Педагогический проект "Чудо - блоки"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Агафонова  Анна Анатольевна

Педагогический проект "Чудо - блоки" направлен на формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "чудо - блоки"67 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧссӧвмӧдан   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдзвелӧданмуниципальнӧйсьӧмкуд учреждение Воркута к.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

2013 г.

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления »

Адресация проекта

Педагоги МДОУ, дети 5-7 лет

Руководитель проекта

Агафонова Анна Анатольевна, старший воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42 «Алёнка» г. Воркуты

Участники проекта

Педагоги МДОУ, дети 5-7 лет, специалисты МДОУ, родители.

Возраст воспитанников

Дети 5-7 лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукт:

- практико-ориентированный

По количеству участников:

- групповой

По продолжительности:

- средней продолжительности

По профилю знаний

- монопроект

По уровню контактов:

- на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

Задачи проекта

  1. Обеспечить педагогические условия для реализации права ребёнка на использование различных развивающих игр, направленных на развитие мыслительных процессов.
  2. Способствовать развитию мыслительных умений: классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию, через активную практическую деятельность старших дошкольников.
  3. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления элементов творческой инициативы в процессе самостоятельного использования и модификации хода игр с логическими блоками Дьенеша.

Ресурсы проекта

- Перспективные планы игровых занятий (кружок «Чудо - блоки»)

- Конспекты занятий

- Дидактические, развивающие игры

- Блоки Дьенеша

- Схемы, модели

- Диагностический материал уровня подготовленности воспитанников

Предполагаемые

продукты проекта

Продукты деятельности педагогов

- Перспективные планы игровых занятий (кружок «Чудо - блоки»)

- Конспекты занятий

- Методические рекомендации по организации деятельности с детьми, направленной на активное использование логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

Продукты деятельности детей

- Схемы, модели

- Тексты придуманных математических сказок

- Рисунки

Продукты деятельности других участников

- План участия в проекте творческой группы родителей

- Изготовление фотоальбома (« Что за чудо эти блоки»)

Аннотация

Актуальность выбранной темы обусловлена объективными и субъективными факторами.

К объективным факторам можно отнести:

- необходимость высокого уровня развития мыслительных умений (классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию) у старших дошкольников как одно из условий к успешному обучению в школе.

- психолого-педагогические особенности дошкольников заключаются в том, что ведущей деятельностью для них является игра. А данный проект обеспечивает одновременный процесс развития познавательных процессов и формирование игрового опыта ребёнка.

К субъективным факторам мы относим статус ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» с приоритетом познавательно – речевого развития дошкольников. А развитие умения

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию является важнейшей частью данного аспекта развития детей.

Для успешной реализации образовательных задач необходимо обеспечение мотивации дошкольников к участию в этой деятельности. Главной проблемой, послужившей отправной точкой к разработке и реализации проекта, явилось снижение интереса к использованию в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления и, как следствие, недостаточная динамика развития познавательных умений: классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

В ходе реализации данного проекта затрагивается воспитательный аспект: дети учатся сотрудничать, основывать свои действия на взаимопомощи.

Личностная ориентация проекта - степень активности детей, выбор средств для достижения целей, сложность индивидуальных заданий зависит от уровня развития мыслительных умений каждого ребёнка, от особенностей характера, темперамента и коммуникативных качеств.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Неделя

Виды деятельности в ходе проекта

Предполагаемые результаты.

1.

1-2

неделя

Сотрудничество с семьями  воспитанников:

- Доведение до сведения смысла и цели проекта.

   Выборы творческой группы родителей – активных участников проекта.

- Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».

-Консультация -деловая игра  для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» ( Методические рекомендации по использованию логических блоков ).

- Создание творческой группой плана участия родителей в реализации

    проекта. (см. приложение №1)

- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша

2.

1-2

неделя

Работа с сотрудниками ДОУ:

- Организация творческой группы педагогов- участников проекта.

- Составление перспективного плана кружковой деятельности на основе деятельностного подхода и игрового взаимодействия с детьми (см. приложение №2)

- Разработка памятки для педагогов «Особенности и алгоритм действий взрослых и детей на этапах проектирования».

- Разработка сценария действий одного из педагогов (исполнение роли «Блоковичка», Королевы Математики), совместная с коллегами организация сюрпризных моментов для детей.

- Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников.

- Определение перспективы в работе по формированию внутренний мотивации дошкольников на активное использование

в играх, общении, самостоятельной деятельности блоков Дьенеша.

- Практическая помощь педагогам в организации проектной деятельности.

3.

1-2

неделя

Работа с детьми:

Предварительный шаг.

- Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений. По методике З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной «Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Математика- это интересно».

Основные методы диагностики - дидактические игры, предлагаемые авторами программы «Детство»; наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

1 шаг.

- Интригующее начало: Получение письма от Королевы Математики. (Королева Математики частый гость на занятиях по формированию элементарных математических представлений - приносит задания, награждает за успехи, приходит на помощь героям)

Королева отправляет своего верного слугу Блоковичка с письмом и набором блоков Дьенеша к детям.  В письме Королева сообщает о том, что она расстроена. До неё донеслась весть о том, что блоки Дьенеша, которые она изобрела для детей, очень часто лежат на полке без дела.

2 шаг:

- Обсуждение с детьми создавшегося положения. Постановка цели проекта, его мотивация: исправить создавшуюся ситуацию, включив логические блоки Дьенеша в активное пользование.

