особенно данная проблема обостряется в школьном возрасте. Родители не должны ничего решать за ребенка не только, они лишь могут подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непреклонного осуществления принятых решений.  Итак, воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых ребенок без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.

Таким образом, изучение научной литературы, посвященной проблеме волевых качеств, свидетельствует о том, что эти качества рассматриваются разными авторами в разных контекстах и в разных терминах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определению сущности этих понятий и к их исследованию. Первый из них рассматривает произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемы мотивации.

1.2. Возрастные особенности формирования волевых качеств у дошкольников

Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта, что после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно.

До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ею пользуются) Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте.

В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94 % детей.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком. Однако побуждение и торможение действий в этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на третьем году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени (3-4 года) ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками) им еще трудно [12, с.434].

1.3. Краткие выводы по первой главе

             Изучение научной литературы, посвященной проблеме волевых качеств, свидетельствует о том, что эти качества рассматриваются разными авторами в разных контекстах и в разных терминах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определению сущности этих понятий и к их исследованию.

         Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия, такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявления для выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективное формирование у дошкольников целеустремленного поведения. Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

Волевые качества могут прорасти только «изнутри», а почвой для этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со взрослыми.

Глава I. Психолого-педагогические основы навыков самообслуживания детей дошкольного возраста

  1. Понятие самообслуживания, методы, приёмы, формы самообслуживания

Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.

Самообслуживания осуществляется различными методами, приёмами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему – либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а также от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности [9, с.45].

Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер.  Это значит, что деятельность направленна на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребёнок познаёт такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Методы формирования навыков самообслуживания у детей ранней возраста можно разделить на две группы практический метод и игровой [17, с.67].

К практическому методу относятся.

  1. Показ действия.
  2. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  3. Метод приучения (систематические упражнения).
  4. Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  5. Метод игр (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.) [7, с.123].

Игровой метод заключается в таких принципах как:

  1. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
  2. Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).
  3. Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?») [3, с.77].

 Таблица 1.

Методы формирования навыков самообслуживания

№ п\п

Цель

Методы

I группа методов

Практические

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Игровые

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа и объяснения, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения):

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.  

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература: чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние уровня развития навыков самообслуживания и самостоятельности оказывается вся система воспитательно – образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют знания, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых [15, с.96].

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

  1. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связанно, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человека появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно – гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с    деятельностью, в значительной мере, направленной на удовольствие повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связанно с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания.

Навыки опрятности:

1.При небольшой помощи взрослого пользоваться:

- носовым платком;

-полотенцем;

- горшком;

- расчёской;

-салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

  1. Жевать с закрытым ртом.
  2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести корту).
  3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
  4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеб.

Навыки одевания и раздевания:

1.Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2.Застёгивание пуговиц, завязывание поясов, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в МБДОУ осуществляется в двух формах:

- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

-группой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Трудовое воспитание в семье начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребёнок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от родителей знания малышей и большого терпения.  Известно, что ребёнок трёх лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Дети, которые приходят из яслей в группу постарше, сами надевают колготки, рубашку, рейтузы. Однако все они не знают, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, приходящих из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.  Из этого следует, что родители через мерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, утрачено. У малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: учить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Взрослому необходимо продумать все мелочи, знать ребёнка и его особенности. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

Одновременно с созданием необходимых условий нужно обучать детей правилам поведения: за столом во время приёма пищи, в ванной комнате – при выполнении гигиенических процедур, в прихожей – при одевании и раздевании. Учить производить все действия правильно и в определённой последовательности.

Обычно, семьдесят процентов родителей не придают серьёзного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются всё сделать за них сами. Другие, понимания значение воспитания самостоятельности в развитии ребёнка, всё же проявляют нетерпение и делают за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Это происходит потому, что утром родители спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает и тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию [3, с.143].

При формировании любого навыка надо обучать детей определённым действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение нужно придавать многократным упражнениям ребёнка в выполнении этих действий.

Основная деятельность маленьких детей – игра. Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно не так просто. Необходимо учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность. Обучая детей навыкам самообслуживания, не надо забывать о таком эффективном приёме, как поощрение. Поощрения вызывают у ребёнка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что – то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Однако следует помнить, что похвала – дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера.

Формируя навыки самообслуживания, нужно воспитывать и бережное отношение к вещам. Нужно учить самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как правильно есть, как держать ложку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослый. Использовать игровые приёмы. Так же нужно обучать детей пользоваться вилкой.

Родители постоянно должны уделять внимание воспитанию культурных привычек. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым учат их родители. Но у каждого ребёнка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Первый – третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности у ребёнка. Промедление в ее формировании приводит к проявлению у детей капризов, упрямства или лени: ребёнок надеется, что всё для него должны делать взрослые, родители. Самостоятельность проявляются во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: совершенствуются навыки самообслуживания. Играя, ребёнок самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из собственной жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на заданные вопросы и таким образом передавать несложное содержание, а также самому реализовать в рисунках, постройках задуманного). Ребёнок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или расставлять их по местам, поливать домашние цветы, кормить рыбок и птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться.

У ребёнка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи совместных действий, наблюдения за чем – то интересны.

Для современного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребёнку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их, где попало, охотно выполнять мелкие поручения взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спать.

Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребёнок мог использовать накопленные знания и опыт. Воспитывая самостоятельность в своём ребёнке, родители должны не просто говорить приказным тоном, что следует делать, а непременно объяснять ребёнку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например, при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребёнка делать то, что у того не получается. В процессе показа того, что ребёнок может и должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основе действия, помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребёнок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе.

По мере накопления ребёнком конкретных сведений родители должны показывать меньше, а больше предоставлять детям возможность действовать по словесному указанию. Чтобы движения ребёнка были точными и чётко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям. Например, когда ребёнок учится находить порядок в том углу, в котором играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки, кубики и кукол нужно положить в ящик, а книжки и карандаши и в шкаф». В дальнейшем достаточно лишь напоминать ребёнку: «Помнить, что нужно делать с игрушками после того, как закончить игру?»

Надо сказать, в трёхлетнем возрасте дети гораздо охотнее делают всё сами, в отличие от двухлетнего возраста, когда они стараются прислушиваться к тому, что говорят и делают взрослые. Родители должны учитывать особенности ребёнка, используя эту наклонность. Например, видя, как мама одевается, ребёнок может повторять за ней её движения. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются, собираются гулять с малышом, нужно сделать так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются, в какой последовательности надевают ту или иную вещь. При этом желательно произносить что-нибудь вроде: «Видишь, Оленька, как мама надевает кофту: сначала просовывает руки в рукава, потом застёгивает на пуговицы и т.п.», «Давай попробуем одеться вместе». Таким образом, у ребёнка развивается не только зрительная память, но и способность к самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию. Если одеваться совершенно самостоятельно в три года ребёнку ещё трудно и родители ему в этом помогают, то научить его обуваться в это время не только можно, но и необходимо.

Многие родители сталкиваются с такой распространённой проблемой, как спадание ботинок с маленькой детской ножки (поскольку движения ребёнка во время ходьбы ещё недостаточно уверенные и правильные). Естественно, что взрослым надоедает постоянно нагибаться и обувать ребёнка в подобных случаях.

Можно избежать этой проблемы, если научить ребёнка обувать ботинки самому всякий раз, когда это необходимо. Достаточно каждый раз указывать ребёнку на то, что с него спал ботиночек, спрашивая при этом: «А где наш ботинок? Ну-ка, поищи его… Нашёл? Неси сюда. А теперь давай наденем его». И так каждый раз до тех пор, пока ребёнок не станет делать это сам, без ваших указаний.

Научив ребёнка надевать и снимать с себя простейшую одежду, следует приучать его к одной из самых основных функций самообслуживания – самостоятельному хождению в туалет (на горшок). Если в два года ребёнок только научился сидеть на горшке и делает это, когда его посадят, то в три года он должен научиться ходить в туалет тогда, когда ему захочется, причём делать это в основном без помощи и сопровождения родителей. Приучая ребёнка к горшку до трёх лет, родители обычно сажают его на горшок тогда, когда подошло время или, когда ребёнок сам попросился. После того как малыш сделал то, что требовалось, родители сопровождают его действия похвалой. Это производит на ребёнка положительное впечатление, малыш всякий раз гордится своим достижением, понимает, что он делает то, что нужно делать.

Если занятые родители изо дня в день сажают ребёнка на горшок тогда, когда, по их мнению, подошло время, не побуждая в малыше никакой инициативы к самостоятельным действиям, то ребёнок вряд ли скоро начнёт ходить в туалет сам. Некоторые дети сами чувствуют, что хотят в туалет, поэтому молча садятся на горшок (правда, иногда забывают снять штанишки). Для того чтобы ускорить этот процесс и приучить ребёнка пользоваться горшком, важно первым делом научить его понимать то, о чём с ним говорят. Важно не только хвалить малыша за понятливость (за то, что он своевременно просится на горшок), но и всё время говорить о том, чтобы он делал это каждый раз, как захочет. Следует также просить ребёнка о том, чтобы он сам снимал штанишки, когда садится на горшок. Ласковый и уверенный тон родителей позволяет достигнуть взаимопонимания с маленьким ребёнком и помогает его приучить к самостоятельности. В некоторых случаях ребёнка рекомендуется «подкупать», предлагая ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он сделает то, чем его просят. Многим же детям достаточно наблюдать, как другие малыши пользуются горшком, чтобы начать делать это самим.

Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребёнка к самообслуживанию.

1.Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотипом отношений. (Родителям проще всё делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания).

2. Низкая мотивация ребёнка.

3. Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребёнка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребёнок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребёнка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берёт, предпочитает, чтобы его по – прежнему кормила мама).

4. Предъявление в семье к ребёнку разных требований по вопросу обучения навыкам.

5. Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.)

6. У ребёнка нет нарушений в двигательной сфере, но есть трудности, связанные с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия (частичное игнорирование полей зрения, не сформирована полностью схема тела, верхняя половина тела «изолирована» от нижней, не сформированы перекрестные движения).

