« А НА РУЧКАХ ПАЛЬЧИКИ – ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ….»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия для детей раннего возраста.
« А НА РУЧКАХ ПАЛЬЧИКИ – ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ….»
Цель. Учить внимательно слушать потешки и стихи и понимать их содержание; развивать чувство ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания; побуждать подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом; вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово; расширять опыт познавательного общения со взрослым.
Материал. Кукла Катя, поднос для рисования, манка, угощение, атрибуты для полосы препятствий (кубики, канат, лента ручеёк и др.)
Художественное слово и пальчиковые игры. Русские народные потешки; С.Михалков. «Пальчики»; Н. Блуменфельд. «Ладушки»; стихи из книги Т. Бардышевой «Забодаю, забодаю»
Ход занятия.
Дети свободно стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель. Дети, давайте поздороваемся друг с другом. (Здороваются) Посмотрите и солнышко уже проснулось!
Психогимнастика (из кн.: Колесникова Е. « От слова к звуку: рабочая тетрадь. М.; ЮВЕНТА, 2004).
Нарисуем большой круг (рукой показываем круг)
Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики).
Это солнышко сияет (улыбаемся),
Все собою озаряет!
Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте. Звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся. Солнышко проснулось и детки проснулись, сладко потянулись.
Упражнение «Потягушечки – потягушечки, на деткины растушечки».
Давайте покажем, какими большими вы выросли. (Дети поднимаются на носочки, потягиваются.) А теперь покажите какими вы маленькими были (приседают)
Стук в дверь.
Воспитатель. Слышите? Ещё кто-то к нам спешит! (Вносит куклу) Кто ты? Как тебя зовут?
Кукла. Здравствуйте, малыши! Я кукла Катя!
Воспитатель.
Куколка – красавица
Всем ребятам нравится.
Кукла синеглазая.
С длинными ресницами,
Алыми губами –
Полюбуйтесь сами!
Дети называют и показывают части тела куклы. Используя слова стихотворения, дают ей характеристику: «синеглазая», «губки алые», «длинные ресницы», «куколка красавица»
Воспитатель. Молодцы! Все знаете! Надо бы угостить куклу Катю. А чем её угостить? (ответы.) Давайте испечем бараночки! А Катя посмотрит, какие мы с вами умелые, какие пальчики у нас ловкие! (На манке указательным пальцем рисуют круги бараночки. воспитатель читает потешку.)
Ах, качи – качи – качи,
Все баранки – калачи,
Все баранки – калачи
С пылу, с жару из печи!
Воспитатель. Вот какие бараночки красивые получились! Круглые, большие и маленькие. Поставим их в печку. А пока они пекутся, повторим потешку.
Совместное чтение потешки.
Воспитатель. Бараночки наши ещё не готовы. Поиграем пока с куклой Катей.
Кукла Катя к нам пришла,
Встала с солнышком она.
Будем с Катей мы играть,
Будем ручки развивать.
Посмотрите, какие у куклы маленькие ручки и пальчики. А теперь посмотрите на свои веселые ладошки.
Где же, где же наши ручки? Где ладошки? Покажите! Вот они! (Дети показывают ладошки).
А где пальчики, девочки и мальчики? (Дети растопыривают пальчики)
Покажите, как они умеют весело плясать? (Двигают пальчиками.)
Спрятались пальчики! Вот так! (Сжимают кулачки.)
Ой, что-то мне куколка хочет сказать (прислушивается). Катя говорит, что она очень любит загадки. Загадайте ей загадки с помощью пальчиков! Угадай, Катя, кто это?
(Дети показывают пальчиками птичку)
Кукла. Сорока!
Воспитатель. Сорока – белобока!
Где была? – Далеко! (Самомассаж ладоней указательным пальцем.)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала (по очереди загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
А этому не дала!
Ты воды не носил! (Грозят указательным пальчиком.)
Дров не рубил!
Кашу не варил!
Нет тебе ничего! (Разводят руками в стороны)
А это кто смотрит из окошечка? (Скворчата)
Из скворечника торчат (делают крышу)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют все пальцы с большим пальцем)
Клювик раз, клювик два (поочередно показывают «клювики» правой и левой рукой),
Лапки, лапки, голова (надавливают ладошками на стол, пальцы в замок – «голова»).
А кто это по лужам шлепает красными лапками? (Гуси)
Гуси-гуси! – Га-га-га!
Есть хотите? – Да-да-да!
Так летите же домой!
- Ой-ой-ой-! Ой-ой-ой!!
Серый волк под горой ,
Не пускает нас домой. Ой!
Кто это - угадай? (Дети машут кистями рук - «крылышками».)
Маленькая птичка
Прилетела к нам,
Маленькой птичке
Зернышки я дам (пальцы в щепотке, «сыплют зернышки»)
Маленькая птичка зернышки клюет (указательным пальцем одной руки стучат по ладони другой руки).
Маленькая птичка песенки поет (пальцы в щепотке, «открывают» клювики).
Чик-чирик! Чик-чирик!
Воспитатель. Молодцы! Хорошо умеете пальчиками загадки загадывать. А теперь споем куколке песенку и поиграем ладошками.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала,
Деткам давала.
Оле, Ване, Тёме, Марине – всем дала!
Добрая бабушка! А ещё она капусту рубила , а потом солила. Поможем ей?
Мы капусту рубим, рубим (ребрами ладоней выполняют движениями вверх - вниз.)
Мы капусту солим, солим (складывают пальцы в щепотку и «солят»)
Мы капусту мнем, мнем (сжимают и разжимают пальцы рук.)
А потом её жуем (имитируют процесс жевания)
Вкусная капуста получилась!
Ручки наши хорошо играют. А ножки умеют играть? Сейчас проверим! Закройте глаза. Катя спрячется, а мы её будем искать.
Потерялась наша Катя!.
Где её теперь искать нам?
Катя, Катенька, Ау!
Я тебя сейчас найду!
Дети идут по группе, ищут Катю, проходят по дорожке препятствий: «Змейка», «Ручеёк», «Узкая тропинка», «Мостик».
Воспитатель. Нашли Катю! Теперь она будет вас искать, а вы прячьтесь – закрывайте глаза ладошками!
Катя.
Потерялись наши детки!
Где же их теперь искать нам?
Дети. Деточки, ау!
Вот сейчас я вас найду!
(Дети открывают лица).
Катя. Ах, вот где вы! Нашла! Сейчас я вас догоню!
Дети разбегаются врассыпную по группе. Стоят свободно.
Воспитатель. Как вы быстро бегаете! Молодцы! А чем же так вкусно пахнет? (Дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох носом, выдох через рот.) Это же наши бараночки испеклись! Угощайтесь ребятишки, сами да про гостью не забудьте!
Угощение.