Песочная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста.
материал
Песочная аппликация хороша тем, что доступна маленьким детям, позволяет достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Распространение опыта работы по теме «Песочная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста» на Августовской конференции работников системы образования МО «Кабанский район».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада, что являюсь участником конференции и смогу перенять бесценный опыт своих коллег и поделиться своим опытом работы по развитию художественно-творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческого потенциала детей недостаточно. Необходимо пополнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации.
С целью развития, обогащения художественной творческой деятельности детей второй младшей группы я использую в работе новые техники изображения. Одна из них – песочная аппликация. Данная техника хороша тем, что доступна маленьким детям, позволяет достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной.
Рисуя песком, ребенок создает удивительный цветной мир, развивает фантазию и воображение, мелкую моторику рук, становится внимательнее и аккуратнее, получает творческий опыт. Рисуя песком, ребёнок отдыхает и успокаивается.
Цель моей работы: развитие художественно-творческой деятельности детей младшего возраста посредством песочной аппликации, совместно с родителями.
Исходя из цели следующие задачи:
- Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новый и необычный для детей способ выполнения работы по аппликации. / Песочная аппликация/.
- Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями нетрадиционного для изображения материала /песка/ и открыть его новые возможности. Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционной изобразительной технике.
- Развивать интеллектуальную сферу – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, творческого и критического мышления.
- Развивать мелкую моторику рук; способность координировать работу рук со зрительным восприятием.
- Развивать технические умения в аппликации: правильно держать кисточку, наносить клей равномерно по всей поверхности изображения; последовательно на отдельные детали изображения.
- Развивать познавательную активность в процессе творчества, коммуникативные навыки, умение работать рядом.
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы.
- Обогащать тактильный и сенсорный опыт детей.
- Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционной техникой в аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется. Поэтому свою работу начала с обогащения развивающей среды. В группе были созданы творческие центры: «Центр маленького волшебника» с разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами, наглядными пособиями, трафаретами, шаблонами, раскрасками и «Островок чудесных превращений», оснащённый обычным песком для игр, разными формочками, цветным песком для рисования, различными приспособлениями для пересыпания, просеивания; красителями – гуашью, цветными мелками (для совместной деятельности с взрослым) и другими материалами. Цель центров в активизации детского художественного творчества, обогащении опыта творческой деятельности. Их доступность и свобода выбора даёт возможность экспериментировать, исследовать цвет, свойства материалов, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
Первые эксперименты мы проводили с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности.
Когда запас знаний детей пополнился, появился интерес, а что можно еще сделать из песка? После просеивания, промывания я предложила смешать песок с яркими красками и получить нужный цвет для дальнейшей работы. После просушивания, песок превратился в яркий, волшебный. Мы стали рисовать на цветном песочке, используя игровые упражнения: что может быть жёлтым? Зелёным? Красным? и т.д. Затем насыпали на бумагу цветной песок через трафареты и видели, что получаются рисунки. У детей появилось желание украшать цветным песком. Я поняла, что работа увлекла детей, поэтому продолжила работу в данном направлении. Познакомила детей с новой техникой – «Песочная аппликация». Ребята узнали, что при помощи клея песок не рассыпается, прочно держится на бумажной основе. Так вместе с детьми мы увлеклись нетрадиционной технологией «Песочная аппликация». Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому я решила использовать в этом возрасте раскраски, шаблоны и трафареты.
Образовательную деятельность по песочной аппликации проводила в режимных моментах. Формы организации:
- совместная деятельность педагога с детьми (с подгруппой, индивидуально);
- самостоятельная деятельность детей.
Организацию занятий строила в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, где соблюдала принцип добровольного включения в деятельность.
В работе использовала игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии.
В процессе обучения детей песочной аппликации соблюдала интегрированный подход.
Работу по обучению детей песочной аппликации строила от простого к сложному.
Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности с песком осуществляла через создание игровых образовательных ситуаций, проблемных ситуаций («Угостим зайку морковкой», «Поможем цыплёнку отыскать дорогу к маме», «Украсим ёлочку для зверят» и др.), игр – путешествий по сказкам, игр- заданий «Закрась яблоко зелёным, красным цветом», «Повтори фигуры»; творческих игр. В творческий процесс с детьми включала занимательные рассказы, загадки, стихи, потешки, песенки.
Используя песочную аппликацию, как средство развития коммуникативных свойств личности, комбинировала индивидуальные и коллективные задания: «Куклы собираются на день рождения», «Животные бабушкиного двора», «Машины едут по дороге» и т.д.
Во время выполнения разнообразных игровых ситуаций, дети приобретали навыки совместного творчества.
Развивая творческую деятельность детей, творческие способности, к каждому ребёнку находила индивидуальный подход, учитывала его желание, интерес, практические умения и навыки, использовала дифференцированный подход в работе.
Самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем.
Немаловажный приём в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому выполненные детьми работы размещала на мини – выставке, где ими могли полюбоваться и авторы работ, и другие дети.
В ФГОС ДО большое внимание уделено работе с родителями. Нельзя вырастить настоящего человека без стремлений с обеих сторон к успеху. Поэтому работала в тесном сотрудничестве со своими родителями, на основе построения с ними партнёрских отношений, активного их участия в творческом процессе. Для привлечения внимания родителей и вовлечения их в совместный творческий процесс, организовывала фотоотчёты, проводила выставки детских работ. Для распространения родительского опыта в приёмной оформляла уголок – «Родительская копилка». С целью вовлечения родителей и детей в совместную творческую деятельность, предполагающую общение взрослых с ребёнком, организовывала работу творческой мастерской: «Песочное путешествие по сказке «Колобок», где родители вместе с детьми украшали сказочных героев и рассказывали сказку, «Рисуем песочные картинки вместе с мамой». Во время совместных занятий с детьми, родители обменивались опытом, демонстрировали результаты совместной работы, делились наблюдениями и переживаниями. В процессе совместной творческой деятельности ребёнок чувствовал свою значимость, что приносило ему радость, поддерживался интерес и желание мастерить. Также для совместного творчества родителей и детей организовывались выставки творческих работ на тему «Мастерим вместе».
Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и полезная. На сегодняшний день результат проведенной работы по обучению детей песочной аппликации радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников.
Мои ребятишки научились создавать очаровательные песочные картинки и выполняют это с большим удовольствием и желанием, овладели техническими умениями, научились производить точные движения пальцами рук, что способствует развитию мелкой моторики, обогатился сенсорный опыт детей. Рисуя песком, у детей не возникает ощущения, что они могут ошибиться и испортить рисунок, что очень важно для них, дети стали спокойнее, сосредоточеннее.
Для родителей – это прекрасный повод провести свободное время вместе с детьми и получить от совместного творчества огромное удовольствие. Занимаясь творчеством вместе со своими детьми, взрослые смогли лучше узнать и понять мир детей, достигнуть гармонии в отношениях. Большинство наших родителей стали активными участниками в развитии творческой деятельности детей, как в детском саду, так и дома.
Работу с детьми по песочной аппликации продолжаю, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Мы постоянно с детьми в поиске новых идей, пробуем, экспериментируем. Это приносит пользу детям и позволяет нам самим работать творчески, делать открытия, а значит расти в личном и профессиональном планах.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719196-1449085617.jpg)
Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780191-1460311454.jpg)
Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108343-1548595566.jpg)
Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".
Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду. Песочная терапия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/24/picture-322948-1382629810.jpg)
Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки ил...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-1205112-1615738360.jpg)
Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей логопатов часто встречают...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/21/picture-1245438-1703151204.jpg)
Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфл...