Проект "Лук - наш зеленый друг" вторая младшая группа
проект (младшая группа)

Проект «Лук – наш зелёный друг» 2 младшая группа 

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Дата проведения: 9 марта по 30 марта 2022 года

Участники проекта: дети 2 младшей группы №8, воспитатели группы, родители воспитанников.
Воспитатели: Тимошина Е.И.

Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

Актуальность: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов от перьев лука. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; узнать о пользе лука. активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей и родителей.

Задачи:

  • Расширить знания детей о культурных растениях;
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  • Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
  • Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ;
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление);
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
  • Развивать инициативу, внимание и память;
  • Развивать познавательные и творческие способности;
  • Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Формы работы: познавательная, опытная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Участие родителей в реализации проекта. Работа с родителями:

  • Беседа с родителями«Лук – зеленый друг».
  • Изготовление папки-передвижки для родителей«Полезные свойства лука».
  • Посадка лука детьми и родителями дома.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания.
  • Будут учиться подмечать пользу зеленого лука.
  • Освоят, что для роста растения необходимы земля, тепло и свет.
  • У детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.
  • У детей обогатится словарный запас  за счёт слов (донце, шелуха, луковица).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Определение цели и задач проекта.
  • Сбор информационного материала.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы.
  • Информирование родителей о необходимости принести посаженный лук
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  • Оформление консультаций, папок-передвижек, буклетов для родителей по теме проекта.

Основной этап. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта по расширению знаний дошкольников о луке.

Заключительный этап.

Выставка детских работ. Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.Презентация на тему «Как мы лук сажали».

План реализации проекта.

Название и формат мероприятия

Дата

Участники

Задачи

Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг». Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».

1-я неделя

Воспитатели и родители

Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Изготовление папки-передвижки.

1-я неделя

Воспитатели и родители

Просвещение родителей по данной теме.

Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома и принести в детский сад

1-я неделя

Воспитатели, дети и родители

Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий

Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт?»

2-я неделя

Дети и воспитатель

Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде

Беседа «Полезные свойства лука»

2-я неделя

Дети и воспитатель

Получение знаний о полезности лука в жизни человека

Беседа «Что необходимо растению для роста?»

2-я неделя

Дети и воспитатель

Получение знаний об условиях, необходимых для роста растений

Беседа: «Посадка лука».

 

2-я неделя

Дети и воспитатель

Формирование у детей интереса к образованию огорода на окне.

Беседа «Лук — от семи недуг»

 

3-я неделя

Дети и воспитатель

Цель: формирование у детей представления о луке, как полезном и целебном овоще

Наблюдение за луком, как растут корни и зеленые перья. Полив лука каждый день, рыхление по мере необходимости вместе с воспитателем.

2-3 недели

Дети и воспитатель

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

Рассматривание наглядно-иллюстрационного материала: «Овощи», «Фрукты»,«Строение растения», «От семечки к ростку»

2-3 недели

Дети и воспитатель

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Чтение литературы: «Вершки и корешки», Л.Громова «Лук»; Е.Жуковская «Лук»; Т.Казырина «Лук»; И.Ревю «Три брата луковки», «Луковая семья», «Лук на грядке». О. Емельянова «Что растёт на огороде» «Пришла весна» Т. Казарина «А у нас в саду порядок» А. Барто «Что где растёт»

2-3 недели.

Дети и воспитатель

Углублять и расширять знания об овощных культурах, вызвать интерес к прослушиванию сказок

Разучивание пословиц, поговорок о луке, разгадывание загадок о луке

1-3 недели

Дети и воспитатель

 Способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса 

Труд в уголке природы. Наблюдение за луком, как растут корни и зеленые перья. Полив лука каждый день, рыхление по мере необходимости вместе с воспитателем.

2-3 недели

Дети и воспитатель

Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

Дидактические и словесные игры: «Что растёт в огороде?», «На что похожи овощи?». «Какого цвета овощи?», «Вершки-корешки», «Большой - маленький», «Узнай, о чем я говорю», «Что в корзиночек лежит»? «Где растет»?; «Что лишнее»?; «Сложи картинку».

1-3 недели

Дети и воспитатель

Сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас.

Сюжетно - ролевые игры: «Повар»; «Магазин».

1-3 недели

Дети и воспитатель

Формирование и развитие связной диалогической речи у детей

Пальчиковые игры: «В нашем огороде»,«Чищу овощи для щей», «Огород», «Овощи»

1-3 недели

Дети и воспитатель

Развитие мелкоймоторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Корзина с овощами», «В нашем огороде», «Чищу овощи для щей», «Огород», «Овощи», «Расти, расти, лучок»

1-3 недели

Дети и воспитатель

Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность,  зрительное и слуховое восприятие, память.

Аппликация «Лук – зеленый друг»


 

2-3 недели

Дети и воспитатель

Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его перышек.

Занятие по лепке «Лук для Мити»

2-3 недели

Дети и воспитатель

Формировать навыки работы с пластилином – учить скатывать шар, колбаску из пластилина между ладоней и расплющивать их пальцами.Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Рисование «Лучок – желтый бочок».

2-3 недели

Дети и воспитатель

Закреплять умение детей рисовать круг , закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые линии. Развивать моторику рук

Раскрашивание раскрасок: «Лук наш друг»

2-3 недели

Дети и воспитатель

Развивать моторику рук; чувство цвета.

Коллективная работа «Лук на огороде»

3-я неделя

Дети и воспитатель

формировать умения работать вместе, развивать творческие способности, фантазию, воображение

Выставка детских работ

 

3-я неделя

Родители, дети и воспитатель

Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Употребление в пищу выращенного лука.  

3-я неделя

Дети и воспитатель

Празднование удачного завершения работы.

Презентация проекта «Как мы вырастили лук» 

 

3-я неделя

Родители, дети и воспитатель

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности

 

Анализ результатов

В результате реализации проекта дети узнали, что луку, как и любому растению, для роста нужны: свет, тепло, воздух, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться: посадить луковицы, рыхлить землю, поливать растения. Лук помогает людям не болеть, в нём много витаминов. Дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. У них сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, укрепилось сотрудничество с воспитателями и родителями.

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Список литературы

  1. Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
  2. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
  3. Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
  4. Смирнов А. «Зачем луку луковица».
  5. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 1992
  6. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992
  7. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1990
  8. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» - М.: Просвещение, 1987
  9. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2014
  10. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2005

Приложение

Приложение 1 Беседа«Что такое огород и что на нём растёт» Программное содержание: Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки.

 - И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка)

– Лето целое старалась, одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок (капуста)

–Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице (морковь)

–Над землей трава, Под землей бордовая голова (свекла)

– Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры)

 –Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зеленым листом (редиска)

– Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный…(баклажан)

 - Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук)

– Свежий и солёный Он всегда зеленый (огурец)

- Маленький, горький, Лучку браток (чеснок)

- Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидоры)

- Только фея может этот овощ превратить в карету (тыква).

- Молодцы ребята! Вы отгадали овощи которые растут в огороде.

- Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь.

 (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”) Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей) А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей). А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром. На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры. Ребята, вы молодцы!

Приложение 2 Беседа «Лук — от семи недуг»

Цель: формирование у детей представления о луке, как полезном и целебном овоще.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к нам придет гость. Дед из сказки "Репка", сейчас он торопится к нам.(Далее используем куклу бибабо)

Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам поделится радостью - в этом году я отличный урожай собрал, но на этот раз не репку сажал, а другой овощ, тоже очень полезный. Пришлось много потрудится - сначала землю вскопал, семена посадил, потом поливал, рыхлил, пропалывал. Солнышко светило - мне помогало - светом освещало, тепло дарило. Вот урожай и удался на славу! Загадаю вам загадку, а вы подумайте, что в этом году я вырастил:

Шло на грядке вдоль забора войско храброе дозором.Держат пики сотни рук, подрастает горький(лук)

Правильно, какие смышленые детки. Давайте-ка покажем, как я лук выращивал

Физкульминутка:

Будем землю мы копать (дети имитируют копание)В землю луковички сажать (наклоны, пальцами дотрагиваемся до пола)

Будет урожай богатый (руки разводим в стороны)Рады будут все ребята (прыжки на месте)

Покажу я вам сейчас кое-что из моего урожая (Достает из сумки репчатый лук разных сортов) Что это у меня в руках? (ответы детей) Луковицы! И все они разные: и белые, и желтые, и фиолетовые! Много сортов лука существует. А это - зеленый лук (достаем перья лука, объясняем, как лук растет) Посмотрите это  тоже лук! (показываем перья лука-порея) (Попросить детей сравнить лук, описать его внешний вид)

А теперь угостить вас хочу (взять луковицу, разрезать, дать детям) Сначала понюхайте, какой ароматный лучок! (Дети нюхают лук) Вижу, слезки появились, теперь вам понятно, почему про лук говорят

Никого не огорчает, а всех плакать заставляет.Но этих слезок боятся не надо, ведь лук такую пользу приносит, в нем много витаминов, поэтому лук считают врачом- он и от простуды защищает, и силы дает!

Порожденье горьких мук,Это что? Конечно лук!От микробов защищает,Хоть и за язык щипает

Наш зеленый Айболит,Когда горлышко болит.

Дед: Да, про лук и стихи, и песни люди сочинили, ведь человечество с луком давно знакомо - во всем мире лук применяют и в медицине, и в пищу. А можете блюдо назвать, где лук применяют? (ответы)

Молодцы, ребятки! Пора мне в деревню идти, дел много. До свидания!

Приложение  3. Беседа «Полезные свойства лука».

На помощь пришёл «Чипполино» (игрушка) Он рассказал детям сказку про полезные свойства лука.

Сказка про лук "ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ"

«Мальчик Илюша был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой.  Вдруг к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:

— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.

— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.

— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!

— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.

— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.

— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.

— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.

— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.

— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый

Заканчивая рассказывать сказку,Чипполино добавил: «Лук содержит витаминС, который дети уже знают, и фитонциды, который убивает микробов, про микробов наши дети уже тоже знают. Свежий нарезанный лук  убивает болезнетворные бактерии. Так вот зачем нам нужен лук в тарелочках,что бы убивать микробов!-этот вывод сделали сами дети. Вот он наш друг- помогает нам быть здоровыми! Узнав о полезности лука,ребята со знанием дела стали делиться информацией со своими родителями.

Приложение 4 Беседа «Что необходимо для роста растений?»

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет?(ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей)Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Приложение 5 Беседа: «Посадка лука»

Лук – этоочень полезное растение. В нем содержатся вещества, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает, нам справится с простудой. Подумайте, в каких условиях должен расти лук, что ему необходимо для хорошего и быстрого роста.

Для того, чтобы посадить лук на окошке, нужно насыпать землю в ящик для рассады, для того чтобы быстрее появились ростки нужно обрезать верхушки у луковиц. Необходимо найти, где у нее верх, где низ. Луковицу поставить в землю нижней частью, откуда у нее вырастут корни. Затем полить водой.

Мы, ребята, малыши Любим мы трудиться. Вот посадим лук – Будем им гордиться.

Приложение 6 Наблюдение: «Что случилось с луком» (проводится несколько раз через определенное время)Цель: формирование у детей умения ухаживать за растениями.

Задачи: - Обучать детей способам ухода за растениями: рыхление, полив, обеспечение солнечным светом . -Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, навыки общения, любознательность. - Воспитывать ответственность за порученное дело.

Словарная работа: луковица, выращивали, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный. Материал: палочки для рыхления, леечки для полива, листы наблюдений, карандаши (Дети вместе с воспитателем снимают ящик с луком с подоконника с интервалом 3 дня)

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим луком. (Через три дня появились небольшие ростки, через неделю он подрос, через 10 дней стал уже высоким с несколькими перьями).

Вопросы детям: 1. Что произошло с луковицами? 2. Что нужно для роста лука? 3. Как за ним нужно поухаживать?Воспитатель проделывает вместе с детьми те действия, который они называют в определенной последовательности, рыхлят, поливают, ставят на солнечное место. Последний раз дети вместе с воспитателем вырывают луковицы. Смотрят, как выросли корешки. Выясняют для чего они растению.Срезают перья лука для еды.

Приложение 7. Пословицы и поговорки о луке

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук от семи недуг.

Лук да баня все поправят.

Приложение 8. Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

 

И зелен, и густ -

На грядке вырос куст.

Начали щипать.

Стали плакать и рыдать. (Зелёный лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Под землёй сидит не велик

В золотой шубке старик. (Лук)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто с него кафтан снимает,

Слёзы часто проливает. (Лук)

В десять одежек плотно одет, 

Часто приходит к нам на обед,

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь как слезы прольешь. (лук) 

Наш огород в образцовом порядке, 

Как на параде построены грядки.

Словно живая ограда вокруг – 

Пики зеленые выставил …. (лук) 

Эля, деточка, не плачь,

Это с нашей грядки врач. 

Исцелить любой недуг 

Может огородный … (лук) 

 

Приложение 9 Стихи про лук.

С луком дружат все спортсмены, И до слез не довело

Любят взрослые и дети.Даже те, кто на диете

Потребляют непременноНаш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,Вторых блюдах, овощах,

Привкус он дает особыйТы не веришь нам? Попробуй!

Порожденье горьких мук,Это что? Конечно лук!

От микробов защищает,Хоть и за язык щипает

Наш зеленый Айболит,Когда горлышко болит.

У меня есть друг,Он — от семи недуг!Это — вкусный и полезный,

Жёлто — золотистый лук!Лук – наш овощ очень жгучий,

Зря его не трогать лучше.Ну а если тронешь, ручки

Надо тщательно помытьИ всю горечь лука смыть.

Так сказать на всякий случай,Чтобы в глазки не пекло

Приложение 10. НОД Рисование «Лучок – желтый бочок».

Цель : Закреплять умение детей рисовать круг , закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые , вертикальные и горизонтальные линии. Развивать моторику рук; чувство цвета. Дать детям знания о пользе лука. Воспитывать желание быть здоровыми .

Материал : Гуашь, кисточки, салфетки, альбомные листы, непроливайки, ящик с посаженным луком.

Ребята, отгадайте загадку : "Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает" (ответы детей)Давайте с вами понаблюдаем за луком, который мы посадили в ящик на нашем подоконнике. Дети рассматривают лук, посаженный в ящик.

Какой формы лук? Какого он цвета? Какого цвета перышки у лука? На что они похожи? Во что мы посадили лук? Какого цвета земля? Для чего нам нужен лук?

Рисование лука в воздухе : Поднимаем правую руку вверх и рисуем сначала землю : прямая горизонтальная линия, затем лук : круг, потом перья : вертикальные линии.

Показ приемов рисования воспитателем : Беру кисточку в правую руку, чуть выше железного наконечника. Обмакиваю ворс кисти в воду. Лишнюю воду убираю о край баночки. Сначала рисую землю. Обмакиваю ворс кисти в черную краску и рисую черную горизонтальную линию внизу листа слева направо. Затем хорошо промываю кисть и обмакиваю лишнюю воду об салфетку. Набираю желтую краску и рисую круг, закрашиваю его прямыми линиями сверху вниз, не выходя за контуры круга. Промываю ворс кисти в воде, набираю зеленую краску и рисую перья от круга снизу вверх. Получился лук.

Физ. минутка : Посадили лук на грядке - дети сели на корточки.

Солнышко светило, дождик поливал - дети сидят на корточках.

Лук от солнышка и воды начал расти  - дети потихоньку поднимают руки.

Лук вырос - Дети подняли руки вверх.

Работа детей. Дети рисуют лук самостоятельно. Подведение итогов. Выставка детских работ.

Приложение 11. Занятие по лепке во 2 младшей группе «Лук для Мити»

Задачи: - Формировать навыки работы с пластилином – учить скатывать шар, колбаску из пластилина между ладоней и расплющивать их пальцами. - Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. - Закрепить знания детей о луке и его пользе. - Пополнять активный словарь детей. - Воспитывать сочувствие и желание помочь.

Ход занятия Дети рассаживаются на стульчики, слышен стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, кукла-мальчик Митя. Митя: Здравствуйте, дети. Вчера вы научили меня, как выращивать зелёный лук. Но, чтобы он вырос, нужно подождать, ухаживать за ним. А ко мне сегодня в гости приезжают бабушка и дедушка – я хочу их угостить пирожками с зелёным луком – они их так любят! Лук я посадил, но он ещё не вырос. Что делать? Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Конечно, поможем! Ребята, давайте слепим зелёный лук для Мити. Тогда он сможет испечь пирожки для бабушки и дедушки. Посмотрите, что у вас лежит на столе? (луковица). Давайте, вместе скажем слово «луковица». Посмотрите на луковицу, и, скажите какой она формы? (Здесь и далее проговариваем ответы повторно все вместе - луковица круглая). А какого цвета? (луковица жёлтая, коричневая, можно сказать - золотистая). Покатайте луковицу по ладони, сожмите её, какая она на ощупь? (луковица твёрдая). Откуда у луковицы растут пёрышки? (пёрышки растут из донца). А пёрышки вырастут, какого цвета? (пёрышки вырастут зелёного цвета).