Например, ребёнок не использует руки при надевании ботинок, не продевает ноги в брюки [1, с.99].

Педагогика предлагает родителям уровни помощи взрослого при обучении навыков самообслуживания:

1 уровень: совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребёнком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

2 уровень: частичная помощь действием (последнее действие ребёнок осуществляет сам);

3 уровень: взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребёнок самостоятельно при контроле взрослого;

4 уровень: ребёнок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;

5 уровень: ребёнок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);

6 уровень: ребёнок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Существует ряд условий успешного развития и формирования навыков самообслуживания, а именно правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

- для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться – шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья – банкетки или стулья, наличие необходимой одежды, иллюстрированный план одевания;

- для формирования умения самостоятельно принимать пищу – большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручке; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребёнок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;

- для формирования умения пользования туалетом – ручки, прикреплённые к боковой стене, помогающее ребёнку вставать и садиться; подставка под ноги, необходима для опоры; набор разных сидений для унитаза;

- для формирования умения умываться и ухаживать за собой – набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребёнка.

1.3.  Организация самообслуживания в дошкольном образовательном учреждении

      Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размерный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста. В условиях МБДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

Практические методы обучения –это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характера. Это значит, что деятельность направленна на реальное преобразование вещей, в ходьбе которого ребёнок познаёт такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Ведущими практическими методами обучения являются приучение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективного на ранних стадиях развития. Методика организации приучения:

-объяснение, для чего нужно это делать;

- показ, как выполняется действие (убрать за собой игрушки);

- закрепление правильных действий по непосредственным наблюдениям взрослых.

Умножение – многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует исполнения предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая взрослому (подражательные упражнения). К таковым относятся упражнения на развитие артикулярного аппарата, на закрепление культурного- гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются конструктивными, ребёнок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются при обучении детей раннего возраста в обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и тому подобное. Экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно – действенное мышление. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. (Ребёнку демонстрируют носовой платок и задают вопросы: «Вот платок. Что им делаю? Можно ли вытирать платком руки? Почему можно? Почему нельзя? Можно ли вытирать платком туфельки? Почему можно? Почему нельзя?).

Моделирование – наглядно – практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребёнка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. (Ребёнок играет с куклой: Девочка будто бы наливает из ведра в чашку и говорит: «Не трогать кисель». Приносит куклу, сажает её и говорит: «Ты сиди, дам кисель», снова переливает из сосуда и говорит: «Кушай!»).

Игровые методы и приёмы. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоению знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Игровые методы и приёмы достаточно разнообразны. Наиболее распространённым является дидактическая игра. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать или в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развёрнутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение взрослым различных игровых действий. К игровым приёмам относится введение элементов соревнования (соревнуются ребёнок и взрослый – один из родителей, кто быстрее и аккуратнее оденет свою куклу на прогулку, а потом, после одевания куклы, соревнуются уже сам взрослый и ребёнок).

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семьи [4, с.73].

Метод примера. Характерные черты:

Способ предъявления образца как готовой программы поведения, деятельности и общения;

Способ самопознания. Виды:

Личный пример (родители, взрослые);

Словесный, обобщённый.

Этапы реализации метода:

  1. целенаправленный выбор образца и его проявления;
  2. восприятие (зрительное или вербальное) образца, осознание его достоинств;
  3. выделение нравственных качеств и сопоставление их с личными качествами воспитанников;
  4. включение примера или его компонентов в программу самовоспитания;
  5. анализ и самоанализ.

Условия эффективности использования:

  1. привлекательность образа;
  2. реалистичность его оценки;
  3. не навязанность примера;
  4. недопустимость «любого» противопоставления образа (примера) уровню воспитанности детей;
  5. сочетание с другими методами воспитания.

  1. Краткая характеристика по второй главе

Самообслуживание – это обслуживание самого себя, без помощи обслуживающего персонала, то есть родителей. Это процесс длительный, трудоёмкий для родителей, педагогов.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребёнка и учитывать особенности развития от 1 года до   3-х лет.

Задача родителей – создать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребёнок мог использовать накопленные знания и опыт.

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связанны с формированием навыков самообслуживанием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимости. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природы ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.

Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Список литературы:

1. Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2011, 342 с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.

3. Выготский Л.С. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2011. 435 с.

4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: ВЛАДОС, 2011. 354 с.

5. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

6. Калина В.К. На путях построения теории воли. //Психологический журнал/ Ред. А.В. БрушлинскийВ.С. Шустиков, Л.И. Анцыферова. – Том 10 №2 март-апрель 1989. С .46-56.

7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2011. 330 с.

8. Коломенский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.,2004. – С. 270-280.

9. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. М.:ВЛАДОС, 2011.143 с.

10. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. – Т. 3. – С. 352-357.

11. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СП.,1999. 679 с.

13. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. – М., 1973. 26 с.

14. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный http://search-man.org/homesmиздательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.

15.  Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания. М.: Просвещение, 2013. 280 с.

16. Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. – 2009. – № 9. – С. 34-43. Чумаков, М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 169-178.

17.  Шаграева О.А. Детская психология. М.: Прометей, 2012. -243 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...