ПРОЕКТ «ЧУДО-БЛОКИ»
проект (средняя группа)

Терёшкина Татьяна Вячеславовна

Проект с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-bloki.docx123.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 1056»

Дошкольное отделение 2

ПРОЕКТ «ЧУДО-БЛОКИ»

«Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

                                                                             

                                                                              Воспитатели: Сидорова Н.Е.

                                                                                                       Терёшкина Т.В.

МОСКВА

2021г.

Проект «Чудо-блоки»

Средняя группа

Логика — это искусство

приходить к непредсказуемому выводу.

Сэмюэл Джонсон

Проект с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша.

Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно-групповой, практико-ориентированный.

Время реализации проекта: октябрь 2021 года – май 2022 года.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: дети средней группы.

Пояснительная записка:

Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Проблема: Дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

Обоснование проблемы:

 Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

 Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.  

Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

   

Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи проекта для детей:

- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);

- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.

Задачи для педагогов:

- Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;

- Повышать педагогическую грамотность;

- Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

Задачи для родителей:

- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша,  обучающими задачами, способами подачи детям.

-Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Основные принципы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Время проведения: три раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность не более 20 минут.

Методическое обеспечение:

-«Логические блоки» Дьенеша;

- карточки с изображением символов;

- игровые поля;

- мультимедиа.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Определение цели и задач проекта, участников проекта.

- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий:

Занятия ,игры «Блоки Дьенеша»

Картотека дидактических игр по блокам Дьенеша,

«Математические загадки»,

Картотека «Геометрические сказки»,

- Наглядная информация для родителей:

«Логические блоки Дьенеша»,

«Игры и упражнения с блоками Дьенеша»,

«Давайте вместе поиграем»,

Буклет «Что такое блоки Дьенеша»,

Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (методические рекомендации по использованию логических блоков).

Предполагаемый результат.

Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.

2 этап. Основной

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста

-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности:

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3.Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

 а) Подвижные игры (предметные ориентиры).

 б) Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

«Выложи дорожку»

«Лепим Нелепицы»

«Найди Домик»

«Найди ключик»

«Какой фигуры не хватает»

«Печём пирожки»

«Угощение для медвежат»

«Рыбалка»

«Кондитерская Фабрика»

«Найди две-три ошибки»

«Игры с одним-двумя обручами»

  в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.

3 ЭтапЗаключительный.

- Обработка и оформление материалов проекта.

-Оценка результатов работы всех участников проекта.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Участие родителей в  дидактических играх «Что за чудо эти блоки».

Предполагаемый результат:

- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

Работа с детьми:

- Беседа с детьми об их удовлетворённость играми с блоками Дьенеша: что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?

- Проведение математической  презентации «Что за чудо эти блоки»

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 Показ презентации о проекте   

 - Альбом «Геометрические сказки»

    (рисунки, аппликации).    

Предполагаемые результаты по проекту:

-для детей:

- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

для педагогов:

- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

для родителей:

- Установление эмоционального контакта с детьми.

- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

Результат проекта.

  • Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
  • Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.
  • Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
  • Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
  • В результате все дети знают и называют основные цвета; все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры; различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур, умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами, сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств, определять свойства фигур на ощупь; и умеют декодировать информацию. Умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Литература:

1.«Давайте вместе поиграем»

Игры с логическими блоками Дьенеша, Санкт-Петербург. ООО «Корвет»

2.Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Учебный курс для детей 4-5 лет

ФГОС Детство-Пресс

3.Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша и счетным палочкам Кюизенера

4. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

5. 3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие

                                     Проект «Чудо-блоки»

Средняя группа

1 этап. Подготовительный

- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий:

Занятия, игры «Блоки Дьенеша»

Картотека дидактических игр по блокам Дьенеша,

«Математические загадки»,

Картотека «Геометрические сказки»,

- Наглядная информация для родителей:

«Логические блоки Дьенеша»,

«Игры и упражнения с блоками Дьенеша»,

«Давайте вместе поиграем»,

Буклет «Что такое блоки Дьенеша»,

Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (методические рекомендации по использованию логических блоков).

2 этап. Основной

Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста

-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.

-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности:

1. Дидактические и развивающие игры.

2. Подвижные игры;

3.Театрализованные игры;

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

5. Конструирование;

6. Образовательные ситуации.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

 а) Подвижные игры (предметные ориентиры).

 б) Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

«Выложи дорожку»

«Лепим Нелепицы»

«Найди Домик»

«Найди ключик»

«Какой фигуры не хватает»

«Печём пирожки»

«Угощение для медвежат»

«Рыбалка»

«Кондитерская Фабрика»

«Найди две-три ошибки»

«Игры с одним-двумя обручами»

  в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.

3 ЭтапЗаключительный.

- Обработка и оформление материалов проекта.

-Оценка результатов работы всех участников проекта.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 Показ презентации о проекте   

 - Альбом «Геометрические сказки»

     (рисунки, аппликации).    

            Материал, используемый при проведении проекта:

Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе.

Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме.

Картотека дидактических игр:

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».

Игра «Чудесный мешочек».

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Игра «Собери по образцу».

Детям предлагают составить из геометрических фигур предложенные картинки.

Игра «Найди предмет такой же формы»

Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;

Игра «На что похоже»

Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похожи, например, на туловище животного, на воздушный шарик.

Игра «Сложи узор».

Детям предлагают составить определенный узор из кубиков.

Игра «Фигуры – пазлы».

Игра «Математическое лото».

Раздаточный счетный материал.

Игровое пособие и иллюстрационный материал по блокам Дьенеша.

«Логические цепочки».

Формировать умение чередовать логические блоки по нескольким признакам: цвет, форма, величина, устанавливать закономерность чередования фигур.

«Магазин».

Знакомство детей с карточками - схемами с тремя символами: цвет, форма, величина. Учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных признаков свойств геометрических фигур. Развивать речь.

«Построим домики» (игра с плоскими фигурами).

Развивать конструктивные способности, умение рассуждать, выявлять свойства предметов, аргументировать свой выбор.

«Покормим птиц» (игра с двумя обручами).

Продолжать учить расшифровывать информацию и находить блоки с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

«Мышки - норушки» (игра с коробками).

Продолжать учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии свойств блоков с помощью карточек с тремя символами: цвет, форма, величина.  Развивать творческие способности.

«Сюжетные картинки: дорожки к домикам Мишки и зайчика».

Развивать конструктивные способности, пространственные представления, умение работать по схеме.  Закреплять навыки моделирования.

«Конструктор - игрушки».

Развивать конструктивные навыки, учить подбирать необходимые блоки, ориентируясь на схему, по карточкам с тремя символами: цвет, форма, величина.

«Посадим красивые цветы» (игра с двумя обручами).

Продолжать учить детей выявлять признаки блоков по карточкам с символами, удерживая в памяти одновременно три признака: цвет, форму, величину.

Закрепить пространственные отношения: внутри, снаружи, около.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чудо - блоки"

Педагогический проект "Чудо - блоки" направлен на формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...