Годовой план работы учителя-логопеда 2019 -2020 учебный год.
материал (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

Годовой план работы учителя-логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_raboty_uchitelya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план работы учителя-логопеда Харитоновой О.А.

2019 -2020 учебный год.

№ 

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Составление графика работы  

Оформление циклограммы работы 

Оформление журнала посещения детей логопедических занятий

Заполнение речевых карт 

Оформление тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей логопедической группы 

Оформление тетради для занятий родителей с ребенком 

Оформление журнала консультаций логопеда для родителей 

Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год 

До 20.09.19г 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Май 2020г 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционно - развивающие подгрупповые занятия 

 

В течение года 

Индивидуальные занятия 

2 раза в неделю с каждым ребенком

Фронтальные занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи 

1 раз в неделю 

Фронтальные занятия по обучению элементам грамоты  

1 раз в неделю 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Подробное обследование устной речи детей, распределение на подгруппы 

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка 

До 20.09.19

 

Сентябрь

  

 

4.

Обследование детей средних групп:

 - выявление детей с ОВЗ.;

  - консультирование родителей  о переводе в логопедическую группу, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений;

 - обработка и анализ полученных результатов;

- подготовка документов для прохождения детьми ТПМПК.

Апрель - май

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ 

 

 

Консультации для воспитателей и специалистов

 

  1. Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР.
  2. «Артикуляционная гимнастика» 
  3. «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми»

В течение года 

Декабрь 

 

Февраль 

 Март

Ознакомление с упражнениями артикуляционной гимнастики для формирования основных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. 

В течение года   

Оценка качества коррекционно-педагогической деятельности 

Май  

Посещение открытых занятий воспитателей и специалистов 

В течение года 

Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в ДОУ 

В течение года 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 Консультирование родителей  

В течение года 

Индивидуальные беседы  

В часы консультаций для родителей  

Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей 

В течение года 

Папки передвижки

  • «Памятка для родителей»
  • «Как звучат слова»
  • «Развивайте память и внимание».
  • «Заук родился»

Сентябрь

Октябрь 

Декабрь 

Апрель.

Посещение и выступление на родительских собраниях 

№1 Тема « Система коррекционной работы в старшей группе» 

№2 Тема: «Наши достижения» 

№3 Тема: «Результаты коррекционной работы в старшей группе» 

 

Октябрь 

Февраль

Май 

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Размещение статей, консультаций, рекомендаций, конспектов занятий на интернет-сайте  

Работе с педагогами и специалистами ДОУ (консультации, семинары, практикумы, открытые занятия) 

 

В течение года 

По годовому плану ДОУ 

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

1. Принимать участие в работе районного МО логопедов  

В течение года 

2. Самостоятельно работать со специальной литературой. Изучение новинок методической литературы 

В течение года 

3. Совершенствование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете 

В течение года 

4. Посещение логогрупп других детских садов с целью обмена опытом 

В течение  

года 

5 Самообразование по теме: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми»

В течение  

года 

 

        

Материалы для родительского стенда.

В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово» с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по разному и сходно. Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию, звуки делятся на мягкие и твердые.  

К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить.  К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении, если этого не происходит, это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов. 

Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова. 

Фонетическое восприятие – умственное действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении. 

Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого. 

Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок  неправильное произношение  доводит до нормы. 

Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих. 

Если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи. 

Как же можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка? 

Можно использовать следующие задания: 

  1. хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других: 

рама, рама, лама, рама 

лампа, рампа, лампа, лампа 

колобок, колобок, коробок, колобок 

оклик, оклик, оклик, окрик 

сок, ток, сок, сок 

коса, коза, коса, коса 

рассвет, расцвет, рассвет, рассвет 

сытый, шитый, сытый, сытый 

гора, гора, кора, гора 

голос, колос, голос, голос 

  1. повтори за мной:  ка-ва-та,  па-та-ка, па-ма-ха… 
  1. хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р… 

Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься. 

Рекомендуется использовать следующие упражнения: 

Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам) 

           Д.О.М,    К.О.Т,     У.Т.К.А,   С.Т.О.Л,   В.А.З.А 

Буква потерялась 

                 …ЫБА,     …ОТ,     …ЫМ,     …КНО,     …АК,     …ТОЛ,    …ТУЛ   … 

      

Какими звуками отличаются слова: 

            Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка, 

           уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка,  

          мишка-миска, дом-том… 

 

На какой звук начинаются слова? 

         Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа 

На какой звук оканчиваются слова? 

        Сыр, шар, стол, автобус, мяч… 

 

Кто как говорит? 

         Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)… 

 

«Звуковая цепочка»  

     назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на  

       последний звук предыдущего слова. 

      Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок… 

 

Похожи или нет слова по звучанию? 

     Мышка-миска, корова-лошадь, пол-голмиска-кискарак-мак 

     тетрадь-дождь, день-пеньтом-ком 

 

Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)? 

Лисичка-сестричка-синичка-невиличка 

День-пень-тень-лень и т.д. 

