Нравственное воспитание старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов
методическая разработка (старшая группа)

Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялись порядки общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи и государства, непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание личности.

Дошкольный возраст - период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

На современном этапе развития общества, заметно изменяется жизненное пространство ребёнка, так как экранная культура, а именно Интернет, компьютерные игры, телевидение, мультфильмы, уже начинает на него воздействовать с самых ранних лет. Регулярный просмотр мультфильмов накладывает свой отпечаток на поведении дошкольника.

Стремительное развитие информационных технологий в XXI в. привело к тому, что возникла проблема неконтролируемого контакта детей с потоком медиаинформации при отсутствии педагогического сопровождения.

Проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости по отношению друг другу и близким людям.  Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальности. А просмотр мультфильмов - это любимое занятие ребёнка. Жизненные ситуации в мультике расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации.

Для повышения уровня нравственного развития старших дошкольников целесообразно подобрать комплекс мероприятий с использованием мультипликационных фильмов, направленный на развитие духовно-нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование общей культуры личности детей, развитие нравственных качеств, привычек.

Данный комплекс включает в себя:

  • Обогащение развивающей среды: создание видео уголка, организация книжной выставки по мультфильмам, оформление мини-музея (игрушки – герои из мультфильмов);
  • Подборка и просмотр мультипликационных фильмов;
  • Проведение с детьми бесед, театрализованных представлений по мотивам мультфильмов;
  • Организация выставки рисунков «Любимый герой из мультфильма»;
  • Проведение консультации для родителей

 Список мультипликационных фильмов для повышения уровня нравственного развития старших дошкольников

Направления нравственного развития

Название мультипликационного фильма

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания (милосердие, добросердечность), умение распознавать чувства и эмоции

«Винни Пух и день забот» , 1972 г.

«Как ослик счастье искал», 1971г.

«Мама для мамонтенка», 1981 г.

«Просто так», 1976 г

Крошка Енот, 1974 г

Формирование общей культуры личности детей

 «Баранкин, будь человеком», 1963г. 

 «Без этого нельзя», 1971г.

«Винни Пух идет в гости», 1971г.

Развитие нравственных привычек, умений и навыков поведения (отзывчивости — внимания и умения заботиться о ближнем, оказание помощи близким и нуждающимся)

«Крепыш», 1950г.

 «Мешок яблок», 1974г

«Цветик-семицветик», 1948 г.

«Уступите мне дорогу», 1975 г

Формирование нравственных убеждений (способности к различию добра и зла, долга и справедливости).

«Аленький цветочек», 1952 г.

«Лисичка со скалочкой», 1977г

«Птичка Тари», 1976 г.

Формирование представлений о дружбе

«Стрела улетает в сказку», 1954г.

«По дороге с облаками», 1984 г

Формирование патриотических чувств

«Сердце храбреца», 1951 г.

«Легенда о старом маяке», 1976г. 

«Солдатская сказка», 1983 г.

Развитие духовно -нравственных качеств (стыдливость, правдивость, трудолюбие, послушание, уважение).

Гуси Лебеди, 1949г.

«Дудочка и кувшинчик», 1950 г.

«Волк и теленок», 1984 г

«Мороз Иванович», 1981 г 

Мультипликационный проект «Гора самоцветов» 2004г

В рамках комплекса мероприятий по увеличению уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста были проведены театрализованные представления по мотивам просмотренных мультипликационных фильмов.

Эта деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что подобранные мультипликационные фильмы имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Были проведены постановки, инсценировки, игры-драматизации в лицах и с применением кукольного театра. Театрализованные представления по мотивам просмотренных мультипликационных фильмов дают возможность понять каков герой, анализировать его поступки, понимать мораль мультфильма.

Также в рамках комплекса мероприятий по увеличению уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста была организована выставка рисунков «Любимый герой из мультфильма». Данная изобразительная деятельность имеет большое значение для нравственного развития ребёнка благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми от просмотра мультипликационного фильма. Примечательно, что дети выбирали героев, наделенные нравственными качествами. Самыми любимыми оказались Крошка Енот, волк из мультфильма «Волк и теленок», девочка Женя из мультфильма «Цветик-семицветик», а также герои из мультфильма «Просто так».

Для решения задач развития нравственных качеств у детей старшего возраста была проведена консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать», целью которой стала рекомендация родителям по подбору мультфильмов для просмотра детям. При реализации плана процесс просмотра мультипликационных фильмов, проведение театрализованных представлений вызывал у детей положительные эмоции. Дети не просто увлеклись просмотром, но и охотно участвовали в обсуждении увиденного.

Проведенный комплекс мероприятий по увеличению уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста не только расширили представления о нравственных качествах, но и способствовали развитию детского творчества, активности и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация исследования151.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мультипликационные фильмы как средство нравственного воспитания детей старшего возраста» Автор работы: Тимошина Е.И .

Слайд 2

Цель исследования: теоретически обосновать влияние мультипликационных фильмов на нравственное воспитание детей старшего возраста и разработать комплекс мероприятий для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: мультфильмы как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Слайд 3

Задачи исследования: рассмотреть содержание и сущность нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе; выявить особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; определить воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста; составить программу нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов. 1

Слайд 4

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Необходимо научить ребенка отличать добро от зла. В этом могут помочь мультфильмы, ведь сюжеты многих картин приближены к реальным жизненным ситуациям, которые расскажут ребенку, каким образом следует вести себя, а любимые герои покажут, как надо поступать в той или иной ситуации. Гипотеза исследования : мультипликационные фильмы будут способствовать нравственному развитию старших дошкольников .

Слайд 5

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) считал, что целью воспитания должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) говорил, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Я. А. Каменский (1592 – 1670 гг.) - «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». В.А. Сухомлинский (1926-1933 гг.) считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» Сущность и содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:

Слайд 6

Сущность и содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Слайд 7

Характеристика мультипликационных фильмов для детей старшего возраста

Слайд 8

Шесть ситуаций, помогающих детям понимать нравственные эталоны, заложенные в мультипликации ( Куниченко О.В.) : Первая ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью понимания происходящего на экране, восприятия нравственных понятий. Вторая ситуация выделения нравственного содержания мультипликационного фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Третья ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение морального переживания и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Четвертая ситуация, побуждающая задавать вопросы в диалоге со взрослым о затрагивающих детские чувства нравственных проблемах. Пятая ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах персонажей мультфильма, аналогичные событиям из собственного нравственного опыта. Шестая ситуация переноса нравственных установок мультфильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте (развитие эмпатии ), совместным с ним поиском морально приемлемого выхода из затруднительного положения. Влияние мультипликационных фильмов на нравственное воспитание старшего дошкольника в психолого-педагогической литературе

Слайд 9

Цель : определение уровня нравственного воспитания старших дошкольников. Задачи констатирующего эксперимента : подборка диагностического материала; диагностика уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Констатирующий этап экспериментальной работы по повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников

Слайд 10

Результаты диагностики уровней сформированности нравственного воспитания старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента, %

Слайд 11

Комплекс мероприятий по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов: Обогащение развивающей среды: создание видео уголка, организация книжной выставки по мультфильмам, оформление мини-музея (игрушки – герои из мультфильмов) - создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром мультипликации; Подборка и просмотр мультипликационных фильмов - формирование у детей интереса к просмотру «правильных» мультфильмов; Проведение с детьми бесед, театрализованных представлений по мотивам мультфильмов дают возможность понять каков герой, анализировать его поступки, понимать мораль мультфильма; Организация выставки рисунков «Любимый герой из мультфильма» в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления; Проведение консультации для родителей - рекомендация родителям по подбору мультфильмов для просмотра детям Формирующий этап экспериментальной работы по повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников

Слайд 12

Направления нравственного развития Название мультипликационного фильма Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания (милосердие, добросердечность), умение распознавать чувства и эмоции «Винни Пух и день забот» , 1972 г. «Как ослик счастье искал», 1971г. «Мама для мамонтенка», 1981 г. «Просто так», 1976 г Крошка Енот, 1974 г Формирование общей культуры личности детей «Баранкин, будь человеком», 1963г. «Без этого нельзя», 1971г. «Винни Пух идет в гости», 1971г. Развитие нравственных привычек, умений и навыков поведения (отзывчивости — внимания и умения заботиться о ближнем, оказание помощи близким и нуждающимся) «Крепыш», 1950г. «Мешок яблок», 1974г «Цветик-семицветик», 1948 г. «Уступите мне дорогу», 1975 г Формирование нравственных убеждений (способности к различию добра и зла, долга и справедливости). «Аленький цветочек», 1952 г. «Лисичка со скалочкой», 1977г «Птичка Тари», 1976 г. Формирование представлений о дружбе «Стрела улетает в сказку», 1954г. «По дороге с облаками», 1984 г Формирование патриотических чувств «Сердце храбреца», 1951 г. «Легенда о старом маяке», 1976г. «Солдатская сказка», 1983 г. Развитие духовно -нравственных качеств (стыдливость, правдивость, трудолюбие, послушание, уважение). Гуси Лебеди, 1949г. «Дудочка и кувшинчик», 1950 г. «Волк и теленок», 1984 г «Мороз Иванович», 1981 г Мультипликационный проект «Гора самоцветов» 2004г Список мультипликационных фильмов для повышения уровня нравственного развития старших дошкольников

Слайд 13

Контрольный этап экспериментальной работы по повышению уровня нравственного воспитания старших дошкольников Цель : выявление эффективности проведенной работы, направленной на повышение уровня нравственного развития у старших дошкольников. Задачи контрольного этапа: Повторно исследовать уровень нравственного развития. Провести сравнение полученных результатов констатирующего и контрольного этапов. Выявить эффективность мультипликационных фильмов в повышении уровня нравственного развития старших дошкольников.

Слайд 14

Результаты диагностики уровней сформированности нравственного развития старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента, %

Слайд 15

Критерии Эксперимент % Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Когнитивный компонент нравственного развития Констатирующий 20 60 20 Контрольный 35 50 15 Отклонения +15 -10 -5 Эмоционально-ценностный компонент нравственного развития Констатирующий 15 55 30 Контрольный 35 50 15 Отклонения +20 -5 -15 Поведенческий компонент нравственного развития Констатирующий 15 65 20 Контрольный 40 45 15 Отклонения +25 -20 -5 Духовно-нравственное развитие Констатирующий 20 55 25 Контрольный 30 60 10 Отклонения +10 +5 -15 Нравственно-патриотическое развитие Констатирующий 5 55 40 Контрольный 25 55 20 Отклонения +20 0 -20 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования

Слайд 16

В ходе проведения экспериментальной работы было доказано и подтверждено, что предложенная методика работы с детьми оправдала себя. Прежде всего, это нашло отражение в реальном поведении детей. У них сформировались представления о нравственных качествах. Дети способны понимать интересы, настроение близкого окружения, соотносят собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других людей. В эмоциональной сфере у ребят также произошли существенные изменения. Они стали более чутко и гуманно относиться к другим людям, проявляют эмоциональные реакции при просмотре мультипликационного фильма. Все это говорит об эффективности и целесообразности примененного комплекса мероприятий. Вывод

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом, краем, посредством экскурсий

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к род...

Мастер-класс для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»

Мастер-класс для родителей«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности»...

ДОКЛАД Тема: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».

(Слайд 2)Чувство любви к Родине рождается у ребенка из крепких отношений в семье, из взаимодействия с близким ему окружением в детском саду.Важность патриотического воспитания отмечена в Государственн...

ДОКЛАД Тема: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».

(Слайд 2)Чувство любви к Родине рождается у ребенка из крепких отношений в семье, из взаимодействия с близким ему окружением в детском саду.Важность патриотического воспитания отмечена в Государственн...

ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности».

ДОКЛАД «Духовно-нравственное  воспитание старших дошкольников посредствам проведения спортивных праздников патриотической направленности»....