Песочная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста.
материал

Балдакова Татьяна Александровна

Песочная аппликация хороша тем, что доступна маленьким детям, позволяет достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_pesku.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Распространение  опыта работы по теме «Песочная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста» на Августовской конференции работников системы образования МО «Кабанский район».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада, что являюсь участником конференции и смогу перенять бесценный опыт своих коллег и поделиться своим опытом работы по развитию художественно-творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.  

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала.

 Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческого потенциала детей недостаточно. Необходимо пополнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации.

С целью развития,  обогащения художественной творческой деятельности детей второй младшей группы я использую в работе новые техники изображения.  Одна из них – песочная аппликация. Данная техника хороша тем, что доступна маленьким детям, позволяет достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.

 Рисуя песком, ребенок создает удивительный цветной мир, развивает фантазию и воображение, мелкую моторику рук, становится внимательнее и аккуратнее, получает творческий опыт. Рисуя песком, ребёнок отдыхает и успокаивается.                         

Цель моей работы: развитие художественно-творческой деятельности детей младшего возраста посредством песочной аппликации, совместно с родителями.        

Исходя из цели следующие задачи:

  • Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новый и необычный для детей способ выполнения работы по аппликации. / Песочная аппликация/.
  • Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями нетрадиционного для изображения материала /песка/ и открыть его новые возможности.  Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционной изобразительной технике.
  • Развивать интеллектуальную сферу – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, творческого и критического мышления.
  • Развивать мелкую моторику рук; способность координировать работу рук со зрительным восприятием.
  • Развивать технические умения в аппликации: правильно держать кисточку, наносить клей равномерно по всей поверхности изображения; последовательно на отдельные детали изображения.
  • Развивать познавательную активность в процессе творчества, коммуникативные навыки, умение работать рядом.
  • Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы.
  • Обогащать тактильный и сенсорный опыт детей.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционной техникой в аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется.  Поэтому свою работу начала с обогащения развивающей среды.  В группе были созданы творческие центры: «Центр маленького волшебника» с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами, наглядными пособиями, трафаретами, шаблонами, раскрасками и «Островок чудесных превращений», оснащённый обычным песком для игр, разными формочками,  цветным песком для рисования, различными приспособлениями для пересыпания, просеивания; красителями – гуашью, цветными мелками (для совместной деятельности с взрослым) и другими материалами. Цель центров в активизации детского художественного творчества, обогащении опыта творческой деятельности.  Их доступность и свобода выбора  даёт возможность экспериментировать, исследовать цвет, свойства материалов, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.

Первые эксперименты мы проводили с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности.

Когда запас знаний детей пополнился, появился интерес, а что можно еще сделать из песка? После просеивания, промывания я предложила смешать песок с яркими красками и получить нужный цвет для дальнейшей работы. После просушивания, песок превратился в яркий, волшебный.  Мы стали рисовать на цветном песочке, используя игровые упражнения: что может быть жёлтым?  Зелёным? Красным? и т.д.  Затем насыпали на бумагу цветной песок через трафареты и видели, что получаются рисунки. У детей появилось желание украшать  цветным песком. Я поняла, что работа увлекла детей, поэтому продолжила работу в данном направлении. Познакомила детей с новой техникой – «Песочная аппликация».  Ребята узнали, что при помощи клея песок не рассыпается,  прочно держится на бумажной основе. Так вместе с детьми мы увлеклись нетрадиционной технологией «Песочная аппликация». Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому я решила использовать в этом возрасте раскраски, шаблоны и трафареты.

Образовательную деятельность по песочной аппликации проводила в режимных моментах. Формы организации:

- совместная деятельность педагога с детьми (с подгруппой, индивидуально);

- самостоятельная  деятельность детей.

Организацию занятий строила в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, где соблюдала принцип добровольного включения в деятельность.

В работе использовала игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии.

В процессе обучения детей песочной аппликации соблюдала интегрированный подход.

Работу по обучению детей песочной аппликации строила от простого к сложному.

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности с песком осуществляла через создание игровых образовательных ситуаций, проблемных ситуаций («Угостим зайку морковкой», «Поможем цыплёнку отыскать дорогу к маме», «Украсим ёлочку для зверят» и др.), игр – путешествий по сказкам, игр- заданий «Закрась яблоко зелёным, красным цветом», «Повтори фигуры»; творческих игр. В творческий процесс с детьми включала занимательные рассказы, загадки, стихи, потешки, песенки.

Используя песочную аппликацию, как средство развития коммуникативных свойств личности, комбинировала индивидуальные и коллективные задания: «Куклы собираются на день рождения», «Животные бабушкиного двора», «Машины едут по дороге» и т.д.

Во время выполнения разнообразных игровых ситуаций, дети приобретали навыки совместного творчества.

Развивая творческую деятельность детей, творческие способности, к каждому ребёнку находила индивидуальный подход, учитывала его желание, интерес, практические умения и навыки, использовала дифференцированный подход в работе.

Самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.

Немаловажный приём в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому выполненные детьми работы размещала на мини – выставке, где ими могли полюбоваться и авторы работ, и другие дети.  

В  ФГОС ДО большое внимание уделено работе с родителями. Нельзя вырастить настоящего человека без стремлений с обеих сторон к успеху. Поэтому работала  в тесном  сотрудничестве со своими родителями, на основе построения с ними партнёрских отношений, активного их участия в творческом процессе.  Для привлечения внимания родителей и вовлечения их в совместный творческий процесс, организовывала фотоотчёты, проводила выставки детских работ.  Для распространения родительского опыта в приёмной оформляла  уголок – «Родительская копилка». С целью вовлечения родителей и детей в совместную творческую деятельность, предполагающую общение взрослых с ребёнком, организовывала работу творческой мастерской: «Песочное путешествие по сказке «Колобок», где родители вместе с детьми украшали сказочных героев и рассказывали сказку, «Рисуем песочные картинки вместе с мамой». Во время совместных занятий с детьми, родители обменивались опытом, демонстрировали результаты совместной работы, делились наблюдениями и переживаниями. В процессе совместной творческой деятельности ребёнок чувствовал свою значимость, что приносило ему радость, поддерживался интерес и желание мастерить. Также для совместного творчества родителей и детей организовывались  выставки творческих работ на тему «Мастерим вместе».

Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и полезная. На сегодняшний день результат проведенной работы по обучению детей песочной аппликации радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников.

 Мои ребятишки научились создавать очаровательные песочные картинки и выполняют это с большим удовольствием и желанием, овладели техническими умениями, научились производить точные движения пальцами рук, что способствует развитию мелкой моторики, обогатился сенсорный опыт детей. Рисуя песком, у детей не возникает ощущения, что они могут ошибиться и испортить рисунок, что очень важно для них, дети стали спокойнее, сосредоточеннее.

Для родителей – это прекрасный повод провести свободное время вместе с детьми и получить от совместного творчества огромное удовольствие. Занимаясь творчеством вместе со своими детьми, взрослые смогли лучше узнать и понять мир детей, достигнуть гармонии в отношениях. Большинство наших родителей стали активными участниками в развитии  творческой деятельности детей, как в детском саду, так и дома.

Работу с детьми по песочной аппликации продолжаю, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Мы постоянно с детьми в поиске новых идей, пробуем, экспериментируем. Это приносит пользу детям и позволяет нам самим работать творчески, делать открытия, а значит расти в личном и профессиональном планах.

                                                 Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...

Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над  звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей  логопатов часто встречают...

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфл...