Детская одаренность
статья (старшая группа)

Токарева Галина Ивановна

Развитие детской одаренности (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staya_detskaya_odarennost.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская одаренность

Токарева Галина Ивановна,

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

Из опыта работы

Сенситивным периодом для развития способностей детей является раннее детство и дошкольный возраст. Ребенок этого возраста характеризуется высокой познавательной активностью, повышенной впечатлительностью и потребностью в умственном напряжении. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими. Отличительными особенностями дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартное мышление, кроме того, проявляется особая чувствительность, отзывчивость к окружающей среде. Начальной предпосылкой для развития способностей являются врожденные задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти долгий путь развития. Первые годы жизни ребенка являются самыми ценными для его будущего, и необходимо использовать это время как можно полнее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это связано с преобладающей ориентацией на "среднего" ребенка в течение длительного времени. Поэтому в реальной практике возникает острая необходимость в целенаправленной, системной и систематической работе по выявлению, сохранению и развитию одаренных дошкольников.

Развитие одаренности детей в Дошкольном отделении требует разработки и реализации целостной программы, основанной на системном, личностно-ориентированном, личностно-деятельностном подходах, которая обеспечит координацию деятельности Дошкольного отделения в развитии одаренности детей. Включение дошкольников в кружковую деятельность, исходя из их способностей, склонностей и интересов, позволит развить именно то направление развития ребенка, которое было выявлено диагностикой и решением психолого-педагогического совета.

В нашем Дошкольном отделении разработана и внедряется педагогическая система, способствующая реализации данной программы.

Система работы "Одаренный ребенок" направлена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей со среднего дошкольного возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному (способному) ребенку.

Программа направлена на поддержку и развитие детей в следующих областях:

  • Интеллектуальная одаренность
  • Художественный и творческий талант

Система развития одаренных детей происходит за счет включения воспитанников в кружковую работу. Занятия в кружках и студиях проводятся один  раз в неделю по 30 минут в форме различных интеллектуальных и развивающих игр, продуктивных занятий, музыкальных игр и т.д. Развитие одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи, объединения усилий педагога-психолога, воспитателей, специалистов, родителей.

Каждая система углубленной работы направлена на развитие специальных видов одаренности: интеллектуальной, художественно-творческой или спортивной.

Направление одаренности

Углубленная работа

Целевое направление кружка

Возраст детей

Специалист

Интеллектуальная одаренность

Кружок

«Лаборатория профессора Ума»»

Развитие

интеллектуальных способностей

5-7 лет

Педагог-психолог

Художественно-творческая

одаренность

Кружок «Творческая гостиная»

Самореализации одарённой личности в различных видах изобразительного искусства и творческой деятельности

5-7 лет

Педагог по изо -деятельности

Вокальная студия

«Ладушки»

Развитие  творческого потенциала, поддержка и раскрытие вокальных способностей одаренных детей.

5-7лет

Музыкальный руководитель

Выявление детей с общей и специальными видами одаренности осуществляется посредством проведения психолого-педагогической диагностики, педагогического наблюдения, анкетирования родителей. С целью получения информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития  педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику, которая включает три направления: работа        с        педагогами        (беседы,        анкетирование,        анализ результатов педагогического мониторинга); работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества); работа с родителями (беседы, анкетирование).

Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении. Для родителей и воспитателей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей.

Показателем эффективности деятельности Дошкольного отделения в направлении развития задатков и способностей детей будет являться также  участие воспитанников      в        муниципальных и региональных мероприятиях: участие и победы в конкурсах, выступления на значимых мероприятиях, участие в выставках и т.д., проводимых для дошкольников

  Методами успешной реализации программы являются: Индивидуально-образовательный маршрут на каждого одаренного ребёнка и Карта одаренности - реальный помощник в сотрудничестве воспитанника и педагога, результат которого – рост воспитанника, как в личностном, так и образовательном плане.

Методы обучения, как способы организации деятельности воспитанников, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных воспитанников, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

 Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных воспитанников. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).

Образовательная программа содержит несколько курсов:

  1. Курс «Система углубленной работы с интеллектуально способными детьми и детьми с признаками одаренности в рамках кружка «Лаборатория профессора Ума »
  2. Курс вокальная студия «Ладушки»
  3. Курс  «Творческая гостиная»

Курс «Система углубленной работы с интеллектуально способными детьми и детьми с признаками одаренности в рамках кружка «Лаборатория профессора Ума» основан на организации разнообразной интеллектуальной и творческой деятельности детей. В основе образовательной деятельности обучения лежат развивающие технологии интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

Курс «Творческая гостиная» направлен на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка по обеспечению оптимальных условий для развития детей с завышенными художественными способностями. Данный курс позволяет создать систему работы с детьми дошкольного возраста  вне занятий,  дать детям дополнительные, расширенные и более глубокие сведения по изобразительному искусству, а также познакомить с традиционными и нетрадиционными техниками творческой деятельности, создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.

Курс вокальная студия «Ладушки» с одаренными детьми, поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, социализироваться и взаимодействовать, в коллективе и с коллективом.

В заключении хотелось бы отметить, что способности, в отличие от склонностей, являются приобретенным качеством. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития одновременно являются факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и Дошкольное отделение работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Программа, разработанная педагогическим коллективом нашего Дошкольного отделения, способствует созданию условий для построения  образовательного процесса направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Эта программа доступна в использовании в любом дошкольном отделении. Она позволяет  скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Литература

  1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. М.: Учитель,2020г.
  2. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993г.
  3. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999г.
  4. Савенков, А.И. Одарённые дети: особенности психического развития. / А.И. Савенков. - М: Просвещение, 2006г.
  5. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей. – М; Владос 2019г.
  6. Теплов, Б.М. Способность и одарённость / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М: Просвещение, 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...