Физкультурная минутка /повторить 2-3 раза/

В огороде поутру погляди на грядку: (наклоны вперёд-назад)

Лук зелёный на ветру делает зарядку!( потягивание вверх)

 На зарядку встали в ряд: репа и редиска. (шаги на месте)

Там листочки вверх глядят, (поднять руки вверх, помахать)

 Здесь - пригнулись низко. (присесть)

А сейчас, я приглашаю вас за столы. Посмотрите, что у вас лежит на тарелочках? (пластилин). Для чего он нужен? ( чтобы лепить). Правильно, сейчас мы будем лепить луковицу. 1. Для этого нужно взять пластилин жёлтого цвета, выберите нужный кусочек. (На тарелочке лежит пластилин 4 цветов - красный, жёлтый, чёрный, зелёный). Положите его в центр ладони, накройте сверху другой ладошкой. 2. Дальше начинаем раскатывать жёлтый кусочек пластилина круговыми движениями. У меня получился шар. А у вас? 3. Сейчас прикрепляем шар на картон, и сплющиваем шар, придавливаем его ладошкой сверху. Что получилось? (получилась луковица). 4. Но чего-то не хватает?.. Что нам нужно для Митиных пирожков? (зелёный лук, пёрышки). Из кусочков какого цвета мы будем делать пёрышки? (зелёного). Берём кусочки зелёного цвета – катаем из него колбаски между ладонями (движение вперёд-назад). 5. Прикрепляем колбаску к картону - сразу над луковицей, придавливаем (сплющиваем) её пальчиком. 6. Теперь делаем из кусочков черного пластилина несколько колбасок и крепим в виде корешков внизу луковицы. На луковке прорисовываем бороздки. Вот какой замечательный у нас лук получился с зелёными пёрышками. Посмотри, Митя. Как много лука у нас с ребятами получилось. Теперь, ты сможешь порадовать пирожками бабушку и дедушку? Митя: Да. Спасибо, ребята, вы очень старались, чтобы мне помочь! Воспитатель: Ребята, давайте соберём лук в корзинку и отдадим Мите, чтобы он испёк пирожки для бабушки и дедушки. Молодцы, ребята!

Приложение 12. Конспект занятия по аппликации «Лук – зеленый друг»

Цель: закрепить представления об луке, его лечебных свойств. Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его перышек. Воспитывать интерес к аппликации.
Материал: листы бумаги на каждого ребенка, пророщенный лук, кисточки, клей, салфетки, клеенка, детали лука зеленого и желтого цвета.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости.Дети: Это собака по кличке «Дружок».
Воспитатель: Здравствуй, Дружок.Дети здороваются.Посмотрите, что Дружок нам принес. Что это?

Дети: Лук.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим лук, какой он формы?Дети: Круглый.

Воспитатель: Какой цвет?Дети: Желтый.

Воспитатель (показывает на зеленый лук): А вот это называется перья лука– зеленый лук. Он длинный.Перед вами на столе лежат детали лука желтого и зеленого цвета , мы с вами будем приклеивать их. А прежде чем приступить к нашей аппликации разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастикаВ ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединить соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик где ты был?(сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы)

С этим братом в лес ходил!(соединить указательные пальцы)

С этим братом суп варил!(соединить средние пальцы)

С этим братом кашку ел!(соединить безымянные пальцы)

С этим братом песню пел!(соединить мизинцы)

Воспитатель: - И так приступим к нашей аппликации. На столе перед вами лежит клей, берём его, намазываем детали лука. Сначала приклеим сам лук, и пока клей не высох, приклеиваем его на лист, прижимаем пальчиками. А теперь приклеиваем перья лука, также промазываем их клеем и приклеиваем на лист, прижимая пальчиками. А теперь мы с вами поиграем
Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.

На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой лук у нас получился. Вам понравилось клеить лук?
Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас давайте повесим наши работы в раздевалке, чтобы родители могли полюбоваться вашими трудами. Дети идут вместе с воспитателем в раздевалку и вешают работы на стенд.
Приложение 13. Подвижная игра «Овощи»(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)

Как-то вечером на грядкеРепа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.(Останавливаются, крутят водящего.)

Прячься лучше, прячься глубже,Ну а ты иди искать.(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

Подвижная игра «Вершки и корешки»

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

 Ход игры:Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Подвижно-развивающая игра «Расти, расти лучок»

Воспитатель. Вы будете луком. Я сажаю лук в землю. Все присели. (Дети присаживаются на корточки.) Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. (Дети медленно приподнимаются.) Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети выпрямляются.)

Подвижная игра «Корзина с овощами»

С большой корзиной иду в огород (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

На грядках растет разноцветный народ.(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей)

Тут красный, пузатый сеньор помидор.А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком.Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко желтая репка горит.И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка.А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.Все дружно в корзине горою лежат. (Вновь идут по кругу, взявшись за руки)

Приложение 14 Пальчиковые игры: 

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощейИх пересчитаем, станет веселей.(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,Помидор и перец.(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,Пять пальчиков в кулак зажали.(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)

Сколько нужно овощей? (пожимают плечами)Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)

Две морковки, (загибаем еще два пальца)Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)

Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)Да капустный кочешок (загибаем палец)

Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)От тебя в кастрюле густо!

Раз! (выставляем большие пальцы рук)Два! (указательные - другие в кулаке)

Три! (выставляем средние пальцы рук)Огонь зажжен, (хлопаем)

Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца

Вырос у нас чеснок ,  (указательный)Перец, томат, кабачок,  (средний)

Тыква, капуста, картошка  (безымянный)Лук и немножко горошка.  (мизинец)

Овощи мы собирали, ( мизинец)Ими друзей угощали,  (безымянный)

Квасили, ели, солили,  (средний)С дачи домой увозили.  (указательный)

Прощай же на год,  (большой палец левой руки)Наш друг – огород!  (большой палец правой руки)

«Овощи»

В огород пойдем,  (маршировать на месте)Урожай соберем.  (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем,  (имитировать, как таскают)И картошки накопаем,  (копают)

Срежем мы кочан капусты  (срезают)Круглый, сочный, очень вкусный.  (показать руками)

Щавеля нарвем немножко (рвут)И вернемся по дорожке.  (идти по кругу, взявшись за руки)

Приложение 15 Чудесный мешочек - дидактическая игра

Необходимый инвентарь для игр

1. Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

2. Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

· описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);

· рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;

· описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

· назвать слова на данную букву;

· составить пример, где ответ будет данное число.

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Материал.Карточки с изображением овощей, семян овощей: помидор, огурец,тыква, капуста, перец, кабачок, садово-огородного инвентаря,природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?Какие не любишь, почему?Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?Выложи карточки в следующем порядке: семена тыквы, лука, гороха.Хочешь ли ты сам вырастить овощи?Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.Какой водой и как нужно поливать овощи?Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

Дидактическая игра «На что похожи овощи?»

В игре могут принимать участие 4 ребенка. Каждый игрок выбирает себе цветную карточку-поле. Игрок берет геометрические фигуры и накладывает их на те овощи, которые по форме напоминают данную геометрическую фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле.

Дидактическая игра «Какого цвета овощи?»

В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную карточку-поле с овощами и накладывает на них круги, которые соответствуют цвету данного овоща. Выигрывает тот, кто первым и верно закроет игровыми карточками все игровое поле.

Словесные игры с движениями

Игра «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

Игра «Большой — маленький»

Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик... и показ движениями.

Игра «Назови как можно больше признаков»

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Игра «Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, и т. д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему "Зеленое царство" (младшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе...

зеленый огонек (младшая группа)

тематическая неделя "Зеленый огонек"...

Проект на тему :" Лук-зеленый друг"(младшая группа)

Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта; формировать представления об испол...

План-конспект занятий "Красный, желтый, зеленый" в младшей группе.

Знания о том, где и как нужно переходить улицу, ознакомить со  знаком «пешеходный переход», закреплять знания детей о работе светофора.Развивать ориентировку в пространстве, умение де...

Презентация проекта "Красный . Желтый. Зеленый" для младшей группы

Проект по ПДД в младшей группе Проект по правилам дорожного движения в младшей группе «Красный, желтый, зеленый». Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на у...

Кружок по экологии "Зеленый мир" (младшая группа)

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному ...

Конспект занятия по ПДД "Красный, зеленый" в младшей группе

Материал предназначен для детей в младшей группе...