Игры - энергизаторы
материал

Дерюга Наталия Вячеславовна
Игры - энергизаторы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-energizatory.doc115.67 КБ

Предварительный просмотр:

игры энергизаторы

 

ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг.

Инструкция: "Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день".

КОМПЛИМЕНТЫ

l.Bce играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.

2.Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.

Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-нибудь, ставший традиционным, предмет, например сердечко, сшитое из ткани и др.

ГОРЯЧИЙ СТУЛ

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты ...» или «Ты лучше всех...» и т.д.

МИР БЕЗ ТЕБЯ

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок ему и будут предназначаться слова -комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ЗА ТО...

Эта игра позволяет ребенку осмыслить свои положительные и отрицательные качества, поступки. Суть игры заключается в том, что ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен; поступки, за которые его поощряют и от которых он испытывает удовлетворение.

В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.

Авторы-составители:

Ерохина М.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного педагогического университета ;

Середа Е.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной работы Псковского государственного педагогического университета .

Игры-знакомства

Игра 1 "Снежный ком"

Первый по кругу (а это учитель) называет свое имя так и с такой интонацией, как он хотел бы, чтобы к нему обращались остальные участники. Второй повторяет имя первого и называет себя, третий повторяет всех предыдущих и добавляет свое имя и так далее. Учитель заканчивает игру, повторяя имена всех участников. При этом можно добавить, что, называя друг друга по имени, мы делаем приятное друг другу. Дейл Карнеги утверждает, что "для человека нет ничего более приятного, чем звук его собственного имени".

Игра  2 "Имя в жестах"

Участники встают в круг. Каждый должен произнести свое имя, сопроводив каждый слог каким-то жестом (танцевальным, приветственным, физкультурным и т.п.). Все вместе повторяют за каждым его имя и жесты.

 Игра 3 «Имя и качество»

Участники по очереди называют не только свое имя, но добавляют  какое-либо качество, характеризующее их личность в целом или настроение в данный момент. Качество должно начинаться на первую букву имени. Например: «Я -  Таня, я – творческая (или трудолюбивая, или тихая, или терпеливая)». Участники могут проявить себя с творческой стороны, отнестись к заданию с юмором и давать более сложное определение качеству, например: «Я – Таня, я  - трудно просыпающаяся по утрам (или тревожно-мнительная)».

Игра 4. «Имена в воздухе»

Участники по очереди  пишут свое имя в воздухе рукой. Все повторяют написание имени, но другой рукой Можно попросить написать имя двумя руками одновременно.

Игра 5 «Визитка»

Каждый участник на листке бумаги пишет свое имя и «расшифровывает» его по буквам, например:

С ерьезный

А ктивный

Ш аловливый

А ртистичный

Игра 5 (вариант).

Каждый ученик на бумаге изображает свой «индивидуальный портрет», который может включать следующие компоненты:

  • Имя и его «расшифровка» по буквам;
  • «Моя внешность»;
  • «Я люблю…»;
  • «Мои способности»;
  • «Мои желания».

Игры, позволяющие приобрести опыт гуманного поведения

Игра 1 «Добрый ручеек»

Ребята встают в две шеренги лицом друг к другу, как для игры в «ручеек», только им не надо браться за руки. Один участник проходит между этими рядами с одного конца до другого. Каждый из шеренги «ручейка» должен сказать этому участнику что-нибудь хорошее или невербально продемонстрировать ему свое хорошее расположение, симпатию, одобрение.

Игра 2 «Комплименты»

Участники по очереди говорят комплименты своему соседу слева. В ответ на комплимент каждый должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь сказать что-нибудь приятное своему соседу. Можно при этом передавать друг другу какой-нибудь предмет – цветок, сшитое из ткани сердечко.

Игра 3 "Роза и чертополох"

Учитель  берет в руки какой-либо цветок ("Это будет роза") и какой-либо колючий предмет - веник, колючку или  кактус ("Это будет чертополох). Участники передают эти предметы по кругу, сопровождая это такими словами: "Я дарю тебе розу, потому что ты ...(следует комплимент), и я дарю тебе чертополох, чтобы ты никогда ...(следует предостережение от чего-либо дурного, нехорошего)".

Игра 4 «Подарите подарок»

Каждый своему соседу слева дарит воображаемый подарок. Он изображает этот предмет мимикой, пантомимой, жестами. Получивший подарок должен отгадать, что он получил и поблагодарить. Далее он придумывает и «передает» свой подарок следующему участнику.

Игра 5 «Похвалите знакомых» ("С лучшей стороны") 

Участники пишут на отдельных листочках черным цветом свои жалобы на поведение, чувства значимых для них людей. Например, «недоволен тем, что …», «мне не нравится, что …» и тому подобное. Когда перечень недовольств исчерпан, надо взять любой листок и постараться «превратить» жалобу в похвалу или хотя бы найти своему знакомому оправдание. Записать новую формулировку красным цветом на другой стороне листочка. Например, если было: «Я недовольна тем, что учитель ставит мне двойки» («Мне не нравится, что Оля редко заходит в гости»), то на обороте появилось: «Хорошо, что учитель требовательный, я вынужден больше заниматься» («Как хорошо, Оля живет столь полной и интересной жизнью, что не находит времени даже зайти ко мне».)

Когда каждая карточка стала двойной, надо наклеить на лист бумаги все маленькие листочки красным цветом верх. Теперь можно перечитать их и порадоваться достоинствам своих близких. Доброжелательность позволяет любую ситуацию увидеть в лучшем свете!

Игра 6 «Надписи на спине»

Участникам на спине прикрепляют листок чистой бумаги. Ребята встают друг за другом с карандашами в руках. Каждый пишет на спине своего товарища те качества, которые в нем ценит. Первый ученик цепочки переходит в конец и таким образом по кругу ребята добавляют положительные качества на листок каждого. Как вариант участники могут передвигаться  в произвольном порядке.

Кооперативные игры.

Кооперативные игры или «игры на сотрудничество»

Игра 1 «Игра по пальцам»

Это упражнение рекомендуется для «настройки» на групповую деятельность и сотрудничество внутри малой группы. Назначенный учителем или выбранный группой лидер считает: «Раз, два, три!», и на последний счет все «выбрасывают» пальцы – показывают какое-то их количество. Сначала у всех наблюдается разнобой, но на следующих этапах игры члены группы стараются предугадать действия партнеров и показать такое же число. Каким-то образом сигнализировать о своих намерениях (шептать, кивать) запрещено. Разминка прекращается, когда достигнуто общее согласие, азарт спал.

Это упражнение играет и диагностирующую роль. Можно обсудить с участниками, каким образом в группе был достигнут консенсус. Часто группа начинает подстраиваться под действия выбранного ими лидера, тем самым сразу признают за ним право на руководство.  

Игра 2 «Цепочки»

Группы от 5 до 10 человек образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.

Можно построить игру с элементом соревнования: две группы образуют цепочки – кто быстрее и сплоченнее действует?

Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

Игра 3 «Передай другому»

По кругу ребята молча передают воображаемый предмет. Затем объясняют: что получил? Что передал другому?

Игра 4 «Маятник» («Свечка», «Былинка на ветру»)

Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза. Остальные стоят вокруг плотным кольцом, подставив руки, чтобы быть готовыми поддержать  стоящего в центре. Участник, стоящий в центре, должен постараться максимально расслабиться и начать падать назад, не отрывая ног. Остальные не дают ему упасть, поддерживают и бережно отстраняют на противоположную сторону. Если выполняющий упражнение сможет довериться группе, он будет медленно раскачиваться, как былинка на ветру.

Игра 5 «Путаница»

Участники стоят в круге, с закрытыми глазами вытягивают вперед руки. Каждый должен взяться за руки с кем-то из других участников. Когда открывают глаза, видят, что запутались. Задание: молча распутаться, общаясь с помощью мимики и прикосновений.

Игра 6 «Музыкальные стулья» («Лягушки на болоте»)

Количество стульев («кочек») на один меньше, чем игроков («лягушек»). Звучит музыка, все двигаются вокруг стульев. Выключается музыка, и вся группа должна удержаться на меньшем количестве стульев. Каждый раз, когда вновь включается музыка, убирается еще один стул. Вся группа отвечает за то, чтобы для каждого нашлось место, пусть даже на коленях, на плечах других участников.

Упражнения для развития и коррекции этических представлений детей

Игра 1 «Отгадай качество»

Учитель раздает детям качества, написанные на листочках (доброта, ответственность, честность, трудолюбие, верность, чувство собственного достоинства, аккуратность, вежливость  и т.п.). Участники не показывают свой листочек другим. Надо, не называя свое качество, рассказать о том, что изменится в жизни людей, если каждый будет иметь это качество. По рассказам друг друга дети угадывают, о каких качествах идет речь.

Игра 2 «Узнай качество»

Участники должны продемонстрировать какое-то качество характера невербально - с помощью жестов, мимики, походки, или пантомимой-инсценировкой. Остальные отгадывают «зашифрованное качество». Можно играть индивидуально, парами или группами.

Игра 3 "Превращения"

Положительным качествам характера надо дать отрицательное наполнение, чтобы они стали достойны осуждения, а не похвалы. А отрицательные качества превратить не в столь обидные, наполнив их положительным смыслом. (Настойчивость - упрямство, прямота – наглость, бережливость - скупость, высокомерие - чувство собственного достоинства).

Можно играть командами: «пессимисты» предлагают отрицательный вариант черты характера, а «оптимисты» - положительный.

Данная игра помогает осознать сложность, неоднозначность характера человека и то, как много зависит от чувства меры.

Игра 4 "Круг общения"

В игре происходит осмысление и развитие нравственных представлений. Участники отвечают на вопросы по кругу, добавляя по одному примеру, например:

  1. "Что может быть добрым?» (взгляд, сердце, человек, улыбка и т.п.)
  2. «Назовите глаголы, связанные со словом "доброта" (подарить, помочь, приласкать, обрадовать, приободрить и т.п.).
  3. «Назовите профессии, в которых нужна доброта».

Подобным образом можно актуализировать представления и о других нравственных качествах.

Например, уважение.

1) Что может быть достойно уважения? (мнение, труд, поступок, старость и т.д.)

2) Кто достоин уважения?

3) Закончить предложение: "Я уважаю себя за то, что ..." или "Я хочу, чтобы меня уважали за ...."

4) Что надо сделать, чтобы меня уважали? ( на доске можно написать глаголы, которые помогут ученикам сформулировать ответ: научиться..., стать ..., достичь..., развить ..., изменить ...)

Игры для тренировки произвольного внимания, собранности.

Игра 1 «Руки – ноги»

Учитель дает краткую инструкцию: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам команду вашим рукам – они должны поработать (подняться или опуститься), а когда я хлопну два раза – это приказ ногам (встать или сесть)». После этого учитель начинает руководить действиями детей хлопками, чередуя их последовательность и меняя темп.

Сложность игры обнаруживается по ее ходу, когда ученики, например, подняв руки после одного хлопка и услышав следующую команду в два хлопка, - садятся, при этом машинально опуская руки, хотя команды для рук не было (была команда поднять руки, но не было команды опустить руки). Какого бы возраста не были ученики, вначале обязательно кто-нибудь сделает ошибку. Тогда вместе с веселым настроением и азартом приходит понимание необходимости полной концентрации внимания и собранности.

Игра 2 «Пишущая машинка»

Учитель «распределяет» буквы по алфавиту между учениками. Каждый ученик получает «свою» букву, а если детей меньше тридцати трех, некоторые ученики могут получить по две буквы. Затем учитель называет слово. Дети должны в быстром, четком ритме «отпечатать» это слово на машинке: владельцы подходящих букв друг за другом делают хлопок в ладоши. Можно предложить «отпечатать» новые понятия или другие слова, связанные с изучаемым материалом. В этом случае тренинг станет одновременно и формой закрепления учебного материала.

Сложнее будет «напечатать» фразу – здесь надо будет договариваться о том, как обозначить пробел между словами (например, совместным вставанием).

Игра 3 «Волна»

В этой игре участникам надо ритмично вставать друг за другом, чтобы получилась имитация «волны».  Педагог  задает траекторию вставания – это может быть каждый ряд (по вариантам). Тогда «побегут» сразу три волны: вначале от первых парт к последним, затем от последних к первым. Участники встают и садятся молча, внимательно наблюдая за партнерами, чтобы получилось слаженное действие в одном темпе. Можно задавать любую траекторию: по диагонали класса, по горизонталям рядов парт – вначале по первым рядам, затем по вторым и т.д. Игра тренирует согласованность действий, терпение, внимание, собранность.

Игра 4 «Считалочка»

Все вместе вслух считают от одного до пятидесяти. Но вводятся правила: нельзя произносить число 5, например, и любое число, кратное пяти. Вместо 5 или любого числа, кратного 5, нужно молча хлопнуть в ладоши. Затем правила меняются: нельзя, например,  произносить 7 и число, кратное семи.

Это упражнение подходит для начала урока математики. Ученики активизируют свое внимание, мобилизуются, а также тренируются в счете.

Игра 5 «Садись, вставай!»

Участники рассчитываются по порядку. Таким образом у каждого участника – свое число. Учитель рассказывает историю, в тексте которой должно быть много цифр. Когда произносится очередное число, человек с эти номером встает.

Упражнение усиливает концентрацию внимания, собранность участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк энергизаторов

Упражнения для проведения тренинга...

Игры-энергизаторы

Игры-энергизаторы для снятия эмоционального напряжения и активизации внимания дошкольников будут интересны педагогам ДОУ, родителям...

Консультация для воспитателей «Игры-энергизаторы, как эффективное средство снятия напряжения и внимания у детей дошкольного возраста».

Энергизаторы— это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Эн...

КОНКУРС Игры – энергизаторы как средство формирования коммуникативных учебных действий у дошкольников.

Картотека игр для различных этапов деятельности с детьми. Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют...

Мастер-класс "Игры – энергизаторы как один из интерактивных методов обучения английскому языку в ДОУ"

Ни для кого не секрет, что современных детей уже не удивишь простыми педагогическими приемами при изучении английского языка. К тому же дошкольники — это особая категория детей, которые еще не м...

«Игры-энергизаторы как эффективное средство снятия напряжения и активизации внимания дошкольников»

Одним из методов укрепления соматического, физического и психоэмоционального здоровья воспитанников являются энергизаторы....

Игры-энергизаторы

Игры - энергизаторы - это упражнения, восстанавливающие энергию воспитанников. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности группы, восстанавливать интерес к занятию и конц...