Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»
материал

Керимова Галимат Имамутдиновна

Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

План

по самообразованию

на тему:

«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»

                                                                                   МДОУ д/с №25 «Солнышко»

                                                                                   с. Покойного

                                                                                   Воспитатель: Керимова Г.И.

                                                      2019-2020г.


Цель: повысить теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Воспитывать познавательный интерес у детей раннего возраста посредством дидактических игр.


Задачи: 

-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- научить детей различать основные цвета; 
- познакомить детей с величиной и формой предметов; 
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; 
- сплотить детский коллектив. 

Актуальность:Процесс познания маленького человека отличается от процесса взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической знаковой функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных. 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изуче-ниеметоди-ческой литера-туры

Сентябрь -май

1 Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г. 
2 Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1992.;
3 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. -М. : 1976г. ;
4 Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.;
5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г

Повышение уровня знаний

Работа с детьми

сентябрь

Введение понятия- "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения (игры с восьмиугольной мозаикой, цветные палочки).

Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета")                                                                "Игры с мозаикой"                                                          "Сделаем кукле бусы"                                                         "Какого цвета предмет?"                                                                "Ёлочки и грибочки"
"Цветовое домино "                                                          
"Цветовое лото"                                                          

октябрь

Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета).

Подгрупповые занятия                                                            "Выбор однородных предметов по цвету из  четырёх предложенных"                                                                  "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)                         "Полосатые коврики" (чередование трёх цветов согласно образцу)                                                                               "Воздушные шары" (завязать шар соответствую-щей по цвету верёвочкой)

ноябрь

Закрепить ранее полученные знания об основных цветах спектра. Сравнение предметов по цвету.

Подгрупповые занятия                                                        "Назови цвет"                                                                         Домино "цвет"                                                                        "Лебёдушка"                                                                        "Живое домино"

декабрь

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

Подгрупповые занятия                                                              "Найди такую же"
"Геометрическое домино"                                                              "Конструктор"                                                                        "Назови геометрическую фигуру"                                      "Угадай, что это?"                                                           "Геометрическое лото"

январь

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

Продолжение изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

февраль

Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам.

Подгрупповые занятия                                                  "Украсим платочек"                                                                                                                 "Игры со счётными палочками"                                                                                                   "Магазин"                                                                                                                                       "Выкладывание орнамента"                                                               "Игры с рамками-вкладышами"

март

Введение понятия "величина": "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета. Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий".  

Подгрупповые занятия                                                                                                                  "Сравни предметы по высоте"                                                                                  "Построй по росту"                                                                                                                                   "Собери пирамидку"              Подгрупповые занятия                                                  "Игры со счётными палочками"                                                                                                   "Сравни предметы"  

апрель

Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый".

Подгрупповые занятия                                                         "Широкая и узкая дорожка"                                                       "Толстый-тонкий"                                                                                        "Стань к дереву с самым толстым стволом"                                              "Домики и дорожки"

май

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина).

Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала
"Сравни предметы"                                                                                                                    "Разложи фигуры по форме, величине, цвету"                                                                                                                                                                                                                                                   лото "Цвет, форма, величина"- итоговое занятие                                                                                                                          

Работа в группе

сентябрь -май

Создание предметно-развивающей среды

Работа с семьей

сентябрь -май

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями:

Консультация для родителей «Как говорят наши дети», «Роль игры в развитии речи ребенка».


Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития

Само-реализация

май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благода...

План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...