Развитие художественного творчества детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник изображения.
материал

Балдакова Татьяна Александровна

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_festival_ped.idey_.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

          Распространение опыта работы на VI Межрегиональном Фестивале

«Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог,    сотрудничество» по теме: «Развитие художественного творчества детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник  изображения».

Развитие творческого потенциала, эмоций, чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом, с взрослыми – актуальнейшие проблемы современной педагогики и требований ФГОС ДО.  Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческого потенциала детей недостаточно. Необходимо пополнять современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой инициативы, интереса, вдохновения.

Одним из эффективных средств для этого является изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности позволяет разнообразить способности ребенка, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, делает процесс обучения занимательным, создаёт атмосферу непринуждённости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности; позволяет выразить в работе свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Работая с детьми второй младшей группы, я разработала и использовала в своей работе творческий проект «Маленькие волшебники» с использованием нетрадиционных техник изображения, а именно – салфеточная и песочная аппликация.

Цель моей работы: развитие художественного творчества детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник изображения.

Задачи:

  • Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы по аппликации.
  • Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями  материалов и открыть их новые возможности.  Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционной изобразительной технике.
  • Способствовать овладению детей техническими приемами работы  с нетрадиционными материалами.
  • Развивать мелкую моторику рук; способность координировать работу рук со зрительным восприятием; тактильные ощущения.
  • Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы.
  • Развивать познавательную активность в процессе творчества, коммуникативные навыки, умение работать рядом.
  • Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционной техникой в аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.

 А сегодня хочу поделиться с вами опытом только по использованию песочной аппликации в работе с детьми младшего возраста. Данная техника хороша тем, что доступна маленьким детям, позволяет достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной.

Рисуя песком, ребенок создает удивительный цветной мир, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику, зрительную и двигательную память, речь, становится внимательнее, аккуратнее. Рисуя песком, ребёнок, отдыхает и успокаивается.                

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится — в монотонном, однообразном, стандартном или наоборот разнообразном, насыщенном, динамичном.   В соответствии с ФГОС ДО была создана и пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы. Так в группе появились творческие центры: «Маленький волшебник», «Островок чудесных превращений».

Центр «Маленький волшебник» наполнен разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами, наглядными пособиями, трафаретами, шаблонами, раскрасками.

Центр «Островок чудесных превращений» оснащён песком для игр, разными формочками,  цветным песком для рисования, ложечками, кулёчками для пересыпания, ситечками для просеивания; красителями – гуашью, цветными мелками (для совместной деятельности с взрослым) и другими материалами.

Цель этих центров в активизации детского художественного творчества, поддержки детской инициативы, обогащении опыта творческой деятельности.  Доступность и свобода выбора в центрах даёт возможность экспериментировать, исследовать, открывать для себя неизведанное.

Первые эксперименты мы проводили с детьми в песочнице. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Когда запас знаний детей пополнился, появился интерес, а что можно еще сделать из песка?  Я предложила смешать песок с яркими красками. После просушивания, песок превратился в яркий, волшебный.  Мы стали рисовать на цветном песке, используя игровые упражнения: что может быть жёлтым?  Зелёным? Красным? и т.д.  Затем насыпали на бумагу цветной песок через трафареты и видели, что получаются рисунки. У детей появилось желание украшать  цветным песком. Я поняла, что эта работа увлекла детей, поддержала их инициативу и  продолжила работу в данном направлении. Познакомила детей с новой техникой изображения.  Ребята узнали, что при помощи клея песок не рассыпается,  прочно держится на бумажной основе. Так вместе с детьми мы увлеклись песочной аппликацией. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому я решила использовать в этом возрасте раскраски, шаблоны и трафареты, которыми пополняла центр маленького волшебника в соответствии с интересами детей.

Образовательная деятельность по песочной аппликации проводилась в режимных моментах. Формы организации:

- совместная деятельность педагога с детьми (с подгруппой, индивидуально);

- самостоятельная  деятельность детей.

Организация занятий осуществлялась в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, соблюдался принцип добровольного включения в деятельность. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить учебную программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новым видом продуктивной деятельности. Кроме того, для воспитателя – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их наклонностей и интересов.

В работе использовала  игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии (правила работы с песком).

В процессе обучения детей песочной аппликации соблюдала интегрированный подход.

Работу по обучению детей песочной аппликации строила от простого к сложному -  дети начинали украшать цветным песком простые шаблоны, используя один – два цвета, затем переходили к более трудоёмким  – с большим числом деталей в изображении, меньших по размеру, к выполнению  несложных композиций.

Большую роль во время аппликации с песком отводила  овладению детьми сложными умениями: наносить клей на определённые детали изображения, не выходя за контуры, распределять песок равномерно по всей поверхности изображения.

Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности с песком осуществляла через создание игровых образовательных ситуаций, проблемных ситуаций, игр – путешествий по сказкам, игр - заданий «Закрась яблоко зелёным, красным цветом», «Повтори фигуры»; творческой игры, например, в которых дети определяли, на что похож силуэт, подбирали цвета и украшали. Развивая творческие способности, к каждому ребёнку старалась находить  индивидуальный подход, учитывала его желание, интерес, практические умения и навыки, использовала дифференцированный подход в работе.

В творческий процесс с детьми включала занимательные рассказы, загадки, стихи, потешки, песенки.

Для успешного решения образовательных задач было  предусмотрено применение таких методов, приёмов,  которые требовали от детей, как выполнение конкретных заданий, так и проявления творчества, фантазии.

Используя песочную аппликацию, как средство развития коммуникативных свойств личности, комбинировала индивидуальные и коллективные задания: «Куклы собираются на день рождения», «Животные бабушкиного двора», «Машины едут по дороге» и т.д.

Во время выполнения разнообразных игровых ситуаций, дети приобретали навыки совместного творчества.

Немаловажный приём в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому выполненные детьми работы размещала на мини – выставке, где ими могли полюбоваться и авторы работ, и другие дети.  

Самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он овладевает изобразительными навыками и умениями, учится  осознанно использовать их.  При работе с песком у детей развивается воображение, терпение, эстетические чувства, цветовое и образное мышление.  Занимаясь песочным творчеством, ребёнок приобщается к красоте.  

Занимаясь с детьми песочной аппликацией, использовала следующие правила:  
* не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
* уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т.к. мнение педагога будет порождать страх сделать что-то "не так”, сказать "не так” (боязнь ошибиться);
*  творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
* не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка.

В  ФГОС ДО большое внимание уделено работе с родителями. Для того  чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определённое руководство со стороны взрослых. Поэтому работала  в тесном  сотрудничестве со своими родителями, на основе построения с ними партнёрских отношений, активного их участия в творческом процессе. На родительском собрании была представлена презентация по использованию песочной аппликации для творческого развития детей.  Для просвещения родителей, передачи необходимой информации использовала индивидуальные и групповые консультации.  Для привлечения внимания родителей и вовлечения их в совместный творческий процесс, организовывала фотовыставки, как мы с детьми занимаемся песочной аппликацией, проводила выставки детских работ – «Мы рисуем цветным песочком».  Для распространения родительского опыта в приёмной оформляла стенд – «Родительская копилка». С целью вовлечения родителей и детей в совместную творческую деятельность, организовывала работу творческой мастерской: «Песочное путешествие по сказке «Колобок», где родители вместе с детьми украшали сказочных героев и рассказывали сказку, «Рисуем песочные картинки вместе с мамой». В творческой мастерской всегда царила атмосфера добра, взаимопонимания, творчества и активной деятельности.  Для совместного творчества родителей и детей организовывала  выставки творческих работ на тему «Мастерим вместе».

Мои дети участвуют со своими работами в различных конкурсах.

Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и полезная.  

Мои ребятишки научились создавать очаровательные песочные картинки и выполняют это с большим удовольствием и желанием. Рисуя песком, у детей не возникает ощущения, что они могут ошибиться и испортить рисунок, что очень важно для них, дети стали спокойнее, сосредоточеннее.

Для родителей – это прекрасный повод провести свободное время вместе с детьми и получить от совместного творчества огромное удовольствие. Большинство наших родителей стали активными участниками в развитии  творческой деятельности детей, как в детском саду, так и дома.

Работу с детьми по песочной аппликации продолжаю, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Мы постоянно с детьми в поиске новых идей, пробуем, экспериментируем. Это приносит пользу детям и позволяет нам самим работать творчески, делать открытия, а значит расти в личном и профессиональном планах.

                                                 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Развитие воображения у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования

Ранний возраст детей, это благодатный период для закладки фундамента дальнейшего роста ребенка во всех направлениях. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития р...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании.

Рисование являетсяодним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетическоговосприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческойдеятельностью ребенка.Обучение рис...

Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

          Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наибо...