 

 По очереди называем длинные и короткие слова: 

        Дом – карандаш – лук – самолет – стол - пылесос… 

  

 Назови игрушки в названии которых есть звук «С»  

        Самолет, санки, совок, посуда…    (аналогично на другие звуки) 

   

Повтори скороговорки: 

Петя пилой пилит пень. 

Рыбы в проруби пруд пруди. 

На мели мы налима нашли. 

Лара у Клары играет на рояле. 

Памятка для родителей 

 

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, 

родителям необходимо соблюдать ряд условий. 

 

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. 

 

  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу. 

 

  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка. 

 

  • Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша. 

 

  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ? 

 

  • Раз в месяц записывайте речь ребенка на аудио, видео. В дальнейшем – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от  5-10, при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. 

 

 

 

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольников непроизвольное внимание: ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем – то одном, в частой смене деятельности. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает обязательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. 

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей бывает много жалоб на плохую память ребенка. Он часто не помнит, чем занимался несколько минут назад, в тоже время великолепно запоминает рекламу. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. 

Для детей, имеющих речевые нарушения характерно сужение объема памяти и внимания, особенно страдает произвольная, осознанная память на слова, фразы, целые тексты. 

Поэтому так важно проводить специальные занятия для развития памяти, внимания. Особое внимание следует уделить развитию слуховой памяти – запоминанию и точному воспроизведению разнообразных слогов, слов, звуков, фраз. 

Наиболее прочно запоминается информация, основанная на эмоциональных переживаниях. Положительные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах. 

 

Родителям рекомендуется проводить занятия в форме игр с предметными картинками

  • «Угадай, чего не стало?»                 
  • «Угадай, что прибавилось?»                                       
  • «Запомни, разложи» 
  • «Что перепутал художник?» 
  • «Чего не бывает на свете?»  

(Используются предметные картинки, которые подобраны по форме, цвету или по определенной лексической теме. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести, увеличивается постепенно –2 – 3 – 4 – 5 -… перед проведением игры взрослому следует убедиться, что названия картинок ребенку хорошо знакомы. Если речь ребенка ограничена, рассматривание картинок должно сопровождаться четкой речью взрослого.) 

  • «Запомни – повтори»  

-    воспроизведение ряда звуков: а, у, и, о … 

  • воспроизведение ряда слогов: па – та – ка , ма – ка – ха… 
  • воспроизведение ряда слов: кот, собака, лошадь, свинья… 

ЗВУК РОДИЛСЯ!

 - Ребёнок зарычал (зашипел, засвистел)?  

Наконец-то! На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, - звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его.  

Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?  

Вы потратите не более 15 минут в день, но Ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить. 

Естественно начать нужно с самого простого, а именно с произнесения  слогов:  

ДРА-ДРА-ДРА, РО – РО – РА (ША – ШО – ША, СА-СА- СО и т.п.)  

Скучно? Тогда представьте, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме Вас и вашего ребенка не знает, что  ДРА – ДРА – ДРА, означает «здравствуйте». 

Или поиграйте в «тигренка» - спойте песенку : ра – ры – ро  и.т.д. 

Теперь задание сложнее: произносим слова.  

Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете Вы? А ребенок? 

Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы). 

Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р? (йогурт, маргарин, сыр...) 

Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!  

 

Где обедал воробей? 

В зоопарке у зверей. 

Пообедал он сперва 

За решеткою у льва. 

Подкрепился у лисицы, 

У моржа попил водицы. 

Ел морковку у слона, 

С журавлем поел пшена. 

Погостил у носорога, 

Отрубей поел немного. 

Побывал он на пиру 

У хвостатых кенгуру. 

Был на праздничном обеде 

У мохнатого медведя. 

А зубастый крокодил,  

Чуть его не проглотил!.. 

                        *** 

Хозяйка однажды с базара пришла. 

Хозяйка с базара домой принесла: 

Картошку, капусту,  

          морковку, горох,  

                        петрушку  

                                            и  свеклу, ох! 

Накрытые крышкою, в душном горшке 

Кипели, кипели в крутом кипятке: 

Картошка, капуста,  

морковка, горох,  

петрушка и свекла, ох!                   

И суп овощной оказался неплох! 

 

Снова усложняем задание: пересказываем! 

Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось? 

Кормушка для птиц 

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. 

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки! 

 

Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!    

    Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание ребенка! 

 Консультации.

Использование дидактических игр при формировании

лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков. 

Примеры дидактических игр. 

Игра «Скажи наоборот» 

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). 
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот: 

Молодой человек – пожилой человек 
Чистые руки – … грязные руки; 
веселая девочка – грустная девочка; 

Большой мячик – маленький мячик; 

Холодный чай – горячий чай. 

 

Игра «Звуки перепутались» 

Цель.  Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память. 
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов. 
 
Нашла я в сливе … кофточку, 
Надела Феня … косточку. 
 
Созрел на дереве … кафтан, 
Зимой надел я … каштан. 
 
