«Земля - наш общий дом» конспект НОД
методическая разработка (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

ООП ДО: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. рук. Е.В. Соловьева Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. 

Группа: подготовительная

Тема: «Земля - наш общий дом»

Программные задачи:

  • содействовать формированию первичного представления о моделировании, познакомить детей с   планом, схемой, моделью;
  • формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год;
  • продолжать знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени - час, минута, секунда, их соотношением по длительности;
  • упражнять в объёмном конструировании из геометрических форм;
  • учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо; по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше», «меньше», «равно»;
  • развивать предпосылки творческого продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
  • воспитывать интерес к математике.

Методические приемы: игровая мотивация, показ презентации, инструкция, пояснения, разъяснения, вопросы к детям, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, магнитная доска, магниты, презентация, вырезанные ракеты разной высоты и ширины (4шт), аудиофал «Космос. Летим в полет», «Космос», модель ракеты, для каждого ребенка: рабочая тетрадь Е.В. Соловьева «Моя математика 6-8 лет», карандаш, ножницы, клей, 2 листа картона, кисть, салфетки.

Предварительная совместная деятельность:  Рассматривание карты мира,  беседы на темы: «Охрана природы», «Что такое Земля», «Космос», знакомство с часами, Д/И «Время», Д/И «Живая неделя», мяч бросай месяц, день называй, беседа о времени, учили наизусть стихотворение «По порядку все планеты».

ХОД НОД

Часть 1, организационная.

Ребята, давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй,  небо голубе!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день –

Нам здороваться не лень!

Ребята, послушайте стихотворение. Я. Аким

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

Как вы думаете, о какой планете это стихотворение?

Дети: Земля

Воспитатель, правильно. Наша планета самая красивая из всех планет. А какие еще планеты вы знаете?

Дети. Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и т.д.

Воспитатель. На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – наш общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Сегодня я вам предлагаю посмотреть на нашу планету из космоса. Согласны?

Дети: да!

Воспитатель: а как мы туда доберемся, вы узнаете, выполнив задание.

Слайд 1. Соединим точки по порядку, начиная от 1 до 11

Дети называют цифры.

Дети: Это ракета!

Воспитатель: правильно, отправимся в путешествие на ракете.

Часть 2, основная. 

Слайд 2. Воспитатель: Конструкторы строили разные ракеты. У нас тоже есть ракеты разной высоты – высокая, пониже и самая низкая, и такой же высоты, как и самая высокая ракета. Чтобы узнать, какая ракета самая высокая, можно их поставить рядом и сравнить по высоте. Давайте, расставим ракеты по росту (высоте) – от самой высокой до самой низкой. Получилось так: одна ракета больше, другая меньше и две равны, одинаковы.

А теперь сравним их по ширине. Чтобы это сделать, надо ракеты наложить друг на друга. И мы увидим, что одна ракета самая широка, она больше остальных, другая – самая узкая, она меньше и две ракеты равные по ширине.

Воспитатель: Молодцы!

Чтобы космонавтом стать

Надо очень много знать,

Надо многое уметь и

И при этом, и при этом.

Вы заметьте-ка,

Космонавтам помогает математика!

Воспитатель: А знаете ли вы, что в космос берут только подготовленных людей? Особенно перед полётом космонавтам необходима специальная подготовка и проверка их готовности к полёту. Поэтому и мы с вами должны пройти специальную проверку.

Чем измеряется жизнь?

Дети: Годами

Воспитатель: правильно. Годами измеряется жизнь всего, что существует в природе. Вы существуете в природе, и ваша жизнь измеряется годами.

12  братьев друг за другом ходят, а друг друга не находят.

Дети: месяца

Воспитатель: Какой месяц год начинает? Какой месяц год завершает? В каком месяце пойдешь в школу? Какой месяц идет сейчас? Назови прошедший месяц? В каком месяце праздник День защитника Отечества? В каком месяце праздник Женский день? С какого месяца начинается лето?

Нас семь братьев,

Годами все равные,

А именины разные

Дети: Неделя

Воспитатель: Назовем их по порядку.

Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Ребята сколько дней длиться неделя?

Дети: 7 дней

Воспитатель: Можно ли вернуть день, который прошел? Как он называется? 

Дети: День, который прошел вернуть нельзя, он называется - вчера.