- Беседа «Для чего и как можно использовать блоки Дьенеша?»

3 шаг:

Задание детям: вместе со сверстниками  и родителями придумать дополнительные способы успешного достижения цели.

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

План мероприятий:

1.Написать письмо Королеве Математики, в котором рассказать, о нашем желании исправить положение.

2.Придумать новые игры с блоками и послать их Королеве,

3.Сочинить сказку, используя блоки Дьенеша.

4. Организовать выставку работ по любимым сказкам с использованием блоков (моделирование, аппликации, рисунки) с помощью родителей;

5.Придумать новых несуществующих героев и т.п. (инициатива детей);

- Начало кружковых игровых занятий («Чудо - блоки»).

За каждое «активное занятие» по использованию блоков Дьенеша – группа получает фишку. После накопления трёх фишек воспитатель сообщает о результатах Королеве Математики. Особенно поощряется взаимопомощь, желание помочь товарищу. После накопления 5-ти фишек –«Блоковичок» предлагает детям новую игру (занятие) с блоками Дьенеша..

- Первоначальная заинтересованность детей в использовании блоков  Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.

- Появление первых навыков целенаправленных действий.

-Появление навыков решения простых проблемных ситуаций, активности в мышлении ( в зависимости от индивидуальных способностей).

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

4.

3-7 неделя

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Выполнение индивидуальных занимательных заданий дома по использованию блоков Дьенеша, предлагаемых воспитателем.

- Заседания творческой группы родителей (1 раз в неделю) в форме Клуба единомышленников, деловой игры, мозгового штурма.

- Помощь воспитателям в подготовке сюрпризных моментов, дидактических наглядных материалов для кружковой работы и повседневных игр.

-Участие в практической помощи детям: поиск путей решения проблем, трудностей, индивидуальных «домашних заданий игрового характера».

- Организация выставки рисунков, схем, новых игр « Что за чудо эти блоки».

- Участие  родителей в отдельных занятиях в качестве сюрпризных персонажей.

-Еженедельная наглядная информация для родителей о положительной динамике в развитии мыслительных умений дошкольников, появившихся в результате активного использования и освоения новых игр с блоками Дьенеша.

- Выставка – презентация  развивающих игр «Логическая мозаика»,  в том числе придуманных в ходе проекта.

- Подготовка к математическому празднику.

- Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам использования блоков Дьенеша.

- Появление интерес к  сотрудничеству у родителей ранее занимавших пассивную позицию.

- Сплочение коллектива родителей.

5.

3-7 неделя

Работа с сотрудниками ДОУ:

- Привлечение воспитателей к сбору игрового материала для дальнейшего составления перспективных планов кружковой деятельности.

- Создание подборки практических материалов для использования педагогами ДОУ:

- Совместная разработка инструкции- памятки « Педагогические условия для успешной работы с детьми по использованию блоков Дьенеша»

- Обмен положительным опытом работы с коллегами;

- Пополнение практическими и теоретическими материалами

6.

3-7 неделя

Работа с детьми:

- Проведение кружковых занятий « Чудо - блоки» - 2раза в неделю. (Приложение №2)

- Сочинение математических сказок «Забавные истории».(иллюстрирование с помощью блоков)

- Конструирование « Несуществующий транспорт», «Город мечты».

- Придумывание схем, моделей, модификация имеющихся игр.

-  Выставка «Геометрический вернисаж» ( составление образов из геометрических фигур).

- Конкурс «Загадки без слов».

- Подготовка к проведению математического праздника.

- Активизация сотрудничества воспитателя с детьми в достижении намеченных результатов;

- Появление у детей навыков оказания помощи сверстникам, воспитателям;

- Закрепление интереса к работе с логическими Блоками;

- Появление новообразований в речевой и мыслительной сфере в процессе работы с блоками Дьенеша.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

7.

7-8 неделя

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Заседание «Клуба единомышленников» родителей и педагогов: подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив.

- Участие родителей в математическом  празднике-презентации «Что за чудо эти блоки».

- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

8.

7-8 неделя

Работа с сотрудниками ДОУ:

- Выступление на итоговом Педагогическом совете «О результатах, особенностях и перспективах проектной деятельности».

- Приглашение воспитателей на праздник-презентацию, подготовка заданий для педагогов.

- Возможность педагогам увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада общеразвивающего вида;

9.

7-8 неделя

Работа с детьми:

- Составление письма Королеве Математики с рассказами об успешных результатах деятельности, приглашением на праздник, с целью показа своих достижений.

- Беседа с детьми об их удовлетворённостью играми с блоками Дьенеша: что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?

- Поведение математического праздника- презентации « Что за чудо эти блоки»

- Предоставление детям возможности увидеть  реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая технология "Блоки Дьенеша"

В материале я представляю свою коррекционно-развивающую технологиу с использованием блоков Дьенеша....

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Юные гении» (Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«Юные гении»(Педагогическая технология  “Блоки   Дьенеша”)        Проект выполнила:воспитательАлекс...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “БЛОКИ ДЬЕНЕША"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует ...

Презентация "Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» - система логических игр для детей дошкольного возраста"

Презентация "Педагогическая технология "Блоки Дьенеша" - система логических игр для детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...

Презентация Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» - система логических игр для детей дошкольного возраста

Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» - система логических игр для детей дошкольного возраста ...