На дерево уселся … граф, 
Живет в красивом доме … грач. 
 
Зазеленели в парке … детки, 
И на прогулку вышли … ветки. 
 
В лесу летают летом … кошки, 
Охотятся на мышек … мошки. 
 
Когтистые у киски … тапки, 
У Вики новенькие … лапки. 
 
Далеко идти мне … пень, 
Лучше сяду я на … лень. 

Игра "Один – много"  
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.  
Упражнения 

Мяч  
Кукла -  
Кубик -  
Пирамидка –  
Стол -  
Стул –  
Диван –  
Шкаф -  
Столик –  
Стульчик –  
Кроватка –  
Диванчик - 

мячи  
куклы  
кубики  
пирамидки  
столы  
-  
-  
-  
Столики  
-  
-  

много мячей  
много кукол  
много кубиков  
много пирамидок  
много столов  
-  
-  
-  
много столиков  
-  
-  

Игра "Назови ласково"  
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.  
Упражнения 

Яблоко  
Груша  
Слива  
Лимон  
Ананас 

Добрый слон  
Зубастый крокодил  
Ленивый бегемот  
Высокий жираф  
Страшный лев 

яблочко  
грушечка  
сливка  
лимончик  
ананасик 

добренький слоник  
зубастенький крокодильчик  
ленивенький бегемотик  
высокинький жирафик  
страшненький львенок 

Игра "Вершки и корешки"  
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли ( вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки). 

 
Вершки  

 --------------------- 

Капуста  
Морковь  
Баклажан  
Свекла  
Картофель  
Кабачок  
Помидор  
Репа  
Огурец  
Редис 

  

-----------------------Корешки 

Игра "Съедобное – несъедобное"  
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. 

Съедобный---------------------- 

Боровик  
Поганка  
Лисичка  
Мухомор  
Масленок  
Рыжик  
Сыроежка  
Опенок 

Несъедобный-----------               

  

Игра "Чье гнездо?", "Чьи перья?"  
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных. 

Гнездо грача – грачиное гнездо  
Гнездо журавля - 

Перо у гуся – гусиное  
Перо у курицы - 

Гнездо скворца –  
Гнездо ласточки 

Перо у утки –  
Перо у индюка – 

  

 

«Артикуляционная гимнастика» 

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. 

Точность, сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. 

С детьми дошкольного возраста работать всегда очень интересно. Конечно, есть и трудности, но радости дети доставляют больше, чем огорчений, и к концу года так сближаешься с ними, что расставаться не хочется. Но осознание того, что дети пришли к нам с множественными речевыми дефектами, а ушли с чистой речью, что они научились чисто и красиво разговаривать, что знания, умения и навыки, полученные у нас, помогут им в обучении в школе - наполняет сердце логопеда гордостью за свою профессию. 

К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. 

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. 

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. 

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста. 

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п ,т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. 

В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением. 

Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо.  

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна только специалистам логопедам. 

На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог. 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе. 

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво. 

Рекомендации к занятиям 

Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза. 

Рекомендации к проведению упражнений: 

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? 

2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 

3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 

4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 

5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. 

6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений. 

7. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж. 

 

Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики 

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована. 

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность. 

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата. 

П. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков. 

III.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для   правильного произнесения шипящих звуков. 

IV.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л']. 

V.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р']. 

 

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными. 

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.  

Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата. 

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики. 

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук. 

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: 

а) гласных;  

б) взрывных согласных;  

в) носовых и сонорных;  

г) губных и язычных;  

д) взрывных и щелевых;  

с) переднеязычных и заднеязычных. 

Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха. 

Указания к проведению артикуляционной гимнастики 

Занятия дадут наилучший результат, если:  

- они проводятся в форме игры и интересны для ребенка; 

- на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие; 

- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются); 

- некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка; 

- при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу; 

- выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом; 

- инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение; 

- если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи. 

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут. 

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. 

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы. 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. 

Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом: 

а)рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы; 

б)показывает его выполнение; 

в)упражнение выполняют все дети; 

г)воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек). 

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером). 

 

Рекомендации к проведению артикуляционных 

упражнений 

 

 

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? 

2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 

3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 

4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 

5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. 

6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений. 

7. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж. 

 

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы на 2011-2012 учебный год

У желающих ознакомиться с годовым планом работы ДОУ есть возможность сделать это не выходя из дома....

Годовой план работы на 2012-2013 учебный год

Годовой план разбит на 3 квартала, имеет приложения: цель и годовые задачи,тематика выставок и развлечений, тематика наглядной информации воспитателей и педагогов-специалистов....

Годовой план работы на 2012-2013 учебный год учителя-логопеда

Данная работа - это годовой план учителя-логопеда на логопедическом пункте, который я использую в своей работе, здесь отражаются все аспекты и направления моей работы...

Годовой план работы педагога-психолога 2020/2021г

Цели, задачи, календарное планирование....