Воспитатель: А как называется день, который будет после сегодня?

Дети: завтра

Воспитатель: Из каких частей состоит день

Дети: утро, день, вечер, ночь

Как иначе можно назвать день? 

Дети: сутки.

Воспитатель:  Назовите части суток по порядку. 

Дети: утро, день, вечер, ночь

Сколько времени длится день

Дети: 24 часа.

Воспитатель: а по чем мы узнаем время?

Дети: по часам

Воспитатель: правильно.

Посмотрите, какие бывают часы

Слайд 3

Настенные, настольные, напольные и наручные. Также есть водяные, песочные и огневые часы.

Воспитатель: Скажите, из каких частей состоят часы?

Дети: Часы состоят из циферблата и стрелок

Воспитатель: Сколько стрелок у часов, и какие они? 

Дети: У часов две стрелки: одна длинная, другая короткая.  Длинная стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая стрелка проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы.

Воспитатель: Правильно. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Еще есть секундная стрелка. Она движется быстрее всех. Секунда – самый короткий промежуток времени. Если длинная стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проверка прошла успешно! А сейчас предлагаю всем подготовиться физически к полету:

Если в космос мы хотим, (Руки вверх).

Значит, скоро полетим. (Руки в стороны).

Самым дружным будет наш,

Развеселый экипаж. (Прыжки на месте).

Ждет нас новая ракета,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим.

(Наклон влево, правой рукой касаясь левой ступни ноги, затем – наоборот).

Но в игре один секрет, опоздавшим места нет.

Ну вот, теперь мы с вами готовы к полету. Занимайте места в ракете. Звучит аудиофал «Космос. Летим в полет» (на момент «взлета» на ракете)

К запуску ракеты приготовиться! Надеть скафандры! Пристегнуть ремни! Включить контакт! Ключ на старт! Включить моторы! Начинаем обратный отсчет, помогайте мне: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0 –Пуск!

Слайд 4

Воспитатель: Будьте внимательны в полете, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. В самом центре вы можете увидеть Солнце. Вокруг Солнца – планеты нашей солнечной системы. Давайте вспомним стихотворение про название планет

Дети: По порядку все планеты

Назовёт любой из вас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре – Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Молодцы, все планеты Солнечной системы вы знаете, поэтому мы не заблудимся в космическом пространстве.

Ребята, посмотрите на планеты, чем они похожи?

Дети: они круглые.

Воспитатель: а чем отличаются?

Дети: одни маленькие, другие большие.

Воспитатель: Какие из них больше остальных?

Дети: Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран.

Воспитатель: Какие из них меньше?

Дети: Меркурий, Плутон, Марс

А вот интересный факт о планете Юпитер.

Юпитер – царь планет!

Уж очень он тяжел.

И медленно плывет.

А наступить ногой

Так просто невозможно,

Ведь жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

А Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.

А теперь из космического центра Земли пришло сообщение. В нем указано, что нам необходимо выполнить задания в тетрадях, прямо тут, в космосе. Откройте свои тетради. Вам необходимо соединить стрелками от самой маленькой машины к самой высокой. А также соединить домики от самого низкого к самому высокому. Будьте внимательны, также не забывайте сидеть ровно, не наклоняясь над столом, держите карандаш правильно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы, все справились с заданием.

Слайд 5. Ребята, посмотрите на нашу планету Земля. Отсюда видно, что есть на ней. Голубое – это вода, моря, океаны, реки. Зеленое – это леса, поля. Коричневый – это земля, горы, а белый – это снег или облака. Давайте опустимся чуть ниже, мы видим коричневые горы, зеленые леса и голубой океан.

Слайд 6. А посмотрите, как красива наша планета ночью. Мы видим огоньки, это города.

Воспитатель: А теперь внимание! Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю. Начинается спуск и отсчёт времени. Закройте глаза и вполголоса считайте от 10 до 1. Ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа.

Мы увидели, что из космоса Земля наша - голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей космонавты продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, леса и луга, а не горы мусора. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому Земле, и всем, кто на ней живет.

Слайд 7. Воспитатель: Кроме нас и наших близких, на земле живет множество людей. А кто еще живет рядом с нами?

Дети: животные, бабочки и жабы, цветы и деревья, рыбы и птицы, звери и насекомые

Воспитатель: правильно. Посмотрите на экран.

