Игра для педагогов "Знатоки традиций и обычаев".
материал
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная игра – знатоки традиций и обычаев.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.
Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
-продолжать создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;
-привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-устанавливать сотрудничество с другими учреждениями.
А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поздороваемся».
Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
Девицы-красавицы отвечаем на мои вопросы (тренинг):
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
Викторина «Заморочки из бочки»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)
-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость
-Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
-Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
А сейчас у нас музыкальная пауза «Оркестр» (воспитатели по команде ведущего играют на народных инструментах)
«Пословицы неспроста молвятся»: (Объясните, что это значит)
Ведущая: - Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали
1 Маленькое дело лучше большого безделья
2. От совета стариков голова не болит
3. Лучше своё отдать, чем чужое взять
4 Семь деревень, а лошадка одна
5. Пятеро одну соломинку поднимают
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-431708-1396791204.jpg)
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396797-1391354938.jpg)
Деловая игра для педагогов "Знатоки природы"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» №2 п. ПОЛОВИНКАДеловая игра для педагогов: «Знатоки природы».2015год.Воспитатель: Богданова А.А.1. Вопросы:1. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-579956-1422987613.jpg)
Игра для педагогов "Знатоки"
Игра для педагогов "Знатоки" предназначена для активизации изучения вопросов ФГОС ДО, знаний Программных требований и требований СанПиН. Игровое поле разделено на шесть секторов (5 из них ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-754841-1455291503.jpg)
Деловая игра для педагогов "Знатоки ФГОС ДО"
Цель: повышение профессиональных знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ (ФГОС ДО, ФЗ РФ «Об образовании») .Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов н...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-558236-1643603571.jpg)
Интеллектуальная игра для педагогов «Знатоки проектного метода»
Целью интелектуальной игры для педагогов «Знатоки проектного метода» является - закрепить знания воспитателей о применении проектного метода в образовательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929875-1496760599.jpg)
Интеллектуально - творческая игра для педагогов "Народные традиции и русские обычаи"
Интеллектуально - творческая игра поможет педагогам повысить уровень знаний, расширить кругозор, отдохнуть от рутинных забот и получить заряд бодрости....