Конспект занятия – экскурсии «Образы, рожденные войной» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Косолапова Татьяна Николаевна

Тема занятия – экскурсии: «Образырожденные войной». 

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Основная цель занятия: формирование у старших дошкольников эмоционально осознанного отношения к событиям Великой Отечественной войны, воплощенным на полотнах русских художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение - детский сад «Улыбка»

МОУ – СОШ № 3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Конспект занятия – экскурсии  «Образы, рожденные войной»

в подготовительной группе

                                                                 Воспитатель: Косолапова Т. Н.

        

2021-2022 учебный год

Конспект занятия - экскурсии

Тема занятия – экскурсии: «Образырожденные войной»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование у старших дошкольников эмоционально осознанного отношения к событиям Великой Отечественной войны, воплощенным на полотнах русских художников.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания; продолжать учить детей рассматривать картины и рассказывать о них, задавать вопросы и отвечать на них;

- активизировать в речи вновь  слова, понятия (память, подвиг, портрет пейзаж).

Развивающие:

- развивать умение дополнять рассказ воспитателя об увиденном на картине,  самостоятельность в изложении, целенаправленность и вариативность;

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству, любовь к Родине и истории своей страны, уважение к защитникам Родины.

Репродукции картин: П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»,

Ф. П. Усыпенко «Битва под  Моздоком», П. Д. Корин «Портрет маршала               Г. К. Жукова», М. И. Самсонов «Сестрица», А. И. Лактионов «Письмо  с фронта», П. А. Кривоногов «Победа».

Словарь: память, подвиг, художественный образ, колорит, портрет, пейзаж, китель, маршал.

Оборудование и материалы: музыкальный центр, стойки для картин, драпировка из ткани, «Коробка открытий», георгиевская лента,

письма: современное и фронтовое.

Ход занятия – экскурсии.

Помещение группы делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (картина А. И. Лактионова «Письмо с фронта» закрыта тканью) и игровую зону, в которой находится «Коробка открытий».

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При  встрече  здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро всем нам -

Добрым хорошим друзьям!

Ребята, перед  вами  необычная  коробка. Она  называется  «Коробка  открытий». А  называется  она  так  потому, что  мы  с  вами  откроем    что-то  новое, необычное. Давайте  откроем  с  вами  коробку  и  посмотрим, что  в  ней  находится. (Георгиевская лента). Ребёнок  достаёт  из  коробки  предмет  и  называет  его.

Ребята, расскажите, что вы знаете о георгиевской ленте? (ответы  детей).                 Я вам предлагаю рассмотреть георгиевскую ленту. Для этого мы будем передавать её друг другу по кругу. (Дети передают георгиевскую ленту по кругу, слушают рассказ воспитателя).

Рассказ воспитателя

Двухцветная георгиевская ленточка в России символизирует военную доблесть и славу. Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый пламя. Сегодня георгиевская лента считается символом победы. Существует традиция, согласно которой в преддверии праздника Дня Победы ленточку повязывают на одежду в знак уважения, памяти и солидарности героическим русским солдатам, отстоявшим свободу своей страны.

 (Педагог делает из ленты бант и прикрепляет себе на грудь).

В  годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои за Родину, их участниками становились мужчины и женщины, юноши и девушки. Среди них были люди разных профессий, в том числе и художники.  Благодаря им сегодня  можно видеть на картинах события, происходящие в то военное время. Чтобы познакомиться с картинами художников, изображавших то страшное время…войну, я вам предлагаю отправиться на  экскурсию  в  картинную  галерею. И  тема  нашей  экскурсии «Образы, рождённые войной»

(Дети переходят в галерею, садятся на стулья, воспитатель в  «Коробку  открытий»  кладёт письма).

Рассматривание картин

Посмотрите на картину  Петра Александровича Кривоногова  «Защитники Брестской крепости».                                                                                   На репродукции картины предстает одно из первых сражений Великой Отечественной войны, показан подвиг русских солдат. На уничтожение Брестской крепости было отведено 30 минут. Но бойцы боролись не на жизнь, а на смерть. Более 20 дней над крепостью реяло пробитое пулями красное знамя. И все-таки враг захватил крепость, не оставив в живых ни одного солдата Советской армии.  Погибая, бойцы писали на стенах крепости: « Я умираю, но не сдаюсь!»                                                                             Композиция картины разделена на две части: на одной художник показывает наступающих и погибших немецких солдат, а на другой, у крепости, - советских бойцов, которые стойко и мужественно держат оборону. Несмотря на то что многие тяжело ранены, они идут в атаку, защищая Родину. Лица советских солдат полны решимости и веры в победу, а немецких, наоборот, - страха и неуверенности. Защитники Брестской крепости показали врагу силу русского солдата и уверенность в победе. Тогда враг понял, что ни одного метра родной земли без боя русские не отдадут. На заднем плане картины видна сама крепость, охваченная огнём и дымом, с выбитыми окнами и разрушенными стенами. Она, так же как и раненые солдаты, не сдаётся. Сегодня  Брестская крепость - это мемориальный комплекс, который находится в черте города Бреста в Республике Беларусь. Она с гордостью носит звание крепости-героя  и является символом несокрушимой стойкости советского народа. Сам художник участвовал в боях, поэтому так правдиво показал события  военных лет.

Следующее произведение –  картина Федора Павловича Усыпенко «Битва под Моздоком». На картине  мы видим советские танки Т-34. В битве моторов они сокрушили немецкие «Тигры». На переднем плане, изображены два больших танка, на которых находится несколько выживших бойцов.             Снег усыпан землей. Видно, что эта картина не выдумана, автор видел все сражение как будто со стороны. Краски, которые использует автор при написании картины, передают атмосферу боя, желание наших солдат одолеть врагов. В этой битве победа осталась за нашими солдатами. В таких боях всегда было место подвигам, в них рождались герои.

Ребята, а как вы считаете, кого можно назвать героем? (ответы детей)

Одному из таких героев посвящено следующее произведение – Павла Дмитриевича Корина «Портрет маршала Г. К. Жукова». На картине изображён военачальник Георгий Константинович Жуков. С его именем связано большинство громких побед в войне.

- Ребята, каким изобразил художник маршала Жукова? (ответы детей)

Волевым, по-военному подтянутым, в маршальской форме – таким художник изобразил Георгия Константиновича. На груди мы видим ордена. Ордена на груди, как сталь доспехов. Металлом отливает синий мундир маршала. И в лице его, и в крепкой коренастой фигуре есть что-то железное, несгибаемое.

Чувствуется, этот человек привык принимать ответственные решения, управлять огромной армией. В этом портрете слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра.

В годы ВОВ наша страна называлась  Советским Союзом, высшей наградой за совершение подвига было звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Эти награды хорошо видны на кителе Г. К. Жукова.

- Сколько таких медалей вы видите?  (ответы детей)

На портрете Георгий Константинович изображён трижды Героем. Позже его наградили ещё одной звездой Героя Советского Союза.

Физминутка «Героям – салют!»                                                                  

Встали ровно все, ребята,

Зашагали, как солдаты.

Как солдаты на параде, 
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой - раз, правой - раз, 
Посмотрите все на нас. 

Ровным строем мы идём - раз, два, три 

В барабаны звонко бьём - раз, два, три 

Наши пушки метко бьют - раз, два, три

Героям нашим всем салют! Раз, два три!

(Дети выполняют движения в соответствии с произносимыми словами)

На следующей картине – «Сестрица» художника Марата Ивановича Самсонова тоже изображены герои, только их имена неизвестны. Тысячи девушек – медицинских сестёр в годы войны выносили на своих плечах раненых солдат. Отважные и бесстрашные, сквозь взрывы и пулемётные очереди, они пробирались к бойцам: бинтовали им раны, брали их винтовки и выводили с поля боя. Сюжет картины – это рассказ об одной спасённой жизни. Жизни солдата, который в бою получил ранение в голову и без медсестры не выжил бы. Смелая девушка, отыскав раненого, оказав ему первую помощь, ведёт его к медицинской палатке. Её уверенный шаг и серьёзный взгляд говорят о том, что они останутся в живых. Она точно знает, как нужно действовать, ведь делала это уже не раз, на её счету десятки спасённых жизней.

(После рассматривания картины педагог предлагает  детям вновь подойти к «коробке открытий» и достать оттуда фронтовое письмо в виде треугольника и современное письмо).

- Как вы думаете, ребята, что это? (ответы детей)

- Давайте сравним их, как выглядит письмо с фронта? И современное письмо?

- Какие средства связи существуют в наше время? (Ответы детей)

Ежедневно люди обмениваются информацией, для этого они используют телефоны, интернет, почту. Сегодня  мало кто пишет письма и отправляет их по почте в конверте, но много лет назад адресаты с нетерпением ждали рукописного письма, особенно  в годы войны весточку с фронта – заветный треугольник был самым долгожданным.

Ребята, если мы достали письма из «Коробки открытий», одно из которых – фронтовое письмо, то,  как вы думаете, что может быть изображено на следующей картине? (ответы детей)

Ребята, я предлагаю вернуться в галерею, проверить верно ли ваше предположение.  

Открываю картину Александра  Ивановича Лактионова «Письмо с фронта», читаю начало фронтового письма: «Добрый день дорогие родные!!! Здравствуй родная и никогда не забываемая мама и родненький братик Саша!!! Сообщаю вам, что я жив и здоров чего и вам желаю. Примите от моего всего сердца фронтовой привет. Вот как видите пока жив и здоров, живу хорошо по фронтовому».

Сюжет картины не придуман художником – всех героев он писал с натуры. Однажды Лактионов встретил на улице солдата с перевязанной рукой, который при ходьбе опирался на палку. Останавливаясь, он вытаскивал письмо – сверялся с адресом. Живописец заговорил с солдатом и, узнав, что тот ищет дом по указанному адресу, согласился ему помочь. Художник видел, как открылась дверь дома, из которого вышла женщина. Так и появилась картина «Письмо с фронта».

- Какое настроение вызывает картина? Почему? (ответы детей)

- Кто принес это письмо?

- Кто читает письмо, кто его внимательно слушает?

-Как вы думаете, о чем написано в этом письме?

- Какие, по-вашему, мнению происходили события в этой семье до получения письма?

Произведение написано светлыми, ликующими красками, картина наполнена солнцем, лица людей излучают радость.

В последний год войны все люди жили в ожидании её окончания. И в апреле 1945 года Советская армия подошла к Берлину – столице Германии и  штурмом захватила Рейхстаг – здание государственного собрания Германии. В это время художник П. А. Кривоногов находился там и смог сделать несколько набросков задымлённого Рейхстага и ликующих солдат-победителей. По возвращении домой он написал картину «Победа», в которой  смог передать атмосферу безграничного торжества. Художник показал исторический момент в деталях: большое дымящееся здание со следами от пуль и снарядов, восторженные крики десятков солдат, тела убитых на мраморных ступенях, усыпанных осколками. Картина наполнена движением и тем самым предлагает зрителю стать участником действия. Герои сюжета изображены в полный рост, и создаётся ощущение полного присутствия в картине.

Итог:  А  теперь  вы  можете  подойти  к  репродукциям  поближе  и  рассмотреть  их. Какая  картина  понравилась  больше  всего? Чем?  Какие  чувства  вызывают  у  вас  увиденные  картины?  Почему? Что общего на  картинах?

(Под музыку Д. Ф. Тухманова «День Победы» уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Матрешкин день рождения " во второй младшей группе

Поездка детей на день рождение к Матрешке.Дети готовят свой подарок -расписывают цветы в нетрадиционной технике рисования - пальчиками....

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект комплексного занятия "Давно минули дни войны" для подготовительной группы

Комплексное занятие на 9 мая "Давно минули дни войны" для подготовительной группы...

Конспект занятия о Великой Отечественной войне в подготовительной группе

Воспитать чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны, к историческому прошлому родного города...

Конспект занятия по позновательному развитию для детей подготовительной группы "День рождения ложки".

Конспект занятия по познавательному развитию для                детей подготовительной группы        ...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....