Воспитатель:  Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля - наш общий дом. Поэтому мы – все жители планеты Земля- очень зависим друг от друга. Земля- наш дом. Значит, нам его и беречь. Другой такой планеты, на которой есть жизнь, нет.

Сегодня мы с вами побывали в замечательном путешествии. И я предлагаю на память о нем сделать макеты ракеты, на которой мы полетели в космос. Согласны?

Дети: да

Слайд 8. Воспитатель: Сегодня мы, как настоящие конструкторы, будем создавать свою ракету. Нам предстоит интересная творческая работа. Итак, сегодня мы должны выполнить работу, в которой будут использованы знакомые нам две объемные фигуры.

Давайте внимательно посмотрим на модель ракеты. Вспомним, как называются эти фигуры?

Дети: Носовая часть ракеты – из конуса, основная часть – корпус – из цилиндра, дюзы – из треугольников, иллюминаторы – из кругов.

Воспитатель: Ребята, у нас проблема! Как вы уже сказали, для конструирования ракеты нужны конус и цилиндр, их у нас нет. Но есть схема конструирования. Она поможет нам.

Рассмотрите её внимательно, и скажите, из какой геометрической фигуры можно получить большой цилиндр?

Дети: из большого прямоугольника, скручивая его в цилиндр – корпус ракеты; из круга, скручивая его – носовая часть. К корпусу прикрепляем шлюзы – треугольники, и иллюминаторы – кружки.

Воспитатель: посмотрите план сборки ракеты.

Возьмите  лист картона, вырезаем из него прямоугольник, скрутите его в цилиндр и склейте. Затем вырезаем большой полукруг, а потом из него сворачиваем конус. При этом следим за тем, чтобы основание конуса было чуть шире диаметра цилиндра. Края конуса подклеиваем. Ножницами в нижней части конуса выполняем надрезы. За счет этих надрезов ровнее закрепляем верхнюю часть на картонном основании. Делаем это с помощью клея.

Займемся нижними элементами. Для них готовим три небольших квадрата, вырезанные из листа. Одну сторону этих квадратов слегка загибаем (она требуется для фиксации их к основанию работы), а после этого оставшуюся часть срезаем под углом, чтобы получился треугольник. Приклеиваем эти нижние элементы к ракете. Осталось сделать иллюминаторы. Для них используем пару кружочков, приклеиваем их. Объемная ракета, выполненная из картона и бумаги, готова.

Воспитатель: давайте вспомним правила работы. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде, близко подносить к лицу. Ножницы передавать друг другу кольцами вперед, а не кончиком. Посмотрите, сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать техники безопасности, то можно пораниться самому или поранить соседа!

Звучит аудиофайл «Космос», «Космос, летим в полет».

Воспитатель: Пора приступать к работе. Дети выполняют задание. В ходе деятельности воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Готовые ракеты дети ставят в одну линию на космодроме «Мечта»

Часть 3, заключительная.

Воспитатель: Вот вы и закончили работу. Давайте посмотрим на наши ракеты. Мы выполнили замечательные летательные аппараты.

Педагог оценивает выполненную каждым ребенком работу, выделяет лучшие, подчеркиваются нестандартные решения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Закончилось также наше космическое путешествие. Что было вам интересно? Было трудно? А что вам больше всего запомнилось? Что узнали нового? Что бы вы хотели повторить?

Ответы детей.

Ребята, вы дома можете вклеить в иллюминатор фото себя или друзей, чтобы вместе отправиться в веселый космический полет.

А в завершении послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

 Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_-_nash_dom.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. .

Слайд 2

.

Слайд 3

.

Слайд 7

.

Слайд 8

План сборки ракеты Схема ракеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Земля-наш общий дом". Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие по  экологии для детей старшего дошкольноговозраста. Цели: Уточнить представления детей о Солнечной системе, рассказать об уникальности планеты Земля (на Земле есть жизнь, т.к. на ней ест...

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

"Земля - наш общий дом" Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ

Конспект  ОД по ОО Позновательное развитие в подготовительной группе ДОУ .Тема : "Земля - наш общий дом"...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

Сценарий развлечения к Дню Земли «Земля – наш общий дом!» 2019 г

Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс...

Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"

Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями....