Ребёнок от года до трех лет. Особенности возраста, возрастные нормы.
учебно-методический материал

Богомаз Анна Сергеевна

Примерно в возрасте 1 года с небольшим ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Поскольку ребенок подражает действиям взрослых, то познание предметов и осмысление их функций происходят одновременно. К концу первого года жизни малыш может по просьбе взрослого выполнить простые действия и движения: наклонить головку, когда его просят сказать «спасибо»; помахать ручкой, когда требуется сказать «до свидания»; похлопать в ладоши, когда ему предлагают сыграть в «ладушки-ладушки». В результате слово закрепляется за определенными ситуацией, объектом, движением, действием, оно вызывает активность ребенка, а значит, и управляет его поведением на основе памяти. Для годовалого ребенка за словом еще стоит определенный, конкретный предмет или ситуация. Лишь накопление опыта, познание многих схожих объектов обеспечивает усвоение слова в его обобщающем значении.

Постепенно малыш начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи: «Что будет, если...» Он замечает, что погремушка звучит тогда, когда ее встряхивают, а мячик катится тогда, когда его толкают или кидают.

С помощью действий с предметами ребенок проникает в суть вещей, то есть начинает мыслить. Это стадия экспериментов, на которой малыш обращает внимание на результат своих действий и стремится его получить, проверяет, даст ли такой же результат действие с другими предметами. Собственно, поэтому мышление ребенка и называется наглядно-действенным. Задача, которую решает ребенок, дана наглядно, и способом ее решения является не рассуждение в уме, а практическое действие. Постепенно малыш накапливает опыт действий с предметами и у него складываются представления об их свойствах и результатах действий с ними. Теперь он уже не совершает практических проб, а действует в представлении, то есть с помощью образов в уме. Так происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Особенность этапа в том, что появляется игра без участия взрослого. То есть ребенок познает мир уже самостоятельно, а не только вместе со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок от года до трех лет. Особенности возраста, возрастные нормы.

Примерно в возрасте 1 года с небольшим ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Поскольку ребенок подражает действиям взрослых, то познание предметов и осмысление их функций происходят одновременно. К концу первого года жизни малыш может по просьбе взрослого выполнить простые действия и движения: наклонить головку, когда его просят сказать «спасибо»; помахать ручкой, когда требуется сказать «до свидания»; похлопать в ладоши, когда ему предлагают сыграть в «ладушки-ладушки». В результате слово закрепляется за определенными ситуацией, объектом, движением, действием, оно вызывает активность ребенка, а значит, и управляет его поведением на основе памяти. Для годовалого ребенка за словом еще стоит определенный, конкретный предмет или ситуация. Лишь накопление опыта, познание многих схожих объектов обеспечивает усвоение слова в его обобщающем значении.

Постепенно малыш начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи: «Что будет, если...» Он замечает, что погремушка звучит тогда, когда ее встряхивают, а мячик катится тогда, когда его толкают или кидают.

С помощью действий с предметами ребенок проникает в суть вещей, то есть начинает мыслить. Это стадия экспериментов, на которой малыш обращает внимание на результат своих действий и стремится его получить, проверяет, даст ли такой же результат действие с другими предметами. Собственно, поэтому мышление ребенка и называется наглядно-действенным. Задача, которую решает ребенок, дана наглядно, и способом ее решения является не рассуждение в уме, а практическое действие. Постепенно малыш накапливает опыт действий с предметами и у него складываются представления об их свойствах и результатах действий с ними. Теперь он уже не совершает практических проб, а действует в представлении, то есть с помощью образов в уме. Так происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Особенность этапа в том, что появляется игра без участия взрослого. То есть ребенок познает мир уже самостоятельно, а не только вместе со взрослыми.

Нормально развивающийся ребенок в 1,5 года:

— строит башню из трех-четырех кубиков;

— вкладывает в форму круг;

— собирает пирамидку, не учитывая размеры колец, не по порядку;

— снимает варежки и носки, самостоятельно ест ложкой кашу и пюре (жидкую еду может проливать);

— указывает на картинки, переворачивает страницы книги;

— повторяет штрих, если показать, как его рисовать.

Нормально развивающийся ребенок в 2 года:

— строит башню из восьми кубиков;

— вкладывает в форму круг и другие геометрические фигуры;

— вкладывает один предмет в другой и испытывает затруднения, если предметов оказывается больше двух;

— сам надевает туфли и тапки, носки, футболку и штаны;

— поворачивает ручку двери, нажимает на звонок, воспроизводит в игре ряд логически связанных действий;

— копирует вертикальные и круглые линии после показа.

Нормально развивающийся ребенок 2,5 лет:

— строит поезд из кубиков, домик, забор, если ему показать, как это делается;

— собирает из отдельных элементов фигурки;

— вкладывает две матрешки одну в другую;

— одевается сам (проблемой остаются только пуговицы и шнурки);

— подражает большому количеству действий взрослых, в игре выполняет последовательные действия;

— рисует «крестики».

Нормально развивающийся ребенок в 3 года:

— строит башни из девяти и более кубиков, строит поезда, дома, мосты (копирует после показа);

— собирает рисунки из крупной мозаики;

— собирает пирамидку с учетом размера колец, легко выполняет задания на вкладывание, вкладывает одну в другую до четырех матрешек (может потребоваться помощь взрослого);

— одевается и застегивает пуговицы самостоятельно (требуется лишь небольшая помощь при завязывании шнурков);

— исполняет роли в игре;

— копирует крест и круг, если показать, как надо их рисовать;

— рисует человека с головой, руками и ногами, но без шеи и туловища.

Двигательная норма для детей от 1 до 1,3 года:

— ходит самостоятельно;

— стоя, бросает мяч;

— самостоятельно встает с пола;

— бегает неуклюже;

— бьет ногой по мячу;

— может забраться и сесть на высокий стул.

Двигательная норма для детей от 1,3 до 1,5 лет:

— поднимается и спускается на несколько ступенек, передвигаясь приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого;

— ходит боком;

— бегает не падая;

— нагибается и поднимает с пола предмет, не держась за опору;

— делает несколько шагов назад не падая.

Двигательная норма для детей от 1,5 до 2 лет:

— бьет ногой по мячу, не держась за опору;

— самостоятельно делает несколько шагов на носочках;

— прыгает на месте;

— самостоятельно влезает по лестнице на детскую горку и съезжает с нее.

Двигательная норма для детей от 2 до 2,3 лет:

— стоит в течение нескольких секунд на одной ноге, держась одной рукой за опору;

— прыгает, отрывая от пола обе ноги и опускаясь при приземлении на всю стопу;

— прыгает со ступенек, приземляясь обеими ногами.

Двигательная норма для детей от 2,3 до 2,5 лет:

— самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку;

— делает на носочках пять шагов подряд;

— подпрыгивает на месте и не падает при приземлении;

— стоит на одной ноге несколько секунд, не пользуясь опорой;

— из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы;

— играет в мяч с другими детьми: бросает мяч и ловит его как минимум в половине случаев;

— сохраняет равновесие и умеет координировать движения, играя в подвижные игры, требующие умения бегать, лазать, прыгать.

Двигательная норма для детей от 2,5 до 3 лет:

— ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали;

— удерживает равновесие, стоя на одной ноге;

— поднимается по лестнице, ставя по одной ноге на ступеньку с чередованием ног;

— быстро и уверенно бегает;

— умеет бросать мяч вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам

Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...

Возрастные нормы речевого развития ребёнка дошкольного возраста.

В данном сообщении описываются возрастные нормы речевого развития детей дошколтного возраста....

Особенности развития ребенка в 3 года. Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям.

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не зам...

Ребёнок от года до трех лет. Особенности возраста, возрастные нормы.

Примерно в возрасте 1 года с небольшим ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Поскольку ребенок подражает действиям взрослых, то познание предметов и осмысление их функций происх...

Игровой - практикум для родителей детей раннего возраста «Возрастные особенности детей 2-3 лет» и «Кризис трех лет. Как быть?»

Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком....